Апреля. Великая Суббота

Вдохновленные и радостные возвратились мы в гостиницу. Шел уже пятый час, близилось утро Великой Субботы. Отдохнув часа три, мы собрались в холле гостиницы, как нам и повелели устроители этого паломничества. Теперь пришло время рассказать и о них. Это была паломническая группа с Украины. Мы пытались присоединиться к паломнической группе фонда Андрея Первозванного, но нам отказали, а вот друзья с Украины взялись провести нас в Храм, если мы успеем вовремя прилететь. Так что не умерла еще славянская солидарность. Проводником нашим был посол Украины в Израиле. Объяснив собравшимся (естественно, на украинском языке), каким образом мы должны пройти в Храм, посол обратился к нам со словами: «Надеюсь, наши московские друзья всё поняли». К счастью, понять было совсем не сложно. Нам выдали специальные пропуска, без которых сегодня в храм Гроба Господня не попасть, и пригласили в автобус, предупредив, чтобы не отставали от группы ни на шаг, что мы и выполняли на всем пути. Высадили нас у Яффских ворот, после чего началось прохождение сквозь строй израильских солдат и полицейских.

Нас ожидали шесть кордонов, через которые приходилось пробиваться через плотную толпу с немалыми усилиями. Украинский посол указывал полицейским на участников своей группы и сам помогал им пролезать через узкую щель между металлическими решетками. Весь путь до храма занял у нас три с половиной часа (в обычное время его можно пройти за несколько минут). Вдоль всего пути с обеих сторон стояли шеренги солдат в полном вооружении, в бронежилетах, с автоматами (с запасными дисками), пистолетами и резиновыми дубинками.

Наконец мы в Храме. И снова милость и любовь Божия была с нами. Наша группа стояла справа от прохода, по которому проходил к кувуклии* Иерусалимский Патриарх Феофил, поэтому мы могли видеть все, что происходило возле кувуклии и в пространстве храма Воскресения. Это помогло увидеть чудо одновременного схождения благодатного огня в разных местах Храма.

* Кувуклия – небольшая часовня над Гробом Господним.

Начинается таинство святого огня.Израильская полиция осмотрела внутреннее помещение кувуклии (а много веков это делали турецкие стражники), после чего кувуклию опечатали большой ярко-желтой восковой печатью в знак того, что ее осмотр закончен и в ней нет ничего, что позволило бы Иерусалимскому Патриарху зажечь огонь. Через несколько минут после опечатывания кувуклии в храм вбежала православная арабская молодежь – обязательные участники действа. Молодые люди как наездники сидели на плечах друг у друга, прося Богородицу и Господа, чтобы Он даровал православным благодатный огонь. Шумной толпой они обегают три раза вокруг святой кувуклии, скандируя под барабанный бой и звуки рожка: «Наша вера правая! Наша вера Православная! Христос – Бог истинный!» Когда зазвучали колокола Храма, мы поняли, что ритм барабанного боя в точности соответствовал ритму колокольного звона.

***

С того утра, когда, как поет Святая Церковь, апостол Петр, прибежав к пустому гробу и наклонившись, «увидел свет» в нем,– празднуют православные люди явление небесного огня на святом Гробе Господнем. Схождение святого огня совершается только в Иерусалиме и нигде более не повторяется.

Об истинности чуда свидетельствует и то, что Иерусалим с его святынями находился под владычеством фанатичного врага христианства в лице турок-мусульман (до 1908-го года), а после 1947-го года контроль над святынями перешел к еврейской администрации, которая еще более не желала прославления христианства и не верила в истинность чуда схождения огня.

Господь попустил, чтобы еврейская полиция наводила порядок и проверяла, чтобы не было обмана в таинстве схождения благодатного огня, чтобы мусульмане владели землей под Храмом Гроба Господня,– они же открывают и запирают двери Храма и собирают мзду от всех христианских конфессий, молящихся в нем. Но благодать этого святого места и любовь Божия дарована православным верующим людям.

***

В половине второго по местному времени появляется Святейший Патриарх Феофил. Его разоблачают, и он остается в одном белом подризнике, затем обыскивают, чтобы он не имел никаких предметов, с помощью которых можно было бы зажечь огонь. Преклонив голову над низким входом, под крики греков «Аксиос!» («Достоин!»), Патриарх Феофил, а вслед за ним и Армянский Патриарх заходят в Кувуклию. Армянский Католикос – важнейший участник всех торжеств. Он постоянно следует за православным Патриархом и, хотя не подходит к Гробу Господню, остается в Приделе Ангела (первом по входе в Кувуклию), откуда наблюдает за священнодейством Греческого Патриарха.

Патриарх Феофил сейчас становится на колени перед тридневным ложем Спасителя и молится о том, чтобы Господь и в этот раз даровал Своим чадам благодатный огонь.

В это время над кувуклией появлялось свечение густого синего или фиолетового цвета, похожее по форме на северное сияние. Точно такое же сияние появилось и над алтарем греческого храма.

После того, как Патриарх вошел в кувуклию, греческие монахи и священники с крестным ходом обходили вокруг нее с пением на греческом языке «Господи помилуй», после чего запевали «Отче наш» на церковно-славянском, и многотысячный славянский хор подхватывал и возносил слова молитвы к Отцу Небесному. Затем снова пели на греческом и опять на славянском, и в конце возглашали: «Аксиос, аксиос, аксиос!». Ответом на эту соборную молитву стало необычайно быстрое схождение огня.

Без десяти минут два Патриарх вошел в кувуклию, которую сразу же опечатали. А в два часа с несколькими минутами благодатный огонь сошел в кувуклии. Но буквально в то же мгновение он сошел и в алтаре греческого храма, в котором стоял Вселенский Патриарх Варфоломей. После этого всех, кто находился в Храме, ожидало потрясающее зрелище: волны огня двигались с двух сторон – от кувуклии и от алтаря греческого храма. Мы оказались точно посередине между этими реками огня и могли зажечь свои свечи как от Иерусалимского Патриарха, так и от Константинопольского. Так мы и поступили: зажигали наши свечи от соседей и справа и слева. Тысячи людей стояли вплотную и держали пучки свечей, горящих бело-голубым пламенем. Арабские мальчики зажигают свои свечи от свечей, только что переданных из кувуклии, и быстро бегут по проходам во все концы Храма, во двор Храма, чтобы как можно быстрее передать частицу огня ожидающим там людям.

Но в этот день от многих ускользнуло еще одно знаменательное событие. Мы стали его свидетелями только потому, что находились рядом. Буквально в двух-трех метрах сзади нас стояла группа паломников из Грузии. И вот у одного из них сама собой загорелась высоко поднятая связка свечей. Так что благодатный огонь сошел в 2009 году в трех местах: у Иерусалимского Патриарха, у Вселенского Патриарха и у паломников из Иверии – Первого Жребия Божией Матери!

Огонь этот действительно не обжигает, а только чувствуешь тепло. Все стараются в этом убедиться: прикасаются к нему руками, умывают лица и головы, совершают огнем крестное знамение. Мужчины подносят горящие пучки свечей к своим бородам, а женщины к волосам – но огонь нисколько не вредит им. Многие зажигают лампады и масляные светильники, чтобы донести огонь до своих домов. Я держал свой пучок долго, пока не выгорело более половины, но огонь все так же не обжигал. Однако воск, который стекал на руки, был очень горячим, хотя руки не обжег.

***

Бог может зажечь огонь в любом месте и в любое время. Но такие события даруются миру как знамение для вразумления и духовного осмысления. И нам следует понять, что́ Господь открывает людям через схождение благодатного огня в эту Великую Субботу.

Главное, что удалось увидеть и почувствовать – это Соборность Церкви. Нет разделения в Боге, есть Единая Соборная Апостольская Церковь, и соборная молитва христиан разных стран и земель творит чудо, которое на самом деле есть утверждение Божественного Закона, Закона любви и благодати. Это знак укрепления всем православным людям в подвиге стояния за веру истинную и в жертвенном служении.

Благодатный огонь нисходит также и на лампады Православной Церкви даже тогда, когда ближе ко святому гробу висят инославные лампады: армянские, французские, коптские... Однако в этом году лампады не зажглись.

Вскоре после водворения в Иерусалиме турецкой администрации, в XVII веке, произошло замечательное событие. Представители Армянской Церкви сумели убедить турок передать право получения благодатного огня армянской общине. Православную общину во главе с Иерусалимским Патриархом удалили не только из кувуклии, но даже из храма. Православные стояли близ колонн вне храма, в котором расположилось армянское духовенство во главе с католикосом.

Армяне долго ожидали чуда, тщетно их духовный глава усердно молился пред гробом – Божественный огонь не сходил. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна треснула, и из этой трещины показался огонь. Православный Патриарх, молившийся пред храмом, зажег свои свечи, а от него получили благодатный огонь все православные и все собравшиеся в храме и вокруг него.

Рядом с храмом Гроба Господня находилось здание примерно той же высоты. На веранде верхнего этажа этого здания нес сторожевую службу турецкий офицер Анвар со своими солдатами. Когда он увидел сошествие благодатного огня на колонну, то прыгнул на мраморные плиты, устилавшие землю около входа в храм, и возгласил: «Едина есть истинная вера православная христианская! Я – христианин!». При падении на каменный пол Анвар не разбился. Мраморные плиты, на которые упал Анвар, стали мягкими как воск, не причинив ему никакого вреда. Эти плиты сохранили след его ног, хотя турки потом пытались их соскоблить... Турки обезглавили Анвара и сожгли его тело. Пепел мученика за веру Христову хранится в одном из православных монастырей.

***

Огонь является одним из главных символов, возвещающих миру о посещении Бога Живаго. Огонь выражает славу и святость Божию. В Ветхом Завете ниспосланием огня Бог свидетельствует, что жертва, принесенная человеком, угодна Ему. На горе Хорив Господь явился Моисею в виде горящего куста, который горит огнем, но не сгорает. Бог говорил Моисею «из среды огня» (Втор. 4, 12). Поэтому Израиль и его великие пророки представляли Бога в виде «поядающего огня». «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24, 17). И святой апостол Павел повторяет: «Потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12, 29). Благодатный огонь – напоминание человеку о его первоначальной светоносной природе. О праведниках сказано, что в царствии небесном они «воссияют, как солнце» (Мф. 13, 43),– к этому призван каждый христианин.

Христос сказал Своим ученикам: «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49). С тех пор Церковь живет этим огнем, которым горит мир благодаря Великой Жертве Спасителя. Он горел в сердцах учеников, шедших в Эммаус, когда с ними беседовал воскресший Христос. Это огонь Духа Святаго, Который сошел на апостолов в день Святой Пятидесятницы. Это огонь небесный, которым совершается крещение «огнем и Духом Святым». Видимый огонь, являющийся на Гробе Господнем – явление того же рода. У того, кто воспринял этот огонь, огонь Духа Святаго расстояние между человеком и Богом уничтожается Самим Богом, пребывающим в глубине души человека. Поэтому каждый, кому даровано быть в Иерусалимском Храме Гроба Господня в день Великой Субботы, чувствует особую близость Бога, и тогда в сердце и сознание входит ясное понимание таинственных слов св. апостола Марка: «Ибо всякий огнем осолится…» (Мк. 9, 48).

Чувство соприкосновения с Божественным испытали сотни, тысячи людей находившихся в храме! Все, кто испытали это небесное чувство, никогда его не забудут. Мы, можно сказать, купались в благодати, в Божией любви. После этого всё в душе переворачивается, но вернее сказать становится на свои места. Думаю, что у многих происходит это внутреннее перерождение – укрепляется вера. Огонь, который не обжигает тело, но загорается в сердце – радостью о Воскресшем Господе, о том православном братстве, в котором здесь и сейчас совершается наша Пасха. Сам Небесный Огонь подтверждает священную истинность православной веры. Многие приезжают в Иерусалим во второй, а кто и в третий раз, но не для того, чтобы подержать руки в не обжигающем пламени свечей, а ради этих секунд истинного счастья, когда разрушены все преграды между душой, личностью человека и любящим и всепрощающим Богом!

Как молились собравшиеся в Храме! Никакими словами этого не передать. И так отрадно было слышать знакомые греческие и славянские песнопения, которые подхватывали тысячи голосов. Благодаря этой огненной молитве так быстро сошел в этом году огонь. Больше всего в этом году собралось в Иерусалиме русских паломников, и, конечно, всем нам очень хотелось, чтобы Господь дал знак Своей милости к нашей Церкви, как это уже бывало. В 1995 году еще до того, как благодатный огонь появился в кувуклии, сами собой зажглись свечи в руках паломницы из России старицы схимонахини Антонии (Кавешниковой; 1904–1998), находившейся на площади перед Храмом. Еще более удивителен случай схождения благодатного огня на санаксарского старца схиигумена Иеронима (об этом случае мы расскажем ниже). Но для нас, паломников из России и для Русской Церкви был дарован духовный знак о необходимости смиряться и не думать о себе более чем мы есть. Как раз перед тем, как направиться в храм, мы обсуждали вопрос о Москве – Третьем Риме, о том, что Русская Церковь – самая многочисленная в мире, а у Вселенского Патриарха и паствы-то совсем нет.

Но Господь поправил нас и показал благодатную силу Греческого Православия. Огонь сошел одновременно у Иерусалимского Патриарха Феофила и у Вселенского Патриарха Варфоломея. Так что не случайно носит Константинопольский Патриарх имя Вселенского. Это не почетный титул, а наполненное духовным содержанием служение. С двух сторон – из кувуклии и из алтаря греческого храма двигался в этот раз благодатный огонь. И нам следует вспомнить, что в нашей Церкви горит греческий огонь, что мы – ученики греков. Вселенское начало остается у Греческой Церкви, и Москва не заместила Константинополь. У Русской Церкви и у России иное призвание, не менее важное для спасения мира, но – иное. И не следует нам приписывать себе то, что нам не принадлежит.

Снова напомним, что благодатный огонь сошел в этом году еще и у паломников из Грузии. И быть может это связано с церковным возрождением в Грузии, православные люди которой совершают по благословению своего Патриарха Илии ежедневную семиразовую молитву о спасении своей страны и своего народа.

И как не вспомнить здесь эпизод из жития великого святого Иверии – прп. Давида Гареджийского (VI в.), основателя грузинского монашества и небесного покровителя Грузинского царства. Он захотел совершить паломничество в Иерусалим к Животворящему Гробу Господню. Увидев с холма Святой Град, он пал на землю и воскликнул: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты сподобил и меня, недостойного раба Твоего, видеть эти места, где Ты ступал пречистыми Своими ногами. Я не осмеливаюсь продолжать свой путь, дабы землю, освященную святыми стопами Твоими, не попирать моими нечистыми ногами. И довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места». Давид взял с того места три камня, как будто бы от Гроба Господня, и отправился обратно в Иверию. В это время Иерусалимскому Патриарху явился Сам Господь и повелел послать гонцов вслед за Давидом, потому что тот унес с собой всю благодать от Святого Града. Патриарх немедленно исполнил повеление, Давида догнали, и по просьбе Патриарха он вернул два камня, оставив себе один. Впоследствии от этого камня в Иверии совершалось множество чудес.

***

В этом году Благодатный огонь в специальном контейнере был передан Святейшему Патриарху Кириллу на ночном Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя.

***

В трудах церковного историка Евсевия (IV век) приводится такой эпизод. При патриархе Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В лампадку налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела в течение всей пасхальной службы.

Благодатный огонь – это беспредельная милость Божия падшему роду человеческому. Афонские старцы говорят о четырех признаках близости конца мира. Первый – засохнет дуб Мамврийский; второй – перестанет сходить благодатный огонь в Иерусалимском Храме Гроба Господня; третий – будет восстановлен на прежнем месте Иерусалимский храм, разрушенный римлянами в 73 г. по Р.Х.; и четвертый – уйдет со Святой Афонской Горы Иверская икона Божией Матери. Если Огонь сошел, это значит, что еще один год будет жив род человеческий!.. Еще один год будет светить солнце и согревать людей. Еще один год земля будет давать плоды, питать людей, радовать красотой цветов, деревьев, прославляя Своего Творца.

Согласно древней традиции, огонь, полученный в Великую Субботу на тридневном ложе Спасителя, поддерживается в кувуклии целый год и гасится только накануне Великой Субботы следующего церковного года.

***

А теперь предложим вниманию читателей рассказ о том, как Господь отметил Своей милостью нашего знаменитого санаксарского старца схиигумена Иеронима в Великую Субботу во святом граде Иерусалиме.

Несколько лет назад я приехал в город Ундоры Ульяновской области, где служил тогда в местном храме мой давний друг отец Александр. Случилось так, что в эти дни здесь оказался знаменитый санаксарский старец схиигумен Иероним (ныне покойный), и мне довелось услышать из его уст дивную историю о чудесной помощи старицы Матроны. Передаю рассказ отца Иеронима, каким он запомнился.

«Когда открылся «железный занавес», стало возможным совершать паломничества на Святую Землю. Одна из моих духовных чад – монахиня – сказала, что может достать путевку во святый град Иерусалим в предпасхальные и пасхальные дни, когда происходит схождение благодатного огня в храме Гроба Господня. Мне нужно было оформить загранпаспорт и собрать необходимую сумму для оплаты путевки. Взял я благословение у наместника, и к нужному сроку все было готово: и паспорт, и средства. Монахиня сообщила мне дату вылета и указала день, до которого я должен был появиться у нее в Москве.

Помолившись, отправился в Москву. По прибытии обнаружил, что все собранные деньги оставил в своей келии, они находились в кармане брюк, а я надел в поездку другие. Рассказал матушке о случившемся. Она говорит, что последний срок сдачи денег завтра. Тогда я сказал ей: «Надо деньги здесь достать. Пока их найдут в моей келии, пока пошлют телеграфом, пока мы получим – за день не успеть. Ищи деньги здесь, а я по возвращении вышлю». Но она ответила, что за день не может найти такую большую сумму – несколько сот долларов, занять не у кого. Несмотря на такую неувязку, у меня было очень спокойно на сердце. Я решил, что, если эта поездка нужна, Господь вразумит и поможет достать нужную сумму, а если нет – возвращусь в монастырь, значит, не пришло время.

Ранним утром я отправился на Даниловское кладбище к могилке блаженной Матроны и решил попросить денег у нее. Приехав на место, я помолился так: «Матушка дорогая, если есть благословение на поездку, помоги мне найти эти деньги, а если нет, я сразу же уеду в монастырь. Да будет воля Господня». Стою в сторонке от могилы и молюсь. А народ идет ручейком, молится, просит о своих нуждах. Люди берут землю с могилки в пакеты. Вдруг подошла ко мне женщина и протянула конверт. Я поблагодарил и, когда она ушла, заглянул в этот конверт. В нем находились две бумажки по 100 долларов. Потом стали подходить другие люди – и все давали деньги. Самым удивительным было то, что дарили в основном доллары (ведь мне нужно было оплатить путевку в валюте). Я прикидывал, сколько у меня набралось денег. Наступил момент, когда стало ясно, что на путевку уже хватает.

Я снова помолился, попросил благословения собрать еще денег, чтобы привезти со Святой Земли подарки для братии и духовных чад. Тогда ведь поездки в Иерусалим были большой редкостью, и каждая святыня была драгоценна для наших православных людей. Деньги продолжали дарить, и вот я почувствовал, что уже достаточно и на поездку, и на подарки. Сделал земной поклон перед могильным крестом, поцеловал его, поблагодарил Матронушку за помощь и очень радостный возвратился к монахине. Когда я передал ей деньги, она спросила:

– Батюшка, где вы их достали?

– Матронушка дала…

Думаю, что интересно будет знать и то, как дальше проходило паломничество. Когда наша группа прилетела на самолете в Израиль, нас посадили в автобус и привезли сначала в офис, где выдали документы на поселение, и отправили в гостиницу. Но тут случилось искушение: куда-то потерялся талон на поселение. Всех разместили в номерах, а меня не оформляют. Языка не знаю, объяснить ничего не могу. Но, слава Богу, оказались здесь добрые люди, стали звонить, выяснять, и в конце концов все устроилось. Потом я понял, что это было промыслительно, так как всех паломников поселили на окраине города, а мне дали место в гостинице в самом центре, буквально рядом с храмом.

Все мы ожидали с волнением предстоящих событий. Я заранее купил несколько пучков белых иерусалимских свечей. Пришел к Храму задолго до начала торжества, чтобы устроиться поближе. В Великую Пятницу и в самый день схождения огня не вкушал пищи, молился, благодарил Господа за Его милость. Наступил главный момент, ради которого мы совершили паломничество. Святейший Патриарх Диодор вошел в Кувуклию, и все напряженно ожидали, когда совершится великое таинство. Было шумно, огромное количество народа. И вот раздались крики, внутри появились огненные всполохи, но Патриарх еще не вышел из Кувуклии. И тут со мной произошло такое, отчего я даже испугался: у меня загорелась борода. Сначала я решил, что кто-то поджег меня нечаянно, хотя ничего горящего рядом не было. Я выронил из рук свои пучки свечей и начал сбивать огонь с бороды, но он не только не сбивался, но и перешел на голову – загорелись волосы на голове. Со всех сторон на меня удивленно показывали руками. Огонь этот совершенно не жег, волосам не вредил, и я понял, что это и есть благодатный огонь – Господь явил такую великую милость ко мне грешному. Тогда я уже спокойно поднял с земли свои пучки свечей и поджег их от бороды, а люди начали поджигать уже свои пучки от этого огня. Потом огонь на волосах постепенно погас, но осталось удивительное состояние радости, ликования, благодарности Господу нашему. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Еще одно, очень порадовавшее меня событие случилось в эти дни. Греческие монахи пригласили священников из нашей паломнической группы на совместную молитву и пасхальное разговление. Помолившись, пропели пасхальные песнопения, после чего стали раздавать угощение: на маленьких тарелочках были положены часть просфоры и крошечные кусочки кулича и паски. Я подумал про себя: «После строгого поста такое скудное угощение». И тут Господь дал мне хорошее вразумление. Ко мне вдруг подошел переводчик и сказал: «Игумен (или архиерей – не помню точно) просил передать, что этого угощения вполне достаточно, чтобы насытиться». Так оно и было: когда я употребил содержимое тарелочки, явилось чувство сытости, как после хорошего обеда...»

***

Свидетельства о чудесном огне сохранились с самых древних времен, в том числе от латинского монаха Бернарда (IX-й век) и папы Урбана II (XI век).

Вот что пишет Бернард: «В великую субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении, во храме Гроба Господня, по пропетии «Кирие, элейсон» («Господи, помилуй», по-гречески) Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над гробом Господним. Патриарх передает этот огонь епископу и, наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот огонь в своем доме.

Самые ранние упоминания о благодатном огне встречаются у святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. «Исполнен был гроб света»,– пишет святитель Григорий об апостоле Петре, узревшем благодатное сияние не только чувственными очами, но высоким апостольским умом. С тех пор под каждое светлое Воскресение гроб Господень озаряется Божественным сиянием.

Когда Иерусалим был захвачен крестоносцами, некоторые латинские епископы также пытались принимать святой огонь, но попытки остались безуспешными.

Наши рекомендации