Рисковый характер результатов научной деятельности. Ответственность государства за поддержку и развития науки и инноваций.

Особенности рынка знаний, специфика науки как общественного блага, особенности рынка инноваций.

Рынок научного знания – товара:

¾ Стоимость передачи информации незначительна по сравнению со стоимостью ее производства. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями;

¾ Признаки общественного блага у научного знания(универсальные теоретические принципы, фундаментальные научные открытия, такие как научные законы (в том числе и экономические), доказанные теоремы, и многое другое):

- неисключаемость ( в ограниченном смысле): ученые публикуют сведения о своих достижениях, после чего они становятся доступными для общества, и любой желающий может получить доступ к публикации, приложив незначительные усилия.

НО: например, государство может сознательно исключить население из числа пользователей определенными видами знаний по соображениям секретности. Яркий пример тому – споры вокруг использования ядерной энергии в мирных целях.

- Позитивные внешние эффекты, поскольку другие исследователи, работающие в той же предметной области, получают важную для их работы информацию и экономят таким образом собственные силы.

¾ Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

¾ Большое количество посредников на этом рынке, а главное, что целый ряд секторов (образования, хранения информации и др.) выступает преимущественно как посредник между производителями знаний (например, НИОКР) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями).

¾ Соревновательный характер блага: ученый, первый публикующий информацию, получается все – признание в научных круга + гос.награды.

¾ асимметрия информации: покупатель всегда стремится получить информацию о приобретаемом товаре, но знание само по себе является информацией. Если продавец расскажет, что он хочет продать, то, по сути, он уже предоставит покупателю знания. Если же во время переговоров раскрывается лишь часть информации, это означает относительно низкую информированность покупателя, и может снизить цену покупки или вовсе привести к отказу от нее.

Специфика информации-товара:

- Признаки общественного блага у научного знания

- Информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным. В различных областях науки и техники темпы обесценения знания неодинаковы, процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет;

- несамостоятельность – проявляет свою «движущую силу» только в соединении с другими ресурсами.

Рисковый характер результатов научной деятельности. Ответственность государства за поддержку и развития науки и инноваций.

Принято считать, что выполнение научных исследований целиком за счет частного сектора приведет к их недопроизводству, поскольку частный сектор на готов брать на себя риски научной деятельности.

Риски

- неопределенность будущих результатов научной деятельности. Эта неопределенность выражается в том, что точно невозможно предсказать, когда будут получены результаты инициированных исследований, насколько они будут соответствовать ожиданиям, какие затраты понадобятся на их финансирование. Чем более долгосрочным и амбициозным является исследовательский проект, тем труднее спрогнозировать отдачу от вложений в научную деятельность. Это сильнее проявляется в фундаментальных исследованиях, для которых характерен длительный лаг между совершенным открытием и его практическим применением. Кроме того, в научной сфере у ученых и исследовательских команд высок риск оказаться не первыми в своей области, и, следовательно, остаться без патента или без возможности публикации. При этом затраченные усилия (не только финансовые, но и временные, творческие и т.д.) окажутся неоплаченными. Частично эта проблема может быть решена за счет диверсификации научного портфеля, а также за счет выбора тематики в той области, где исследований не так много, и больше шансов оказаться первым, «монополизировав» дальнейшие разработки. Однако это возможно либо для не слишком востребованных научных направлений, либо для слабо разработанных, в которые необходимо инвестировать значительные ресурсы. И в том и в другом случае частный сектор серьезно рискует, поддерживая такие исследования.

- несовершенство законодательства о защите прав на объекты интеллектуальной собственности и в возможности фрирайдерства, что также дестимулирует компании осуществлять инвестиции в исследования и разработки.

В результате, рискованные научные проекты, пусть даже и крайне важные для общества, могут быть отклонены частным сектором.

В России до сих пор государство - главный источник финансирования расходов на исследования и разработки.

Государственная инновационная политика:

Научная политика

¾ Создание условий для научного прогресса и работы ученых

¾ Цели - генерация знаний

¾ Формирование профиля НИС в мировой науки

Технологическая политика

¾ Условия распространения и применения научных знаний и решений

¾ Цель трансформация знаний в производство и применение

Инновационная политика

¾ Создание условий для адаптации новых решений, продуктов, процессов, услуг, организационных решений

¾ Формирует отношение общества к науке и инновациям и нормативно-правовую базу

¾ Формирует условия для функционирования НИС в целом

Наши рекомендации