Организац. управлен. ф. Ведомственные ф-ции службы управлен. на различных уровнях и их ф-ции

Хар-ка зв-в общегос-х Ф

Задачей общегос-х финансов явл. концентрация финансовых ресурсов в распоряжении гос-ва и направление их на финансирование общегос-х нужд.

Общегос-е финансы формируются за счет налогов, сборов, гос.пошлин, доходов от казенных предприятий…

Общегос-е финансы состоят из:Гос.бюджета, Гос.кредита и Гос.страхования

ГБ- главное звено ФС, представляет собой систему образования и использования централ-х фондов ден.ср-в, для обеспечения функций органов гос.власти. С его помощью пра­вительство республики концентрирует в своих руках зна­чительную часть финансовых ресурсов страны.

ГБ-основной финансовый план страны на текущий год имеющий силу закона.

Средства Б направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидир-е предприятий, за счет бюджетных средств финансируются организации и учреждения непроизв-й сферы(культура, образование, здраовоохраниние).

ГК- отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных ден. средств п/п, организаций, населения на началах возвратности на финансирование гос. расходов.

Кредиторы – физ. и юр. лица, заемщиком выступает гос-во в лице его органов.

Данная форма кредита позволяет заемщику направить мобилиованные финансовые ресурсы на покрытие бюджетгного дефицита без осущ-я эмиссии.

В зависимости от заемщика гос. займы: размещаемые, центральные, местные органа самоупр-я

По месту размещения: внутренние, внешние

Сроки привлечения: краткосрочные(до 1 года),среднесрочные(до 1-5 лет), долгосрочные(больше 5 лет)

Размер гос. займа включается в сумму гос. долга страны. Гос. долг- вся сумма выпущенных, но не погашенных гос. займов с начисленными по ним % на определенную дату или за определенный срок. Различают: внутренний и внешний гос. долг.

ГС- один из методов создания резервных фондов для защиты собственности предприятий, организаций, учреждений, собственности граждан и общегос-го имущества убытков при стихийных бедст­виях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при раз­личных событиях в их жизни. В отличие от фи­нансов, которые связаны с распределением и перерас­пределением финансовых ресурсов, страхование охва­тывает только сферу перераспределительных отноше­ний.

16.Порядок функц. Зв-в ТФ. Террит. фин. (ТФ) выполн. ту же задачу, что и общегос. фин., но применит-но к администр. - террит. образован. наход. на самоупр-ии. В их сост. входят террит. бюджеты и внебюдж. фонды. ТФ формир. за счет налогов, сборов, штрафов, местн. займов и лотерей. Формиров. использован. местн. фин. основ. на принцип. самост. госуд. финансир. поддержки и гласности. ТФ-сис-ма экон. отнош..посредством котор. распред. и перераспред. НД,фонд ден.ср-в.использ.на экон.и соц. развит.территор.Через ТФ гос-во активно провод.соц.п-ку.За счет ср-в местн.бюдж.финансир.сис-ма муницип.образов,здравоохран,коммун.обслуж.населен.строит-ва дорог. С помощью ТФ гос-во осущ. выравниван.ур-ней экон.и соц.развит.территор,котор.в рез-те историч,военн,географич.и др. услов.отстали в своем эконом. и соц.развит.Финансов.базой ТФ явл.местн.бюдж. Местн.бюдж.сост. по аналог. с ГБ и выполн.ф-ции:1)формир.ден.фондов,явл.фин.обеспеч. деят-ти террит.орг.власти;2)распред.и использ.этих фондов м/д отрасл.нар.хоз-ва;3)контроль за фин-хоз. деят-тью п/п,организ,подведомств.этим орг.власти. Муницип.внебюдж.фонды созд.на основ.решен.местн.орг.власти. Источн. внебюдж.фонд.явл:добров.взносы ЮЛ и ФЛ;доходы от аукционов;штрафы за загрязн.окруж.среды,наруш.санит.норм и правил;штрафы за порчу и утрату памятник. истор.и к-ры,наход.в муницип.собственн.;штрафы за административн. и др.правонаруш. Созданию внебюдж.фондов содейств:1)концентрац.ср-в п/п и регион.орг. на развит.соц-бытов.инфра-ры;2)усилен.матер.заинтересов.местн.орг.власти;3)расширен.фин.возможн.местн.орг.для ликвид.диспропорций м/д произв. и непроизв.сферами и диспропорц.внутри инфра-ры;4)укреплен.фин.рес-сов местн.орг.власти;5)повыш.ур-ня обслужив. и совершенств.услуг.оказываем.населению.

Ист-ки формир-я ДЦФ

Часть чист. дохода напр-ся на расшир. воспр-во в сферу матер. пр-ва для созд-ия ДФР, кот-ые нах-ся в распоряж-ии хоз. субъектов, т.е. формир-ся на микроур-не и испол-ся на затраты по расшир-ию пр-ва. Создаваемые за счет ДФР ден. фонды направ-ся на нов. капитальн. вложения, увел-ие оборотн. сред-в, финансир-ие НТП, провед-ие меропр-тий по охране природы. Др. часть чист. Дохода направ-ся на формир-ие и обесп-ие соц. устр-ва раб-ков и соц. стимул-ие. Втор. источ-к ДФР-амортиз. отчисл-ия, кот-ые формир-ся за счет стом-ти основ. произв. фондов. Другие источ-ки: мобилиз-ия внутр. сред-в в строит-ве, прирост устойчив. пассивов, выручка от реал-ции выбывшего и излишнего имущ-ва.

15.Х-ка звеньев сферы фин.п/п. Финансы п/п(Фп/п) представл.собой сис-му денежн.отношен,связан. с формирован. и использован.ден.фондов п/п.Они включ.ден.отнош,котор.возник. м/д:п/п-ями;п/п-ями и вышстоящ.организ;п/п-ями и входящ. в них структурн.подразделен.;п/п-ями и ГБ;п/п-ями и учрежден.банков др. Фп/п-исходн.звено ФС РБ,явл.основой общегос.фин.это объясн.тем,что именно на п/п в проц.матер.пр-ва созд.решающ.доля.НД страны. Поэтому от состоян.данного звена ФС завис.финанс.положен.республики. Фп/п сост.из 2-х подсфер:фин.п/п матер.пр-ва и фин.учрежден.непроизв.сферы. В рамках сферы матер.пр-ва выдел:фин.п/п промышл.торговли,трансп,связи,с/х. В непроизв.сфере выдел:фин образован,к-ры и ис-ва,здравоохранен,физ-ры.науки и научн.образован. Решающ.роль.играют.фин. п/п матер.сферы.котор.непосредств.обслужив. пр-во,кругооборот ср-в п/п.В этой подсфере созд. решающ.часть фин.рес-сов,значит.доля котор. посредством налогов направл.на формиров.доходн.части ГБ. В завис.от форм собствен. в сост.1 и 2 подсфер различ.след.звенья:1)фин.п/п,учрежд.и организ,основан.на госуд.собственн;2)фин.п/п,учрежд.и организ,основ. на коллективн.собственн;3)фин.п/п,учрежд.и организ,основ на совместн.собственн;4)фин.п/п,основ.на частн.собственн;5)фин.п/п.основ.на смешан.ф-мах собствен. Среди данных звеньев ведущ.место заним.фин п/п,основ.на госуд.ф-ме собствен.Это объясн.тем,что в РБ более 80%госуд.п/п.По мере приватиз.и разгосударствлен.все больш.значен.будут приобрет.фин. п/п ,основ.на негосуд.ф-мах собствен.Подавляющ.часть организ.непроизв.сферы осущ.некоммерч.деят-ть(не преслед.цели получен.прибыли). Если такие учрежден. и получ. доходы(госуд.вузы за обучен.сверхпланов.контингента студентов),то они использ.на развит.этих учрежден. Все затраты в учрежден.непроизв.сферы,как правило покрыв.за счет бюдж.ср-в(за исключ.ЖКХ,бытов.обслужив,коммерч.страхов,кредитн.и др.учрежд.).

18. Взаимосвязь сфер и звеньев фин. сис-мы (ФС).
ФС- совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин. отн-й, связанных с образованием и использ-м Цфден.ср-в и ДЦфден.ср-в.
ФС- едниная сисетма, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев, т.е. НД, создаваемом в сфере матер-го произв-ва.
Общегосуд. финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении опр. темпов развития всех отраслей нар. хоз-ва, перераспр-я фин. рес-в м\д отраслями эк-ки и регионами респ-ки, произв-й и непроизв-й сферами.
Общегос. фин-сы органично связаны с фин-ми предприятий: 1-доходами; 2-процесс расширенного воспроизводства осущ-ся не только за счет собств. ср-в п/п, но и с привлечением общегос. фонда ден. ср-в в форме бюджетных ассигнований и использ. банковских кредитов. При недостатке собственных средств п/п прибегает к выпуску ценных бумаг. Взаимосвязь и взаимозав-ть составляющих звеньев ФС обусловленные единой сущностью п/п. Ч/з ФС гос-во воздействует на формирование Ц и ДЦ ден. фондов, фонд накопления, фонд потребления, испоьзуя для этого налоги, расходы ГБ и ГК.

17.Спец-ка.функц.сферы фин.населен.(домохоз-в). Задач.фин.домохоз-в явл.формиров.доходов.использ.их на текущ.расх.на приобретен.имущ-ва,на создан.фин.портфеля,т.е. вложен.ден.ср-в на депозит,покупка акций,госуд.ценн.бумаг.Их возникновен.вызвано:1)возможн.граждан получ. ден.вознагражден.за свою раб.силу,организат.способн,интеллект.собственн;2)появлен.индивид.предпринимат-ва;3)развит.рынка ценн.бумаг. В завис.от функцион.назначен.расходов,осуществл.домохоз-вами,их можно раздел.на 3 гр:1)обязат.платежи;2)расх.на потреблен;3)ден.сбережен.В кач-ве критер.классификац. по функцион.направлен.выплат,расходы подраздел.на 2 гр:1)налоги и сборы с ФЛ;2)коммун. и др.платежи населен. К обязат.платеж.домохоз-в относ:возврат осн.суммы.получ.в банке кредита;выплату % по нему;страхов.взносы;госуд.и местн.налоги. Применяя налоги и сборы с ФЛ,гос-во:1)оказыв.влиян.на стр-ру бюдж.домохоз-в путем стимулиров.рацион.для об-ства использован.получаемого дохода;2)обеспеч.необходим.поступления в бюдж.различн.ур-ней;3)перераспред.часть доходов в пользу наимен.соц.защищенн.слоев населен. ФЛ уплачив.след.налоги:подоходн.налог;налог на имущ-во(налог с владельц.автотрансп.ср-в);гос.пошлины. К местн.налогам относ:целев.сборы с граждан на благоустр-во территор.;сбор с владельц.собак;сбор на выдачу ордера на квартиру;курортн.сбор. Домохоз-ва уплачив. ряд косвенн.налогов:НДС;акцизы;налог с продаж.Размер коммун. и др.ежемес.платежей завис.от местонахожден. домохоз-ва и его благоустр-ва. В том случ,если расх.на оплату услуг ЖКХ превыш.22%,то домохоз-во может получ.субсид.из ГБ. Можно выдел.з мотивац.установки.определ.процесс сбережен.домохоз-в:1)создан.страхов.резерва для поддержан.ур-ня текущ.потреблен. в случ снижен.располаг.дохода;2)создан.денежн.резерва для повышен. ур-ня капит.расходов,связанн. с приобретен.дорогостоящ.предмет. длительн.пользован;3)создан.денежн.фонда для его дальнейш.инвестирован. с целью повышен.ур-ня дохода домохоз-ва.Выдел.2 ф-мы сбережен.:неорганизован,организованные.

19.ФП-состав часть эк. п-ки

Политика гос-ва - участие в делах государства определяющее форму, задачи и содержание его деятельности.
ФП - особая сфера деятельности гос-ва направленная на мобилизацию фин. рес-в., их рационального распред-я и использ-я для осуществления государством его функций, а также обеспечения соотв. ресурсами реализацию гос. программу эк. и соц. развития.
Под соц.развитием поним. не только развитие просвещения, культ., здравоохр-я, но и соц. обустройство общества.
Свое практическое воплощение ФП в лице гос-ва реализ-ся через фин.мех-м, его рычаги и стимулы.
МинФин и НБ на основе действующего законад-ва разраб. инструкции по формированию доходов бюджета и их использованию, вырабатывают осн. направления Д-кр политики, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств ФЛ и ЮЛ.
Задачи ФП: *учет действия объективных эк. законов (з-н стоимости, оплаты труда, накопления, ден. обращения). *определ-е источников мобилизации фин. рес-в(ФР), их сос-ва, стр-ры, возможных резервуаров увеличения. *обеспечение рационального распр-я и исп-я ФР. *концентрация ФР на важнейших направлениях эк. и соц. развития по ср-м рационального построения налоговой сис-мы. *сбалансированность финансовой и денежно-кредитн. политики. *уменьшение дефецита фин. сис-мы и расширение покрытия на основе гос. ценных бумаг. *либерализация эк. деятельности. *выработка ФМ, реализ. ФП гос-ва в форме соотв. нормативных актов.

Регуляторы ФП

К фин. Регуляторам относ.: 1)условия формир-я прибыли; 2)усл-я кредитования ч/з учетную ставку; 3)исп-е сис-мы спец. налоговых льгот; 4)регулир-е ценами, тамож. пошлинами, ур-нем з/платы.

Требования к ФП:

1.Научный подход выработки ФП, предполаг. её соотв-вие закономерностям обществ. развития и пост-ный учет выводов фин. теории; 2.Учет специфики конкр. ист. условий каждого этапа разв-я общ-ва, особен-тей внутр. положения и междунар. обстановки; 3.Тщательное изуч-е опыта предшеств. хоз. и фин. строит-ва, новых и прогрессивных тенденций и мирового опыта; 4. Соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении ФП путем ориентации на выполнение ключевой задачи опред. этапа развития и обеспеч-я тесной взаимосвязи м/у осн. частями эк. пол-ки (фин.-кред.,политики в области ценообр-я и з/платы); 5.Повышение эффективности исп. фин. рес-ов как результат действен-ти ФП; 6.Предвиденье последствий проведения намеченных фин. мероприятий позволяющих избежать непредсказуемых изм. в ФП; 7.Наличие обширной и достоверной инф. о фин. потенциале, объективных возм. гос-ва, о состоянии дел в эк-ке, всестороннее использ-е мат.-моделирования и ЭВТ.

21. Составные части ФП:

1.Налоговая пол-ка

2.Бюдж.-финансовая

3.Ден.-кредитная.

Налоговая пол-ка. Гл. назначение: изъятие части валового обществ. продукта на общегос. нужды, мобилизация этих средств и перераспред-е ч/з бюджет. Налоги выполняют фискальную и стимулирующую функцию.

В реализации бюдж. пол-ки гос-во опред. источники формир-я доходов гос. бюдж.,приоритеные направления расходов гос. бюдж., допустимые пределы расбалансиров-ти ГБ, источники финансирования ГБ, принципы взаимоотнош-й м/у отдельными звеньями бюдж. системы.

В составе Б.-Ф. политики относительную самостоятельность приобретают инвестиционная пол-ка, пол-ка управл-я гос. долгом, пол-ка межбюджетных отношений.

Д.-К. пол-ка- обеспечение устойчивости денежного обращения ч/з управл-е эмиссией, регул-е инфляции и курса нац. ден. ед-цы,обеспеч-е своевременности и бесперебойности расчетов в нар. хоз-ве и разл. звеньях фин. сис-мы ч/з регламентацию и регул-е деят-ти банковской сис-мы, управление деятельностью фин. рынка ч/з регламентацию эмиссии и размещения гос. и корпоративных ценных бумаг,регул-е их оборота.

В Д.-К. пол-ке относит-ю самостоят-ть приобретают: 1.эмиссионная пол-ка; 2.Ценовая; 3. Валютная.

В совр. усл-ях осн. цель ФП-борьба с инфляцией, преодоление спада произв-ва, дефицита гос. бюджета, увелич. соц. защиты нас-ния.

22. Виды фин политики (ФП) и особенности её функционир-ия

В зав. от сферы интересов гос-ва: внешн и внутр.

В основе междунар ФП лежит упр-ие фин-ми и кред-ми отн-ми в сфере междунар отнош-й, связ. как с междунар. разд-ем труда с формир-ем и погаш-ем долга и с участием в деят-ти междунар орг-ций, в т.ч. меж/нар фин орг-ций. Меж/нар фин пол-ка направлена на развитие произв сил своей страны и соответ-но каждое гос-во старается занять свое весомое место на меж/нар рынках сырья, товаров, раб. силы и капитала.

Гос. защищает свои интересы через тамож. и вал. пол-ку, особ-ти кот. опред-ся степенью заинтер-ти гос-ва в расшир. или сокращ. своего экспорта или импорта.

По длит-ти действия: текущ и долговрем-ая. Текущ-я ФП – операт. регулир-ие фин рынка и его звеньев в обеспечении нормал. функц-ия фин мех-зма в поддерж. Сбалансир-го равновесия между звеньями фин сис-мы. Долгоср-ая ФП направ-на на реш-е крупномасшт-й экон. задач, требующ-х больших затрат времени и капитала.

По сп-бам и приемам регулир-я фин отн-ий и связей внутри фин сис-мы ФП: дефляц-ая и рефляц-ая. Дефляц-ая ФП – сис-ма мер регулир-я общегос фондов и денеж пол-ки с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежн.баланса посред-вом сниж-я делов.акти-ти и замедления экон.роста. Она провод-ся путем увел-я налогов при одноврем-ом сниж. ур-ня гос.расходов, сохр-нии эмиссии денег, повыш-е учетной ставки. Рефляц-ая ФП – сис-ма мер по урегулир-ю общегос фондов и денеж пол-ки с целью повыш дел-й акти-ти и ускорения экон. роста и провод-ся путем увел-ния гос. расходов, сниж-я налогов, сниж-я % ставок.

Типы фин. политики

Финансовая политика – особая сфера деятельности гос-ва направленная на мобилизацию финансовых ресурсов их рационального распределения и использования для осуществления гос-вом его функций, и на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной гос. программы зэконом-го и соц-го развития.

Выделяют:

1.в зависимости от сферы интересов гос-ва: Внешняя ФП, Внутренняя ФП

В основе м/нар ФП лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере м/нар отношений связанных с МРТ, с формированием и погашением гос.долга и с участием в деятельности м/нар финансовых организаций(МВФ). Гос-во защищает свои интересы через таможенную и валютную политику.

2.По длительности действия ФП: Текущая, Долговременная

Текущая-оперативное регулирование финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования фин. Механизма, в поддержании сбалансированного равновесия между звеньями ФС.

Долгосрочная – решение крупномасштабных экономических задач требующих больших затрат времени и капитала.

3.По способам и приемам регулирования фин-х отношений и связей внутри ФС: Дефляционная, Рефляционная

Дефляционная – сис-ма мер регулирования общегос-ных финансов и ден. пол-ки с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса по средствам снижения делеовой активности. Хар-ется ростом налогов при одновременном снижении гос. расходов, сокращением эмиссии денег, рост учетной ставки.

Рефляционная – сис-ма мер регулирования общегос-ных финансов и ден. пол-ки с целью повышения деловой активности и эконом-го роста. Хар-ется ростом гос. расходов, снижением налогов, снижением %-х ставок.

Фин страт. и фин тактика

.В зав-ти от хар-ра поставлен-х задач различ. :

Фин. стратегия (ФСт)

Фин. тактика (ФТ)

ФСт ориент. на длит. период разв-я и предусм-т решение крупномасшт. з-ч в рамках эк. стратегии г-ва. Это план дей-й по обеспечению г-ва необх. ден. ср-ми.

ФСт обеспечивает соотвеоствие фин-экон. возможностей с условиями, сложившимися на дан. период.

Различают:

*Генеральная ФСт- это ФСт, опред-я деят-ть г-ва или п/п на год.

*Оперативная ФСт- стр-я текущего маневрирования ф. рес-ми на квартал или месяц.

*Ст-я достижения частных целей- умелое исполнение фин. операций, напр-х на обеспечение реализ-и глав. страт-ой цели.

Гл. страт-я цель ф-ов – обеспечение г-ва необх. и дост. ф. рес-ми.

ФСтразраб-ся с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и др. форсмажерных обстаятельств.

ФТ подчинена стратегиям и в то же время корректир-т отдел. напр-я и способы использ-я и накопления ФР в рамках коротких отрезков времени.

25. Понятие ФМ, хар-ка его сост-х звеньев и эл-тов.

ФМ явл. важнейшей подсис-мой хоз. М гос-ва. ФМ – сов-ть методов и форм, инстр-тов и рычагов возд-вия на эк. и соц. разв-е об-ва в процессе осущ-я распред-х и перер-х отн-ний. Состав. части ФМ: 1)ФМ коммерч. п/п и хоз. орг-ций; 2) ФМ неком. орг-ций; 3)страх. М; 4)М функц-я гос. Ф.

В соотв. С тер-ным делением РБ: ФМ респ-ких и местных орг-в власти. Каждая из сфер с т. зр. возд-вия на обществ-ное воспр-во, сод-т опред. функц-ные. звенья (финанс-е, стимулир-е и др), имеющие коллич. и качеств. опред-ть. Кол. опр-ть проявл-ся в сумме рес-сов, выделяемых на опр. цели, что явл. первоосновой функц-ния ФМ. Важно и то, к. обр. осущ-ся формиров-е предост-х рес-сов, в каких формах и по каким каналам происходило их дв-ние, на каких усл-х они выделялись и использ-сь – качеств. опред-ть.

Функц-ние ФМ на основе дв-ния ФР хар-ют 2 метода фин. возд-вия на разв-е об-ва: фин обесп-ние и регулир-е. Фин обесп-е реализ-ся поср-вам устан-ной сис-мы, кот. может осущ-ся в неск-х форммах: самоф-ния, кредит-ния и безвозвр-го фин-ния. Фин рег-ние связано с реглам-нием расп-ных отн-ний в об-ве в целом. В отр-х нар. Хоз-ва, на п/п разл. форм собств-ти. Регул-ние осн-ся на налоговом (сумма дохода распр-ся по нормативам, устанавл-мым законом.) и сальдовом (распр-е дохода по эл-там с выдел-ем итогового(сальд-го) остатка) методах.

27. Состав фин.мех.(ФМ)

ФМ-совок-ть методов м форм,инструм-ов и рычагов возд-я на эк-кое и соц-е развит-е об-ва в процессе осущ-яраспред-х и перераспред-х фин.отнош-й.выд-ют составные части ФМ ввиде:1.ФМ комм-х п/п и хоз.орган-й; 2.некком-х орган-й и учрежд-й; 3.страх-го мех-ма; 4.мех-ма функцион-х гос.фин. В соотв-и с террит-м делением РБ выд-ют республик-е и местные орг.власти. Каждая из рассмат-х сфер с т.зр.возд-я на обществ-е воспроизв-во содержит опред-е звенья,им-е колич-ю и кач-ю определенность. Колич-я опред-ть опред-ся в сумме ресурсов,выдел-х на те или иные цели,что явл-ся первоосновой функцион-я ФМ.Важно и то,каким образом осущ-ся формир-е предост-х рес-ов,в каких органах и по каким каналам происх-т их движ-е,на каких условиях они выд-ся и исп-ся.Это хар-ет кач-ная опред-ть. В функцион-и ФМ на основе движ-я фин.рес-ов хар-ет 2 метода фин.возд-я на разв-е об-ва:фин.обеспеч-е и фин.регул-е.Фин.обеспеч-е реализ-ся посредством установл-й сис –мы,которая может осущ-ся в таких формах как самофин-е,кредитов-е и безвозмездное финансир-е.Фин.регул.связано с регламентом распределит-х отнош-й в общ-ве вцелом,в отрасли нар.хоз-ва,на п/п различных форм собствен-ти.

26.М-ды функц-я фин мех-ма.

Функцион-ние фин-го мех-зма на основе движен. фин-ых рес-ов харак-ют два метода(подс-темы) фин-го возд-вия на развитие общ-ва: фин-ое обеспечение и фин-ое регул-ние. Устан-ие их приоритетности опред-тся направлен-ми фин-вой пол-ки гос-ва. При этом чем выше уровень развит. общ-ва и его нар-го хоз-ва, тем значит-ее роль фин-го регул-ия.

Фин-ое обеспеч-ие реализуется поср-вом устано-ой системы, кот. может осущ-ся в неск-их формах:самофин-ния,кредит-ия и безвозвратного фин-ния. Различные формы фин-го обеспеч-ия примен-ся одновр-нно, путем устан-ния оптим-го для данного этапа развития общ-ва соотнош-ия м\у ними.Колич-енные пар-ры и разнооб-ные способы их опред-ия явл-ся наиб-ее акти-ой частью фин-го мех-зма. Их неоднокр-но подвергают коррект-ке, учитывая изм-ния в услов-х произв-ва и задач.

Фин-вое регул-ниекак метод фин-го возд-вия связано с регламент-ем распред-ных отнош-ий в общ-ве в целом, в отраслях нар. хоз-ва, на п\п различных форм собст-сти. Поск-ку фин-сы выр-ют распред-ные отнош-ия, то и содерж-ие фин-ых методов регул-ния различных сторон развит. общ-ва закл-тся в том, что они по сути явл-тся конкр-ми формами, способами распред-ия, основыв-ся на сальдовом и налог. методах.

Сальдовый метод предп-ет осущ-ие распред-ия дох-ов по эл-там с выдел-ем итогового (сальдового) остатка. Промеж-ные эл-ты при этом методе опред-тся на основе спец-ых расчетов.

При налоговом методе сумма дохода распред-ся по нормативам (ставкам, срокам), устан-ым законом для отдельных эл-ов. Каждому из них в системе распределит-ых отнош-ий придается опред-ое целевое назнач-ие в виде закрепл-ых за ними функций (налог на прибыль, НДС, акцизы, амортиз-ые отч-ия и т. п.).

Фин-ое обеспеч-ие и фин-вое регул-ие взаимосв-ны и взаимозав-мы. Однако их функц-ние осущ-тся относит-но самост-но, что требует соглас-ния и увязки всех состав-щих фин-го мех-изма.

Функцион-ние фин-го мех-зма обеспечи-вается через опред. организац-ые стр-ры. К ним относятся: правовое регламент-ие, план-ние (прогноз-ие) и управление.

Прав. реглам-ие, заключающееся в разраб-ке и принятии законодательных актов по организации фин-ой деят-ти, осущ-ют органы госуд-ой власти.

Управление фин-ми осущ-тся спец. аппаратом с пом. особых приемов и методов, в том числе стимулов, имеющих две стороны — поощрение и санкции.

32 Хар-ка и основн. принципы Цфр.

Цфр- это планы составл. на уровне гос-ва и обосновываюющ. движен. общегосударствен. рес-сов.

По форме они всегда явл. сводными планами, однако этот признак не единственный. Сводный хар-р имеют также финанс планы министерств, ведомств, но поскольку они прогнозируют движен. финанс. рес-сов лишь в пределах конкретной отрасли, ведомства, то относятся к Дц ф р. Ц ф планы отличаются прежде всего сво­им содержанием, объектом и сферой движения рес-сов, методами планирования и назначением. Ц ф планы содержат следующ. существен­ные признаки:

- объект — общегосуд. рес-сы, формируе­мые и распределяемые на макроуровне;

- охват — сфера финансов. деят-сти гос-тва, соответственно и его финанс. взаимоотношен. с участниками воспроизводственного процесса и образу­ющиеся при этом глобальные стоимостные пропорции;

-основная цель — обоснование финанс. пол-ки гос-ва на конкретный период, базирующейся на определении его финанс. возможностей удовлетво­рения общегосуд. потребностей.

Основн. централизован. финанс планом явл. государственный бюджет. На уровне местных органов власти составл. местные бюджеты. Бюджет состоит из двух частей : доходный и расходный. В доходной части определ. основн. источники поступлен. денежн. ср-в (налоги и неналогов. платежи). В расходной части определ. использ. общегосуд. рес-сов.

Бюджет играет важную роль в обеспечен. намечаемых общегосуд. экономич. и соц. программ, а значит, и в реализации ф-ций гос-ва, его внутренней и внешней пол-ки.

Бюджет разрабатывается в форме баланса, в котором планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой экономич. и соц. развития страны, ее регионов. При этом особое внимание уделяется полной аккумуляции источников поступлений, рациональному распределен. бюджетных ассигнований и бездефицитному сбалансированию бюджета.

29. Общая хар-ка упр-я фин.(УФ)

УФ-действ-я гос.,напр-е на выраб-ку,реал-ю и соверш-е ФП.По своему сод-ю процесс УФ-созд-е,примен-е,проверка соблюд-я,изуч-е анализ и соверш-е форм фин.отнош-й,предназн-х д/реализ-и целей и задач,намеч-х ФП.Объектом упр-я финансы явл-ся тогда,когда осущ.такие стадии упр-я как созд-е,проверка соблюд-я,изуч-е,анализ и совершенствов-е форм фин.отнош-й.Субъектом упр-я финансы явл-ся когда происх-т стадия практич-го примен-я выработ-х форм фин.отнош. Стадии УФ образ-ют звенья упр-я.К ним относ-ся:1)выраб-ка либо созд-е форм фин.отнош.,их совершенствование(фин.право); 2)практич-е прим-е форм фин.отнош.(фин.планир-е и прогноз-е); 3)проверка соблюд-я,изуч-я,анализа действ-х форм фин.отнош.,с целью подгот-ки предлож-й д/их дальнейшего соверш-я(фин.контроль). Созд-е форм фин.отнош-й возможно на основе созд-я опред-го фин.мех-ма.ФМ-совок-ть соглас-х м/у собой ,выработ-х на основе ФП,форм осущ-я фин.отнош.,предназн-х д/реш-я соц-эк.задач общ-ва на данном этапе его развития. Рез-татом УФ в области создания форм фин.отнош.явл-ся выраб-ка фин.рычагов.Но д/того чтобы формы фин.отнош.выполняли роль фин.рычагов необходимо разработать порядок орг-ции данных форм и методы орг-ции форм фин.отнош-й.Различ-т 2 метода:1)наделение форм фин.отнош.стимулами,2)наделение форм фин.отнош.нормативами. Практич-е примен-е форм фин.отнош.-этот процесс сост-т в том,что выраб-е формы фин.отнош.или фин.рычаги,надел-е стимулами и нормой исп-ся д/фин.деят-ти,состоящей из сост-х и исполн-х фин.планов и прогнозов. В процессе фин.планир-я и прогноз-я реш-ся задачи:1)опред-ся источник и объем ден.доходов,2)распред-е ден.дох-ов и их исп-е,3)изуч-е и реализ-я возможн-й,4)увелич-е дох-ов5)сниж-е расх-ов. Этапы:1)анализ поизв-х и фин.показателей за прошлый период,2)оценка испол-я текущ-х фин.планов и прогнозов,3)пр-во расчетов по всем видам ден.доходщов и расх-ов на предстоящ-й период,4)объед-е отд-х расчетов в единый документ. Методы:1)планир-е от достиг-го ур-ня,2)норматив-й. Фин.контроль осущ-ют специально уполном-е органы,глав.задачей кот-х явл-ся проверка соблюд-я установл-х форм и методов фин.отнош-й и подгот-ка обоснований д/их соверш-я. Задачи:-изуч-е эффектив-ти установл-х д/данного вида деят-ти форм и методов фин.отнош-й. Методы:1)сбор данных о рез-тах хоз.деят-ти объекта,2)анализ установл-х форм и методов фин.отнош-й с позиции реального их влияния на рез-ты хозяйствования.

Организац. управлен. ф. Ведомственные ф-ции службы управлен. на различных уровнях и их ф-ции.

Управлен. ф. осущ спец. органы. Их можно подразделить на три основные группы:

а) органы общего управлен. ф.;

б) органы опе­ративного управлен. ф.;

в) органы отраслевого управлен. ф.

К органам общего управлен. ф. относятся Нац. собрание и Совет Министров при Президенте РБ. Эти органы определяют финанс. пол-ку гос-ва; утверждают финанс. зако­нодательство; осущ. общий контроль за соблюде­нием финанс. законодательства.

Органами оперативного управлен. ф. явл.: Мин-во ф., Мин-во по налогам и сборам, Нац. банк. Они проводят в жизнь финанс. пол-ку; разрабатывают проект форм и методов финанс. отношений и издают после их утвер­ждения инструкции; контролируют соблюдение финанс. отношений.

Мин-во ф. явл. центральным органом управлен. ф. РБ.Его основными задачами явл.:

Обеспечен. эффективн. использ. ф. в це­лях получен. эффективн. произ-ва, роста НД, создания и развития прогрес­сивных рыночн. форм и стр-р.

Эффективн. проведение в жизнь бюджетной и нало­говой пол-ки;

Контроль за соблюдением госуд. и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;

Разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в мин-вах и других центральных органах управлен.;

Финанс. обеспечен. подведомственных учрежде­ний и организаций;

Участие в организации инвестиционного сотрудниче­ства республики и регулирование внешней государст­венной задолженности;

Контроль за соблюден. финанс. интересов гос-ва в процессе интеграции РБ и в мировое хоз-во.

Ф-ции Мин-ва ф. :

Мето­дическое руководство бюджетно-финанс. сферы в ре­спублике, изучение эк-ки и ф. отраслей на­родного хоз-ва, разработка предложений по совершен­ствованию финансово-кредитного механизма и увеличен. доходов бюджета; организация работы по составле­н. и исполнен. республиканск. бюджета

Мин-во ф. проводит свою деят-ть через финанс. управлен. областных, городских исполкомов, организует финанс. деят-ть подведомствен. п/п , организаций, учреждений.

Права Мин-ва ф. :

Требовать и получать от всех центральн. органов инф-цию об осущ. финанс. операции по формирован. и использ. гос. финанс ср-в.

Требовать и получать мат-лы для бюджетн. планир., а также ответы об исполнен. бюджета на различн. уровнях.

Огранич. и предоставл. финансиров. расходов, за счет гос. ср-в в случае их несоблюден. получателями нормат. актов.

Давать обязат. для выполнен. учрежден. всех банков республики, указан. о замариван. банковских счетов, распоряд. кредитов по республиканск. бюджету.

Принимать экономич. санкции, предостанавл. действие выдан. лицензий.

Ставить вопрос о привлечен. к отвествен. должностных лиц при нарушен. законодат. гос.

и валютн. дисциплинс передачей мат-ла в комитет гос. контроля или правоохранит.

органам.

Стр-ра Мин-ва ф. :

В составе Мин-ва имеются: бюджетн. управлен., управлен. ф. по отраслям, главн. контрольн.- ревизион. управлен., управлен. гос., страх., надзор и управлен. на аудиторск. деят-ти.

Мин-во по налогам и сборам , а также ее структурн. подразделен. не входят в состав местных финанс органов. Налогов. инспекции обязаны действовать в строгом соотв. с законодат., осущ. контроль за соблюден. налогов. законодат. по вопросам правильн. исчислен. полноты и своевременности взносов налогов в бюджет и целевые бюджетн. фонды Вести в установлен. порядке учет налогоплательщ., проводить проверки налогоплаты, ежемесячно предоставл. финанс. органам сведения о фактич суммах налогов и других платежейв бюджет. Информировать Мин-во ф. обо всех случаях уплаты п/п налогов, осущ. возврат излишн. уплачен. налогов суммы и неправильно изъятых с налогоплательщ. штрафов.

К органам отраслев. управлен. относится финанс. управлен., финанс. отделы Мин-в, ведомств, п/п, организаций, учреждений

31 Финанс. планирование, его сод-ние, принципы и задачи.

Финанс. планир.- процесс обоснован. на определен. период движения финанс. рес-в и соответствующ. финанс. отношен.

Главным назначением финанс. планиров. и прогнозров. становится предвидение, поступлен. доходов, определен. расходов, расчет результативности каждой хозяйствен. и финанс. ситуации, обоснован. наиболее выгодного, напр., финанс. рес-в, установлен. на некоторое время равновесия в поступлен. денежн. ср-в и их использ. для обеспечен. платежеспособности и устойчивого финанс. положения

Объектом финанс. планиров. выступают финанс. деят-ть гос-ва или хозяйствующ. деят-ть субъекта , заключающ. в мобилизации денежн. поступлений и использ. их на текущий нужды, расширен., обновлен. произ-ва, соц. нужды.

Главная цель составлен. финанс. планов заключ. в согласовании намечаемых расходов по производствен. и соц. развитию с финанс. возможностями. В процессе составлен. финанс. планов:

Определ. предполагаем. сумма поступлен. денежн. ср-в.

Обосновыв. необход. затрат.

Рассчитыв. эффективн. каждой операции.

Обосновыв. финанс. стратегия.

Изучается возможность и целесообразность использ ценных бумаг, выявл. внутрен. рес-сы.

Признаки финанс. планиров. :

Объектом финанс планиров. всегда выступает финанс деят-ть субъектов хозяйствован. на любом уровне управлен.

Сфера его развития охватывает в основном перераспред. процессы, осущ. посредством ф. рпи образовании , распределении и использ. фондов денежн. ср-в.

Финанс. планир. обращено к стоимостн. стороне воспр-ва и его основню целью явл. обоснован. финанс. возможность, обеспечен. намечаем. проектов и их эффективн.

Финанс показат., задания, планы всегда рассчитыв. в стоимостн. форме, носят синтетич. хар-р, базируются на производ. показат.

Методология финанс. планиров. базируется на следующ. принципах :

- Объективн. необход. использ. финанс. планиров. как первоначальн. стадия управлен. ф. на всех уровнях хозяйствован.

-Эффективн. отражающ. качествен. сторону данного процесса и ориентирующ. его на получен. положит. финанс. рез-тов., а также на достижен. должного экономич. или соц. эффекта.

- Комплексности и единства цели- согласование производствен. и финанс. заданий, движеню материальных и финанс. рес-сов, планов на разных уровнях управлен.

- Научности- обеспечивает реальность, эффективн. намечаем. заданий.

Предполаг. выбор лучших решений с учетом долглсрочн. выгоды.

35.Методы фин-го пл-я(ФП).

Методы пл-я-это приемы расчета пок-лей. Сущ-ют следующие методы пл-я фин-х пок-лей: -нормативный; -расчетно-аналитический; -балансовый; -оптимизация плановых решений; -эк.-матем-е моделирование.

Содержание нормативного метода на основе заранее установленных норм и технико-эк. нормативов расчит-ся потребность хоз. субъекта в фин-х ресурсах и их источниках.

Норма - установленная мера, ср. величина.

Норматив - технический, эк-кий и т. д. пок-ль норм, в соответствии с кот-ми выполняется какая-то программа. 2-е группы нормативного метода:

-внешние нормы и нормативы;

-внутренние нормы и нормативы.

Внешние нормы и нормативы - нормы и нормативы, установленные законодательными актами РБ или местными органами власти: ставки налогов, норм амортизационных отчислений, тарифные ставки.

Внутренние нормы и нормативы - нормы и нормативы, разработанные самим хоз. субъектом используемые им для внутреннего регулирования произв., инвест. и финансовой деят-ти: нормы запасов, сырья, товаров, гот. пр-ции, тары, остатков ден-х ср-в в кассе, переводы в пути, нормы в кредиторской задолженности, нормативы в ремонтный фонд.

Расчетно-аналитический метод рассч. аналитическим методом. Содержание - за базовый индекс принимается изменение этого индекса в плановом периоде, затем рассчитывается плановая величина этого пок-ля.

Балансовый метод. Сущность -путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии фин-х ресурсов и фактической потребности в них.

Он + П = Р + Ок

Он – остатки ден. ср-в на начало планируемого периода

П – прибыль

Р – общая сумма расходов

Ок – остатки ден. ср-в на конец планируемого периода

Метод оптимизации плановых решений. Содержание - разрабатываются несколько вариантов планового пок-ля, из кот-х выбирается наиболее оптимальный вариант.

Сущ-ет 2-а направления выбора хоз. вариантов:

1) если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат их использования.

2) если дан результат, то пытаются свести к min-му использованию ресурсов.

Метод эк.-матем. моделирования. Сущность - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей м/у фин-ми пок-лями и ф-рами, власти на величину этого пок-ля.

Функциональная связь означает, что измерение зависимости одного пок-ля от др. сводится к определению значения ф-ии, т.е. составляется ур-е функции зависимости:Y=f(x).

33. Виды Дц фин-х планов(ФП).

Дц ФП - фин-е планы, обосновавшие индивидуальный кругооборот ср-в отдельно взятого хоз. субъекта. Кол-во Дц фин-х планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию чем централизованные.Это фин-е планы многочисленных, разных по своей деят-ти, типу орг-ции, методам упр-я и финансирования предприятий, орг-ций, учреждений, ведомств. Общность Дц фин-х планов закл-ся в их способности обосновать индивидуальный кругооборот ден-х ср-в конкретного субъекта хозяйствования. В основу группировки Дц фин-х планов могут быть положены разные признаки, оказывающие воздействие на состав доходов, расходов и методику их исчисления, а также формирование финан­совых взаимоотношений с государством и всеми участни­ками воспроизводственного пр-сса. К ним отнеосится форма собственности. Различают­ся фин-е планы гос-ных, аренд­ных, кооперативных предприятий, акционер­ных обществ, совместных, иностранных пред­приятий, частных фирм, общественных орг-ций.

Финансовые планы бюджетных учреждений носят на­звание смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников дохо­дов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосно­вывающие все поступления и расходы по хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, работающие на коммерческом (хозяйственном) расчете, в нашей ре­спублике раньше составляли финансовые планы в виде балансов «доходов и расходов». В их доходной части определялись: «прибыль», «амортизации» и неко­торые другие поступления, в расходной — «затраты, производимые за счет этих поступлений».

Финансовый бизнес-план включает ряд таблиц и ба­лансов: прогноз реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов. Некото­рые предприятия дополнительно разрабатывают прогноз­ный баланс активов и пассивов и график (расчет дости­жения безубыточности). Стратегия финансирования обос­новывается при прогнозировании вложений в расши­рение или перевооружение производства (источники, ме­тоды финансирования инвестиций и их окупаемость).

Все виды финансовых планов в зависимости от периода их действия подразделяются на перспективные, текущие и оперативные. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие финансовые планы — это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени.

36. Сущность фин-го контроля(ФК). Фин-вый контроль на макроур-не.

ФК - это целенаправленная деят-ть уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хоз-я установленных форм и методов реализации фин-х отношений, анализу эффективности и разработки предложений по их совершению.

Цель ФК - содействие формированию пнаучено обоснованной фин. пол-ке и эффективного фин. мех-ма. 2-а аспекта:

1)ФК - строго регламентированная деят-ть, специально созданных контролирующих органов, за соблюдением фин-х законодательств и фин-вой дисциплины всех эк-х субъектов.

2)ФК -это неотъемлимый эл-т упр-я фин-ми и ден-ми потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности фин-х операций.

ФК на макроур-не - это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабе всего гос-ва.

Гос. ФК - это комплексная и целенаправленная сис-ма эк-ко-правовых действий конкретных органов власти и упр-я, базирующих на положениях осн-х законов гос-ва.

Гос. ФК -призван останавливать стоимостные пропорции распределения ВВП.

Задачи гос.ФК:

1)обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованный фонд ден-х ср-в.

2)контроль за соотв-вием действующих форм и методов реализации финансовое отн-я объективно необходимо.

3)Выявление и устранение диспропорций в распределении финансовые ресурсы по отраслям и регионам с целью эффективного их использования, оптимального, дифференциации по степени значимости удовлетворения фин. ресурсы по отрасли и регионам.

Объект контроля - гос. фин-сы.

Предмет – сводные фин-е планы, сметы, отчеты об их исполнении в тер. и отраслевом разрезах.

Субъект - законадательные органы власти и гос-е органы упр-я.

Контроль в сфере гос. фин-сов – налоговый, бюджетный, страховой и банковский надзор.

Наши рекомендации