Понятие о себестоимости продукции и услуг, ее виды

Себестоимость проданной продукции - это затраты на ее про­изводство и продажу.

Производственная себестоимость - это затраты на производство выпущенной продукции. При исчислении полной производственной себестоимости в ее состав включают общехозяйственные расходы; неполная производственная себестоимость исчисляется без общехо­зяйственных расходов.

В определении себестоимости продукции подчеркивается, что она включает в себя только те затраты, которые непосредственно связа­ны с производством и продажей выпущенной и проданной продук­ции. На это обстоятельство следует обратить особое внимание, по­скольку время производства продукции не совпадает с отчетным пе­риодом. В связи с этим, как правило, не все затраты отчетного периода включаются в себестоимость выпущенной продукции. Вместе с тем себестоимость продукции могут включаться затраты не только от­четного, но и предшествующих отчетных периодов.

Для исчисления различных показателей себестоимости продукции необходимо классифицировать затраты по ряду признаков (выделить затраты, включаемые в себестоимость продукции, общехозяйствен­ные расходы, расходы на продажу и др.).

Кроме того, с целью управления затратами и производством про­дукции затраты целесообразно классифицировать по другим направ­лениям - для принятия решений, осуществления контроля и регули­рования.

Таким образом, дополнительно к рассмотренной классификации расходов организации затраты целесообразно классифицировать по следующим трем направлениям:

• для исчисления себестоимости продукции;

• для принятия решений;

• для осуществления контроля и регулирования.

По экономическому содержанию расходы группируют по элемен­там затрат и по статьям калькуляции.

Как уже отмечалось, в соответствии с ПБУ 10/99 расходы орга­низации по обычным видам деятельности группируют по следующим элементам затрат:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных от­ходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация;

5) прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, команди­ровочные и др.).

Полученные по элементам расходов данные необходимы для оп­ределения финансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период, разработки бизнес-планов, определения объема закупок материальных ресурсов, фонда оплаты труда и суммы амор­тизационных отчислений, организации контроля за расходами, исчис­ления показателей эффективности использования ресурсов (материалоемкости, трудоемкости и др.) и ряда других показателей.

Следует отметить, что при учете расходов по их элементам не вы­деляют расходы на законченную производством продукцию (работы, услуги) и незавершенное производство.

НК РФ предусматривает выделение не пяти, а четырех элемен­тов расходов:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) сумма начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Статьи калькуляции - это установленная организацией совокуп­ность затрат для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) или ее отдельных видов.

Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях и проек­ту методических рекомендаций по учету затрат на производство про­дукции, работ, услуг рекомендуют следующую группировку расходов по статьям калькуляции:

1) «Сырье и материалы»;

2) «Возвратные отходы» (вычитаются);

3) «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услу­ги производственного характера сторонних организаций»;

4) «Топливо и энергия на технологические цели»;

5) «Затраты на оплату труда работников, непосредственно уча­ствующих в процессе производства продукции, выполнении работ, оказании услуг»;

6) «Отчисления на социальные нужды»;

7) «Расходы на подготовку и освоение производства»;

8) «Общепроизводственные расходы»;

9) «Общехозяйственные расходы»;

10) «Потери от брака»;

11) «Прочие производственные расходы»;

12) «Расходы на продажу».

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, а итог всех 12 статей - себестоимость проданной (реали­зованной) продукции.

Организации могут вносить изменения в приведенную номенкла­туру статей затрат на производство с учетом особенностей техники, технологии и организации производства.

30. Учет процесса реализации (продажи)

Процесс продаж продукции (работ, услуг) является завершающим в круговороте хозяйственных средств. Задача учета – предоставить аппарату управления достоверную и своевременную информацию о фактических издержках производства и продажè конкретных наименований выпущенной продукции. Эта информация является одним из основных источников определения продажной цены на рынке аналогичных товаров и валовой (балансовой) прибыли от реализации продукции. Последняя исчисляется как разность между отпускной (договорной) стоимостью реализованной продукции и полной ее фактической себестоимостью.

Полная фактическая себестоимость реализованной продукции представляет собой производственную себестоимость и расходы на продажу.

Неизбежные расходы, которые несет предприятие по продаже за свой счет, принято называть расходами на продажу. Их состав включает расходы на тару и упаковку продукции на складе, по доставке ее до пункта (станции, порта, пристани) отправления, включая расходы по нагрузке в транспортные средства, комиссионные и иные сборы, уплачиваемые сбытовым и иным посредническим организациям, расходы на рекламу, организацию выставок и т.п.

В текущем учете расходы по продаже, осуществляемые за счет грузоотправителя, в том числе поставщика, собираются на отдельном активном собирательно-распределительном счете 44 «Расходы на продажу».

Некоторые из перечисленных выше расходов (например расходы на упаковку и транспортировку) включаются в себестоимость отдельных наименований продукции прямым путем. Если такая возможность отсутствует, то распределение их осуществляется косвенным путем. В качестве базы распределения между отдельными видами отгруженной продукции могут быть установлены объем, вес, производственная себестоимость и другие показатели. В любом случае вариант распределения коммерческих расходов на упаковку и транспортировку определяется отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Другие расходы сразу списываются на себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг).

Отклонения между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью выпущенной из производства готовой продукции списываются сразу в дебет счета 90 «Продажи» с кредита счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», если последний применяет предприятие. В дебет счета 90 «Продажи» может относиться также сумма общехозяйственных расходов как условно постоянные расходы при использовании метода «сокращенной» себестоимости. В дебет указанного счета списывается и плановая нормативная себестоимость проданной готовой продукции с кредита счета 43 «Готовая продукция».

Параллельно аналогичная запись делается на положительную сумму (при перерасходе «+») или методом «красное сторно» (на сумму экономии "-") как результат разницы между плановой (нормативной) и фактической себестоимостью продукции.

Такой вариант применяется в том случае, если предприятие не пользуется при организации учета проданной продукции счетами 40 «Выпуск продукции (работ, услуг) и 45 «Товары отгруженные», то есть выручку от продажи исчисляют по методу отгрузки продукции.

Когда счет 45 «Товары отгруженные» используется, то на сумму отгруженной продукции при постановке на учет выручки от продажи продукции по оплате счетов-фактур делается запись:

Дебет счета «Товары отгруженные»,

Кредит счета «Готовая продукция».

В аналитическом учете эта запись вначале будет отражена по плановой (нормативной) себестоимости. В конце отчетного месяца при исчислении фактической себестоимости отгруженной продукции указанная выше бухгалтерская проводка будет скорректирована обычной записью на сумму перерасхода (фактическая себестоимость оказалась выше плановой (нормативной) или сторнировочной записью на сумму экономии (если фактическая себестоимость отгруженной продукции сложилась ниже плановой (нормативной).

В том случае, когда предприятие как вариант учетной политики в конце месяца закрывает счет 26 «Общехозяйственные расходы» сразу счетом 90 «Продажи», минуя счет 20 «Основное производство», фактическая себестоимость отгруженной продукции будет неполной.

На сумму поступившей на расчетный счет выручки от покупателей за проданную продукцию по договорным ценам:

Дебет счета «Расчетный счет»,

Кредит счета «Продажи».

После чего следует закрыть счет 45 «Товары отгруженные» по плановой (нормативной) себестоимости с отнесением ее в дебет счета 90 «Продажи»:

Дебет счета «Продажи»,

Кредит счета «Товары отгруженные».

Аналогичную запись на положительную (перерасход) или отрицательную (экономия) сумму следует показать в учете при исчислении в конце месяца фактической себестоимости проданной продукции.

В дебет счета 90 «Продажи» списываются расходы на продажу в сумме, относящейся к проданной продукции:

Дебет счета «Продажи»,

Кредит счета «Расходы на продажу».

При исчислении выручки от продажи продукции по оплате часть коммерческих расходов, относящихся к непроданной продукции, присоединяется к счету 45 «Товары отгруженные» внесистемным путем, то есть без составления бухгалтерской проводки.

Наконец, по дебету счета 90 «Продажи» показывается сумма налога на добавленную стоимость, если продукция подлежит обложению этим налогом:

Дебет счета «Продажи»,

Кредит счета «Расчеты по налогам и сборам»/Субсчет «Налог на добавленную стоимость».

По кредиту счета 90 «Продажи» показывается продажная (договорная) стоимость проданной продукции. Сопоставлением суммы оборота по кредиту данного счета с суммой оборота по его дебету исчисляется финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи. Когда сумма по кредиту больше суммы оборота по дебету, предприятие имеет прибыль от продажи продукции; в обратном случае – убыток. Следовательно, счет 90 «Продажи» является активно-пассивным сопоставляющим счетом.

Полученный финансовый результат (прибыль, убыток) от продажи продукции за отчетный месяц связан с закрытием счета 90 «Продажи» и поэтому имеет нулевое сальдо. При наличии прибыли за отчетный месяц в учете делается запись:

Дебет счета «Продажи»,

Кредит счета «Прибыли и убытки».

В том случае, когда по итогам отчетного периода получен убыток, составляется бухгалтерская проводка:

Дебет счета «Прибыли и убытки»,

Кредит счета «продажи».

Если предприятие использует как вариант учетной политики исчисление выручки от продажи продукции по дате отгрузки, то организация текущего учета значительно упрощается.

31. Инвентаризация: цели, виды и порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация - это проверка имущества и обязательств орга­низации путем подсчета, обмера, взвешивания. Это способ уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью иму­щества организации.

Основные цели инвентаризации:

• выявление фактического наличия имущества;

• сопоставление фактического наличия имущества с данными бух­галтерского учета;

• проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежат все имущество организации независи­мо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но чис­лящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хра­нении, арендованные, полученные для переработки), а также имуще­ство, не учтенное по каким-либо причинам.

В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обяза­тельств организации различают полную и частичную инвентариза­цию.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды иму­щества и финансовых обязательств организации.

Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств (только денежные средства, материалы и др.).

Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в за­ранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей неожиданно для материально ответ- ственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, след­ственных и контрольных органов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

• при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципаль­ного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок­тября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере, и в приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сы­рья и материалов может проводиться в период их наименьших ос­татков;

• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-пе­редачи дел);

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи иму­щества;

• в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрез­вычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при ликвидации (реорганизации) организации или в других слу­чаях, предусматриваемых законодательством Российской Федера­ции.

Для проведения инвентаризации в организации создается посто­янно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения ин­вентаризации имущества и финансовых обязательств создаются ра­бочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвен­таризационных комиссий утверждает руководитель организации. До­кумент о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведе­нии инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представи­тели администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и др.).

В состав инвентаризационной комиссии могут входить предста­вители службы внутреннего аудита организации, независимых ауди­торских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении ин­вентаризации является основанием для признания результатов инвен­таризации недействительными.

Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные меро­приятия: материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых цен­ностей; все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета; от матери­ально ответственных лиц необходимо получить расписку в том, что у них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приход­ные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к на­чалу инвентаризации по учетным данным.

Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственного лица. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в инвентаризационные описи или акты инвен­таризации не менее чем в двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Материально ответственные лица подтвержда­ют на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что про­веренные ценности приняты ими на хранение.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечива­ющие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешива­ния и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяй­ством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаков­ке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на вы­борку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) нава­лочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведо­мости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расче­ты и ведомости отвесов прилагаются к описи.

На каждой странице описи указывают прописью число порядко­вых номеров материальных ценностей и общий итог количества в на­туральных показателях, записанных на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и др.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачер­кнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и мате­риально ответственными лицами.

На последней странице описи незаполненные строки прочеркиваются и делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписыва­ется в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендован­ное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение несколь­ких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во вре­мя перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны хра­ниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Если материально ответственные лица обнаружат после инвента­ризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвен­таризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждения производит исправ­ление выявленных ошибок в установленном порядке.

Для оформления инвентаризации необходимо применять фор­мы первичной учетной документации, приведенные в Приложениях 6-19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами и ведомствами.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки ее правильности. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обя­зательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где происхо­дила инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения ин­вентаризации оформляются актом (Приложение 3 к Методическим указаниям) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (Приложение 4 к Методи­ческим указаниям).

В межинвентаризационный период в организациях с большой но­менклатурой ценностей могут осуществляться выборочные инвентари­зации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, происходящие в межинвентаризаци­онный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

На поврежденные или испорченные ценности составляют акты, в которых указывают характер и степень порчи, ее причины, лиц, ви­новных в порче ценностей. Результаты инвентаризации денежных средств и ценных бумаг оформляют актом без записи их в инвента­ризационной описи.

Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгал­терию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения - излишек или недо­стача. В сличительной ведомости ценности записывают с указанием ко­личества и суммы по группам, видам и сортам в соответствии с класси­фикацией, принятой в учете. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а ос­тальные показывают в ведомости общей суммой.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показа­тели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляют отдельные сличительные ведомости.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предло­жения и решения комиссии оформляются протоколом, утверждаемым руководителем предприятия. После утверждения результаты инвен­таризации отражаются в учете.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактичес­ким наличием имущества и данными бухгалтерского учета отража­ются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

1)излишек имущества приходуется по рыночной стоимости иму­щества на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сум- ма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации, а у бюджетной организации- на увеличение финансирования (фондов);

2) недостача имущества и его порча в пределах норм естествен­ной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у ком­мерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финанси­рования (фондов).

Наши рекомендации