Методические рекомендации. ХПК устанавливает, что судопроизводство с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь
ХПК устанавливает, что судопроизводство с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, являющимися частью этого законодательства, но имеющими приоритет в применении. Поэтому важно ознакомиться и усвоить основные положения многосторонних и двусторонних договоров Республики Беларусь в сфере правовой помощи, а также функционирования международных арбитражных судов.
Иначе определяется применимое материальное право. Оно может быть определено в силу автономии воли сторон в их соглашении либо определяется судом на основе международных договоров либо коллизионных норм, содержащихся в национальном законе (ст. 1124, 1125 ГК).
Для применения правил главы 27 ХПК первоначально необходимо установить статус иностранного лица. Он определяется для иностранных юридических лиц по праву страны, где оно учреждено; для физических лиц – по праву страны, гражданином которой он является или в которой постоянно проживает (лицо без гражданства), а для предпринимателей – по праву страны регистрации.
Особое внимание необходимо обратить на вопросы о компетенции хозяйственных судов (международной подсудности) по спорам с участием иностранных лиц. В целом она закреплена в ст. 235 ХПК, однако двусторонние международные договоры с участием Республики Беларусь в ряде случаев содержат иные правила, которые и подлежат применению. Необходимо уяснить значение таких немаловажных понятий, как «международная подсудность», «конкуренция судебных юрисдикций». Важно усвоить значение арбитражного соглашения для отмены юрисдикции государственных судов, а также условия и пределы изменения международной подсудности судам письменным (пророгационным) соглашением сторон и, кроме того, последствия конкуренции судебной юрисдикции (при подсудности спора судам разных государств).
Важно помнить, что компетенция хозяйственных судов ограничена в отношении иностранных государств в силу присущего им судебного иммунитета и при отсутствии согласия компетентных органов этого государства судопроизводство невозможно.
Имеется ряд специальных требований применительно к порядку направления поручений хозяйственных судов об исполнении отдельных процессуальных действий в иностранных государствах. Они должны направляться в иностранные государства через ВХС, если иной центральный орган не установлен в международных договорах, заключенных Республикой Беларусь, а при отсутствии с этим государством договора о правовой помощи – по дипломатическим каналам (на условиях международной вежливости и взаимности).
В делах с участием иностранных лиц возникает потребность в представлении в качестве доказательств официальных документов из других государств. Следует иметь в виду, что при этом необходима легализация этих документов дипломатическими или консульскими службами Республики Беларусь либо во взаимоотношениях между государствами-участниками Гаагской (1961) конференции об отмене легализации официальных документов проставлении апостиля, и лишь в случаях, предусмотренных договорами, документы представляются в суд без легализации и приостановления апостиля, однако при условии нотариального заверенного перевода на русский или белорусский язык.
Следует обратить особое внимание на установленные в главе 28 ХПК порядок и условия признания и приведения в исполнение решений иностранных государственных и арбитражных судов.
Контрольные вопросы
1. Каковы процессуальные права и обязанности иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства?
2. Как определяется процессуальная правоспособность иностранных и международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства?
3. Какова компетенция хозяйственных судов Республики Беларусь по делам с участием иностранных лиц.
4. Что такое судебный иммунитет иностранного государства?
5. Определите порядок исполнения хозяйственными судами Республики Беларусь поручений судов иностранных государств.
6. Определите порядок обращения хозяйственных судов к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий.
7. Как происходит признание и исполнение решений иностранных судов, арбитражей на территории Республики Беларусь?
8. Определите порядок обращения за исполнением решений хозяйственных судов Республики Беларусь на территории иностранных государств.
Задачи
1. При рассмотрении в хозяйственном суде Могилевской области дела по иску ЗАО, учрежденного в Российской Федерации, к ООО – юридическому лицу по праву Республики Беларусь суд исследовал документы, подтверждающие статус сторон. Иностранная компания представляет в суд свидетельство о регистрации, выданное Московской регистрационной палатой. Ответчик указал, что, по имеющимся у него сведениям, истец прекратил свою деятельность и оспорил действительность представленного свидетельства, ссылаясь на то, что оно представлено иностранным лицом, однако не легализовано в установленном порядке.
Нуждается ли данный документ в легализации? Может ли быть поставлена под сомнение достоверность легализованного документа?
2. 14 августа 2001 г. хозяйственный суд г. Минска определил дату рассмотрения дела по иску финской фирмы к РУП «Беллесэкспорт» о взыскании неустойки в связи с нарушением сроков исполнения договора. Судебное заседание было назначено на 14 ноября 2001 г. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья оформил судебное поручение, в котором просил вручить истцу извещение о времени и месте судебного заседания и требование о представлении в суд документов, подтверждающих юридический статус фирмы.
В каком порядке должно быть направлено данное поручение на исполнение? Допущены ли нарушения при совершении данных процессуальных действий?