Основные характеристики управления

Тема 1. СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Управление и менеджмент.

Менеджмент – самостоятельный вид профессионально-осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей, путем рационального и эффективного использования всех ресурсов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента.

По сути, менеджмент является аналогом теории управления, однако не в полной мере. Термин управления является более широким, а менеджмент – узким.

Менеджмент – это управление социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях.

Типы менеджмента:

· Инновационный – обозначающий деятельность по поиску, внедрению, использованию технических, технологических проектов, нововведений, либо получение новой продукции.

· Превентивный – обозначает деятельность, направленную на предупреждение нежелательного развития.

· Антикризисный – комплекс деятельности при экономической несостоятельности, банкротстве.

По типу управленческого воздействия выделяют:

Ø Административный – это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Ø Экономический

Ø Мотивационный – это построение системы управления на основе приоритетов мотивации, на основе выбора эффективной мотивационной модели.

По предмету управления выделяют:

· Производственный - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

· Финансовый – процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий.

· Инновационный – это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

· Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное его использование.

По временному отрезку:

Ø Стратегический – это постановка целей, планирование и движение на годы вперед, когда четко просматривается будущее, когда руководителю ясно, что он хочет получить в перспективе.

Ø Тактический – подразумевает форму взаимодействия, способ рабочего общения внутри компании, метод достижения большой, долгосрочной стратегической цели.

Ø Оперативный – решение ежедневных, текущих задач.

Управление – это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации труда.

Управленческий труд – это вид умственного труда, основная цель которого – создание необходимых условий для выполнения задач организации.

Предметом управленческого труда являются люди и информация.

Управленческий труд – это работа с людьми.

Продукт управленческого труда – это управленческие решения.

Характеристики управленческого труда:

1. Работа с людьми

2. Многообразие, комплексность решаемых задач, многоаспектный труд

3. Альтернативность или вариативность принятия решений.

Основные характеристики управления

Основными характеристиками управления являются:

- система управления

- процесс

- механизм управления

Система управления характеризует связи, по которым осуществляется воздействие. Различают управляемую и управляющую системы.

Управляемые системы (объект управления) – это сама организация (предприятие), источник воздействия.

Управляющая система (субъект управления) – это источник воздействия, который выдает определенные команды (приказы, распоряжения), которые принимают к исполнению управляемый объект.

Системы бывают: открытые и закрытые.

Процесс управления характеризуется следующими свойствами:

ü Относительность (как правило, один и тот же орган может одновременно выступать в качестве объекта и субъекта управления – например, начальник планово-экономического отдела в организации является объектом управления для заместителя генерального директора по экономике этого предприятия, но по отношению к экономистам этого отдела он выступает в качестве субъекта управления)

ü Наличие обратной связи (взаимоотношения между управляющей и управляемой подсистемами строятся по закону обратной связи)

ü Непрерывность и стадийность (процесс управления мб представлен как серия непрерывно повторяющихся и возобновляемых видов однородных управленческих работ [планирование->организация->мотивация->контроль] – определенная последовательность выполнения, сменяемости и повторяемости общих функций управления)

ü Общность и согласованность (существует определенный базис, определяемый общностью используемых методов, принципов и приемов управления, общностью функций и содержанием управленческого цикла, способов принятия решений и пр. Обеспечивать достижение поставленных целей, а также согласованность, порядок, взаимосвязь управленческих решений и действий в процессе ее достижения – такова важнейшая задача менеджмента)

Механизм управления – отражает средства воздействия или основные рычаги, основными из которых являются интересы и ценности человека.

Содержание и основные положения научных школ менеджмента

Общепринятой считается классификация, предложенная Майклом Месконом, Майклом Альбертом, Франклином Хедоури, которые считали, что наибольшее развитие получили 4 научные школы:

1) Школа научного управления Ф. Тейлора (1885-1920 гг.)

2) Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)

3) Школа человеческих отношений (1930-1960 гг.)

4) Количественная (математическая) школа (1960-настоящее время)

Ø Основоположником школы научного управления является Фредерик Тейлор.

Сущность школы:

- рациональная организация труда (предложил замену традиционным методам работы рядом правил, сформированных на основе изучения работы, правильной расстановке рабочих в соответствии с их квалификацией и навыками. Тейлор провел хронометраж операций, ввел карточки – «нормаль» - записывались методические указания к оборудованию, материалам, инструментам).

- разработка формальной структуры организации. Предложил новую структуру – разделение исполнительского и распорядительного труда.

- определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего. Отношения должны строится на общности интересов и способствовать совместной деятельности. Сформулировал общие принципы управления, которые помогали бы выполнять работу эффективно.

Ø Административная (классическая): Анри Файоль

Цель: создание универсальных принципов управления следование которым приведет организацию к успеху.

Принципы делятся:

- разработка рациональной системы управления предприятием. Предложил выделять в организации основные сферы бизнеса и функциональные области деятельности – производство, маркетинг, финансы.

- управление персоналом

А.Файоль развил понимание функции руководства, разделив их на общие, относящиеся к любой сфере деятельности:

· предвидение (планирование)

· организация

· распорядительство

· координирование

· контроль

Специальные функции, относящиеся непосредственно к управлению промышленного предприятия (управление качеством продукции, управление конкурентоспособностью и др.).

Важное положение в менеджменте, которое выдвинул Файоль, - это положение об оптимальном соотношении административных, технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупных предприятиях.

Уровень руководства Административные способности Технические способности Специальные способности
Высший 40 % 15 % 45 %
Средний 30 % 30 % 40 %
Нижний 15 % 80 % 5 %

А. Файоль разработал 14 принципов управления, применимых к любой деятельности организации:

1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.

2. Власть и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.

3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.

4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.

5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.

6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.

7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.

8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.

9. Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.

10. Порядок — определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание благожелательности и правосудия.

12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.

13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.

14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.

Последователи А. Файоля: Макс Вебер. Разработал теорию идеального типа административной организации – «бюрократия».

Ø Школа человеческих отношений: А. Маслоу, Э. Мэйо, Лайкерт

В центре внимания этой школы находится человек!!!

Менеджмент – обеспечение выполнения работы с помощью других лиц.

Исследования ученых показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые не могут быть всегда удовлетворены в денежном выражении.

Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла расти не столько в связи с ростом ЗП, сколько в результате изменения отношений между работниками и менеджерами, повышение удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Представители этой школы рекомендовали проводить руководителям консультации с работниками и предоставлять им более широкие возможности взаимного общения.

В рамках этой школы был сформирован бихевиористский подход (наука о поведении).

Ø Математическая школа (Л.В. Кантарович, В.В. Новожилов, Леонтьев)

Характерна разработка методов математического моделирования процесса выработки и принятия решений в организациях, а так же разработка количественных прикладных абстрактных моделей экономических явлений (модели прогнозирования научно-технического и экономического развития)

Наши рекомендации