Эффективности инвестиционного проекта
5.1. Метод «Издержки – объем – прибыль»
в финансовом планировании
Метод «Издержки – объем – прибыль» является достаточно универсальным анализом финансового планирования, иначе метод «Издержки – объем – прибыль» называют анализом безубыточности, или «break-even-point» анализом (анализом точки разрыва).
Он позволяет:
– определить объемы производства и продаж продукции с точки зрения их безубыточности;
– принимать решения о целевых размерах прибыли;
– улучшать гибкость финансовых планов путем учета возможных изменений в затратах материалов и издержках труда, накладных расходах, продажной цене и объеме продаж.
Суть метода – поиск точки нулевой прибыли или точки безубыточности, которая означает, что валовой доход от продаж предприятия равен валовым издержкам, т. е. нужно определить такой минимальный объем продаж, начиная с которого предприятие не несет убытков, при этом издержки предприятия равны его доходам.
Можно составить следующие уравнения:
, (5.1)
, (5.2)
, (5.3)
где D – доход от продаж; C – производственные издержки; Ц – цена единицы товара; Q – объем продаж; П – прибыль, руб.; V – переменные издержки; W – постоянные издержки.
Определим точку безубыточности производства продукции
или , (5.4)
где – коэффициент удельного веса условно-переменных затрат в объеме производства (продажи) продукции анализируемого года,
. (5.5)
Таким образом, для определения плановой величины продаж, соответствующей безубыточному состоянию предприятия, необходимо знать три величины:
– продажную цену единицы продукции;
– объем постоянных (фиксированных) издержек;
– объем переменных издержек.
Предположим, что плановую точку безубыточности ищет предприятие, выпускающее компьютеры. Цена одного компьютера – 3 тыс. долл., постоянные издержки – 10 млн долл., переменные издержки – 1 тыс. долл. на единицу продукции.
Тогда точка безубыточности:
(ед.).
Следовательно, предприятие должно выпустить и продать не менее 5000 единиц компьютеров, чтобы не понести убытки, т. е. покрыть свои общие издержки.
Точку безубыточности можно рассчитать не только в физических, но и в стоимостных единицах:
,
где Q=10/1–1000/3000=14925373 » 15 (млн долл.).
Графически точка безубыточности определяется как пересечение графиков валового дохода и валовых издержек.
Логика анализа безубыточности может быть применена также для определения объема производства и продаж, необходимого для получения целевой величины прибыли.
Предположим, предприятие планирует увеличить размеры прибыли до 2 млн долл. (что составляет 20 % оборота на фиксированные издержки). Тогда объем продаж, необходимый для получения плановой прибыли,
. (5.6)
Следовательно, предприятие должно произвести и продать 6 тыс. компьютеров, чтобы получить прибыль в 2 млн долл.
Метод «Издержки – объем – прибыль» позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Другими словами, используя этот метод, предприятие может изменять (уменьшать или увеличивать) долю переменных и постоянных издержек в общем объеме затрат.
Что более выгодно для предприятия: уменьшить или увеличить удельный вес постоянных издержек в общей структуре затрат? Правило производственного рычага утверждает, что увеличение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности предприятия. Сущность действия производственного рычага заключается в том, что при увеличении удельного веса постоянных издержек прибыльность предприятия возрастает.
Предположим, что предприятие, выпускающее компьютеры, имеет два варианта распределения затрат между постоянными и переменными издержками:
Вид издержек | I вариант | II вариант |
Постоянные | 10 млн долл. | 4 млн долл. |
Переменные | 1 тыс. долл. | 2 тыс. долл. |
Рассчитаем точки безубыточности для каждого из случаев:
; .
На первый взгляд, второй вариант (с более низкими постоянными и более высокими переменными издержками) предпочтительнее с точки зрения получения прибыли, потому что позволяет быстрее достичь порога безубыточности (уже при 4000 проданных компьютеров).
На деле второй вариант предпочтительнее лишь до некоторой точки Х, где прибыли, приносимые вариантами I и II, становятся одинаковыми.
®
Следовательно, пока продажи компьютеров не достигли 6000 ед., вариант II предпочтительнее варианта I, но после преодоления этого порога продаж вариант II оказывается менее прибыльным. Это объясняется тем, что в варианте I после увеличения объема продаж от 6000 ед. и выше постоянные издержки распределяются между все большим количеством единиц продукции и оказываются не очень существенными для производства каждой следующей единицы.
Так, при 8000 ед. продаж разница между единичными постоянными издержками вариантов I и II составляет всего 0,75 тыс. долл. на единицу (10 млн долл./8 тыс. – 4 млн долл./8 тыс.). При этом переменные издержки варианта II больше, чем у варианта I на 1000 долл. Следовательно, вариант I дает экономию в издержках на каждую единицу продукции в 0,25 тыс. долл. (1–0,75) и поэтому является более прибыльным.
Из анализа безубыточности можно сделать практические выводы:
- высокая точка безубыточности делает производство уязвимым от изменения объема продаж;
- чем выше постоянные издержки, тем выше точка безубыточности;
- чем больше разница между ценой единицы товара и переменными издержками на единицу продукции, тем ниже точка безубыточности. В этом случае постоянные издержки поглощаются значительно быстрее разницей между ценой единицы товара и переменными издержками.
Таким образом, анализ безубыточности может быть полезным при определении влияния изменения цены единицы товара, постоянных и переменных издержек производства.
Данный подход позволяет разработчику ТЭО рассчитывать несколько точек безубыточности, учитывая альтернативные инвестиционные предложения, складывающиеся из различных технологических процессов и проектных решений.