Правовые основы управления финансами
В основной своей массе финансовые отношения регулируются такой отраслью права как финансовое право. Финансовые правовые акты, используемые в ходе управления финансами можно классифицировать по юридической силе (законный и подзаконные) и по уровню власти (правовые акты органов государственной власти и правовые акты органов местного самоуправления). Основным законом, закладывающим управление финансами, является Конституция РФ. Конституция определяет федеративное государственное устройство, что обуславливает выделение в бюджетной и налоговой системе трех самостоятельных уровней. Нормы непосредственно регулирующие финансовые отношения отражаются в статье 35, права частной собственности, 71, 73 – предметы ведения РФ, субъектов РФ. К нормативным документом в сфере финансового законодательства – бюджетный кодекс. Нормы бюджетного кодекса регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы, формирования доходов и расходов бюджета всех уровней, внебюджетных фондов, в процессе реализации межбюджетных отношений, бюджетного процесса. В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются также ФЗ, законы субъектов РФ и нормативно правовые акты представительных органов местного самоуправления о бюджетах и государственных внебюджетных фондах. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (от 6.10.2003 131ФЗ). Важное место в системе правового регулирования финансовых отношений занимают подзаконные нормативно-правовые акты. К ним относятся прежде всего указы президента РФ, постановления правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, письма, инструкции федеральных министерств, служб, агентств). Указы президента, как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, а также определяют порядок их разработки, основные направления деятельности органов государственной власти (указ президента РФ от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»). Ведомственные нормативно-правовые акты позволяют осуществлять государственное правовое регулирование в области отраслей экономики между распорядителями и получателями бюджетных средств.
Источники финансового законодательства:
1. Конституция РФ
2. Финансовое законодательство
2.1. Федеральный уровень
2.1.1. Федеральное законодательство (Бюджетный кодекс, налоговый кодекс, ФЗ о бюджете, государственных внебюджетных фондов)
2.2. Региональный уровень
2.2.1. Законодательство субъектов РФ (Законы о бюджетах субъектов РФ, территориальных внебюджетных фондов, закон субъекта РФ о бюджетном процессе, закон об исполнении бюджета)
2.3. Местный уровень
2.3.1. Местные нормативно-правовые акты. (Решения о местных бюджетах, об их исполнении, о бюджетном процессе).
3. Подзаконные нормативно-правовые акты
3.1. Нормативно-правовые акты общей компетенции (указы президента, постановления правительства, постановления законодательных органов РФ)
3.2. Нормативно-правовые акты специальной компетенции (письма постановления министерства финансов, федеральной налоговой службы, центрального банка, казначейства, таможенной службы и т.д.).
В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управление финансами регулируются нормами гражданского кодекса, финансовым законодательством, ведомственными нормативными актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке.
Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов. Ликвидируются противоречия между федеральным и региональным законодательством, между отдельными законами и ведомственными правовым актами, ликвидируются нечеткие формулировки, сложный псевдонаучный язык, искореняется формальный подход к научной экспертизе принимаемых проектов законов и иных нормативно-правовых актов.
Общее управление финансами в РФ такими главными структурами как Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ.
Президент РФ (администрация Президента) определяет цели и задачи финансовой политики, регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает ФЗ о бюджете, имеет право вето на финансовое законодательство.
Федеральное собрание устанавливает сборы, налоги, платежи, утверждает госбюджет, принимает финансовое законодательство, формирует Счетную палату РФ.
Правительство РФ ответственно за реализацию финансовой политики, составление и исполнение федерального бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым вопросам, является единым центром управления финансами.
Современные задачи и функции минфина определены указам президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В настоящее время в министерство финансов входит 4 федерльные службы: ФНС, Федеральное казначейство, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба страхового надзора.
(Рассмотреть функции и задачи минфина РФ и федеральных служб, входящих в его состав)
Основными задачами минфина являются выработка единой государственной финансовой политики. Среди основных функций минфина выделяют разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий, разработка проектов законов в области налогообложения, разработка проекта закона о федеральном бюджете, организация его исполнения, составление отчетности об исполнении, координация бюджетной и денежно-кредитной политики, управление госдолгом, разработка нормативно-правовых актов в области БУ и отчетности.
Управление финансами на региональном уровне осуществляют высшие органы законодательной власти субъектов РФ, утверждая законы в области финансов в рамках своей компетенции.
(самостоятельная работа, которая должна отразить структуру органов управления финансами на уровне субъекта федерации [Рязанской области], основные функции и задачи).
В составе администрации субъектов РФ создаются специализированные финансовые органы (минфин Рязанской области, департаменты и т.д.).
Управление финансами на местном уровне осуществляется представительными и исполнительными органами местного самоуправления и касаются в основном утверждения местного бюджета, его исполнения, реализация финансовый политики на местном уровне.
На уровне хозяйствующих субъектов организационная структура управления финансами определяется высшим руководством и зависит от масштабов организации, видов деятельности.