Бюджетирование как управленческая технология

Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс, составления финнансовых планов и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Полноценное бюджетирование на предприятии как управленческая технология, включает три составные части (рис. 1).

Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru

Рисунок - Блок-схема внутрифирменного бюджетирования

Если из схемы выпадает хотя бы одни составной элемент, то вряд ли можно рассчитывать на успех постановки бюджетирования и на то, что оно поможет решить проблемы в области управления финансами.

3. Виды бюджетов. Их особенности

Существуют различные подходы к разработке бюджетов, чаще всего их классифицируют на гибкие и фиксированные.

Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра от­ветственности. В зависимости от объема деятельности пере­менные и смешанные затраты меняются, а постоянные остают­ся неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно.

Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изме­нений уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зави­сят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимо­связь "вход— выход" носит не столь явный характер. Фиксиро­ванные бюджеты используют прежде всего для центров частич­но регулируемых затрат, а также для других видов центров ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и др.

Выделяют следующие разновидности фикси­рованных бюджетов:

T Бюджеты "от достигнутого" составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного из­менения условий деятельности предприятия (поэтому их иногда называют "приростными"). Например, административные затраты обычно планируют "от достигнуто­го" (такие бюджеты встречаются наиболее часто).

T Бюджеты с проработкой дополнительных вариантов от­личаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов. Например, такой бюджет может содержать варианты, при которых сумма затрат сокраща­ется или увеличивается на 5, 10, 20%. Этот подход явля­ется промежуточным между бюджетом "от достигнутого" и бюджетом "с нуля";

T Бюджеты "с нуля" разрабатывают исходя из предположе­ния о том, что для данного центра ответственности бюд­жет составляется впервые. Это избавляет от груза про­шлых ошибок. Наиболее сложной разновидностью фиксированных бюдже­тов является бюджетирование "с нуля". Бюджетирование "с нуля" целесообразно проводить для частично регулируемых затрат. В частности, его можно исполь­зовать при разработке бюджетов на маркетинг, НИОКР, ре­монтные работы и др.

4. Сферы применения различных типов бюджетов

На предприятии для каждого центра ответственности со­ставляется отдельный бюджет. Как указывалось выше, сущест­вуют центры ответственности различных типов: центры регулируемых затрат; центры слабо регулируемых затрат; центры выручки; центры прибыли; центры инвестиций. Для каждого из них нужен особый подход к разработке бюджета (табл. 1).

Таблица 1 – Подходы к разработке бюджетов для различных типов центров ответственности

Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru

Система бюджетов на предприятии, их содержание и взаимосвязь

Бюджетирование осуществляется в двух направлениях.

Первое направление - подготовка функциональных бюджетов, то есть бюджетов подразделений предприятия. Соответственно подразделение предприятия, для которого может быть составлен бюджет и осуществлен контроль за его выполнением, является бюджетным центром.

Второе направление бюджетирования – разработка стандартов (норм) затрат на производство отдельных изделий (или услуг).

Взаимосвязь этих направлений заключается в том, что на основании бюджетов отдельных подразделений определяют ставку распределения их накладных расходов между отдельными видами продукции. Это позволяет составить нормативную (стандартную) калькуляцию полной производственной себестоимости (единицы продукции. В свою очередь, стандарты (нормы) затрат используются (для суммирования бюджетов затрат на производство. На основании бюджетов всех подразделений готовится генеральный (сводный) бюджет предприятия.

В целом на предприятии используется система бюджетов различных видов и назначения (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Классификация бюджетов

Признаки классификации Виды бюджетов
По срокам Текущий – год Оперативный – квартал, месяц Скользящий
По назначению Операционный Финансовый
По методам разработки Фиксированный (статичный) Гибкий
По уровню детализации Генеральный – по предприятию в целом Частные – по центрам ответственности

Представление о перспективах деятельности предприятия дает генеральный бюджет. Генеральный (сводный) бюджет (Master Budget)— это совокупность бюдже­тов, обобщающих будущие операции всех подразделений предприятия. Генеральный бюджет предприятия представляет собой взаимосвязанную систему операционных, финансовых бюджетов и бюджета инвестиций (рис. 7.1).

Операционные бюджеты (Operating Budgets) — это совокупность бюджетов затрат и доходов, которые обеспечивают составление бюджетного отчета о прибыли.

Состав операционных бюджетов зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Но в любом случае информация операционных бюджетов используется как для оперативного управления деятельностью подразделений продаж, логистики, производства, снабжения, так и для составления финансовых бюджетов.

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и являет­ся основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанав­ливается на основе объема реализации.

Бюджет прибыли и убытков – проформа финансовой отчетности, составления до начала отчетного периода, отражающая финансовый результат предполагаемой деятельности. Бюджет прибыли и убытков представляет собой прогноз отчета о прибыли и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, пе­ременных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в пла­нируемом периоде.

Финансовые бюджеты (Financial Budgets) — это совокупность бюджетов, ото­бражающая запланированные денежные потоки и финансовое состояние пред­приятия

Бюджетный баланс – проформа финансовой отчетности, содержащая информацию о будущем финансовом состоянии предприятия, которое ожидается в результате реализации запланированных операций. Целью составления данного документа является: своевременное предвидение неблагоприятного финансового состояния предприятия; отображение будущих ресурсов и обязательств; обеспечение контроля за точностью составления всех бюджетов.

Бюджет движения денежных средств – плановый документ, отражающий ожидаемые платежи и поступления средств за определенный период. Позволят определить периоды, в которых ожидается излишек или недостаток средств.

Бюджет капитальных инвестиций - показывает соотношение первоначальных потерь деятельности и внешних источников их финансирования. Следовательно, это план распределения финансовых ресурсов по бюджетным периодам, выделенных инвесторами или руководством под бизнес-план. В состав этого бюджета целесообразно включать план, который отображает источники и условия привлечения внешних финансовых средств, например, кредитный план.

При бюджетировании выделяется временной период, или иначе, горизонт планирования: год, квартал, месяц и т.д. Горизонт планирования зависит от управленческих задач. Обычно период бюджетирования совпадает по срокам и календарным датам с отчетным периодом предприятия. Это позволяет упростить сравнение плановых и фактических показателей. В практике бюджетирования западных предприятий распространены скользящие бюджеты - бюджеты на период определенной длительности. В таком случае период бюджетирования распространяется на период, следующий за текущим. Новый период добавляется к оставшемуся периоду и формируется новый бюджет. Такие скользящие бюджеты применяются в сочетании с жесткими бюджетами. Совместно с жесткими бюджетами используются и гибкие бюджеты.

В системе управления фирмой на основе разработанных бюджетов происходит координация различных видов деятельности предприятия, согласование деятельности всех его подразделений, контроль и оценка эффективности. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план, формализующий ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовых операций в предстоящем периоде. В конце отчетного периода бюджет играет роль измерителя, позволяющего менеджерам управлять по отклонениям.

 
  Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru

Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru Операционный

Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru

Фактические запасы готовой продукции на начало периода
бюджет

Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru

Бюджет расходов по налогам
Бюджет движения денежных средств
Финансовый

Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru бюджет

       
  Бюджетирование как управленческая технология - student2.ru
 
   
Рис. 7.1 Генеральный бюджет предприятия

Наши рекомендации