Наделение органов местного самоуправления отдельными

Государственными полномочиями. Порядок осуществления этих

Полномочий.

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

7. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

Статья 132 Конституции РФ предусматривает возможность наделе­ния органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с соответствующей передачей материальных и финан­совых ресурсов для их осуществления. Реализация переданных полно­мочий подконтрольна государству.Наделение полномочиями может осуществляться в двух формах2:1) передача — способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственно­го органа исключается из его компетенции и включается в компетен­цию органа местного управления;2) делегирование - предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам ме­стного самоуправления на один раз, на определенный срок или бес­срочно. При делегировании тех или иных государственных полномочий ор­ганам местного самоуправления поручение должно иметь четкую формулировку, из которой было бы ясно, что речь идет именно о вре­менной уступке права .В результате делегирования акт, изданный органом местного само­управления, по своей юридической силе становится почти равным ак­там делегирующего органа.Поэтому, решая вопросы наделения органов местного самоуправ­ления государственными полномочиями, следует учитывать следую­щие аспекты.1. В соответствии с Конституцией РФ наделение полномочиями осу­ществляется только законом. Поскольку определение общих принципов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, передача или делегирование полномочий осуществляется федеральным законом и законами субъектов РФ.2. Объем передаваемых или делегируемых полномочий не должен быть большим — Конституция РФ и Закон 2003 г. говорят лишь об отдельных полномочиях.3. Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей не­обходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это весьма важное и актуальное для России условие. Пре­зумпция финансовой обусловленности гарантирует выполнение при­обретенных функций.4. Государство оставляет за собой право контроля над реализацией этих полномочий. По мнению некоторых ученых, неправильно рас­сматривать государственный контроль как право, а не как обязанность. Государство, передавая свои собственные полномочия, тем самым не освобождается от ответственности за их выполнение, а потому обязано осуществлять контроль в данной сфере'.При осуществлении контроля органы государственной власти должны учитывать, что их контроль не должен носить всеобъемлюще­го характера. Органы государственной власти обязаны осуществлять контроль:за законностью деятельности (совместно с органами прокуратуры);целевым использованием средств органами местного самоуправления; конечным результатом, то есть решать, достигнуты ли желаемые цели.Федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие на­деление органов местного самоуправления отдельными государствен­ными полномочиями, должны содержать:1) вид или наименование муниципального образования, органы ме­стного самоуправления которого наделяются соответствующими пол­номочиями;2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправле­ния, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федераль­ного бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответст­вующих полномочий, включая федеральные или региональные госу­дарственные минимальные социальные стандарты;4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управле­ние либо в муниципальную собственность материальных средств, не­обходимых для осуществления отдельных государственных полномо­чий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осу­ществлении переданных им отдельных государственных полномочий;6) порядок осуществления органами государственной власти кон­троля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования орга­нов, осуществляющих указанный контроль;7) условия и порядок прекращения осуществления органами мест­ного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Наши рекомендации