Фінансовий контроль: його види, форми та методи
Финансовый контроль – совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе заданий финансовой политики.
Виды ФК:
1) В зависимости от взаимоотношений субъекта и объекта контроля:
- внешний; - внутренний
2) В зависимости от субъектов контроля и характера контрольной деятельности:
- государственный (общегосударственный и муниципальный)
- ведомственный ( внутреннекорпоративный)
- общественный
- аудиторский ( независимый)
3) По степени охватывания подконтрольного объекта:
- комплексный
- тематический
- полный
- частичный
- сплошной
- выборочный
4) По источнику информации:
- документальный
- фактический
5)По целевой направленностью контрольных действий:
- стратегический
- тактический
6) По месту осуществления контроля:
- непосредственно на месте
- дистанционный
Формы ФК:
1) Предыдущий контроль осуществляется в начале движения денежных потоков.
2) Поточный контроль осуществляется в процессе движения денежных потоков.
3) Следующий контроль проводится после осуществления финансовых операций и по итогам финансовой деятельности за опр. период.
Методы ФК:
1) Ревизия яв-ся методом комплексного контроля всей финансовой и сельскохозяйственной деятельности предприятий и организаций относительно ее ответственности действующему законодательству.
2) Тематические проверки заключаются в контроле за отдельными сторонами финансовой деятельности.
3) Обследование представляет собой ознакомление с отдельными направлениями финансовой деятельности с целью выявления проблем и путей их усовершенствования.
Державний борг.
Гос.долг – это сумма задолжности государства перед внутренними и внешними кредиторами.
Государственный долг делиться на текущий и капитальный гос.долг.
Текущий гос.долг – это сумма задолжности, которая подлежит погашению в текущем году и соответствующих к оплате в этот период процентов по всем выпущенным на данный момент ссудам.
Капитальный гос.долг – это общая сумма задолжности и проценты, которые должны быть оплачены по ссудам.
Структурно- государственный долг делиться на внутренний и внешний.
Внутренний долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами.
Внешний долг - это совокупность обязательств государства перед нерезидентами ( независимо от того, в чией национальной валюте наминованы обязательства).
Обслуживание государственного долга – это погашение ссуд, оплата процента по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных ссуд. Погашение ссуд происходит за счет бюджетных средств.
При обслуживании внешнего и внутреннего долгов определяют коэфициент обслуживания. Для внешнего долга его рассчитывают как отношение всех платежей по внешенй задолжности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах. Благоприятным уровнем обслуживания считаеться значение показателя на уровне 25%.
В Украине обслуживание внешнего долга происходит в процессе выполнения государственного бюджета. Рассчеты соответствующих к оплате сумм по погашению и обслуживанию внешнего долга происходит в долларах США. Перерассчет в национальную валюту проводиться по прогнозному курсу валют к гривне. Оплату совершает Государственное казначейство.
Источниками погашения внешнего долга являються:
- бюджет;
- золотовалютные резервы;
- средства, полученные от приватизации гос.имущества.
Обслуживание государственного внутреннего долга совершает Министерство финансов через банковскую систему путем проведения операций по размещению ценных бумаг, их погашения и выплаты дохода.
Предельные размеры гос. внутреннего и внешнего долгов устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следущий год.
В зависимости от характера последствий влияния государственной задолжности на экономику, их делят на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные последствия существуют как проблема “вытиснения”, а долгосрочные известны как “тяжесть” долга.
Эффект “вытиснения” возникает из-за повышения рыночных процентных ставок, которое происходит в случае финансирования с помощью выпуска государственных ценных бумаг бюджетного дефицита.
Долгосрочные последствия государственного долга связаны с его влиянием на накопление капитала и потребление будущих поколений, т.е.на долгосрочное экономическое возростание.