Вопрос 17: Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки
Налоговый учет на объектах общественного питания ведется согласно требованиям государственных стандартов. Для целей налогового учета под документальным подтверждением затрат организации в качестве расходов понимается оформление документов таким образом, чтобы они отвечали требованиям всех законодательных актов Российской Федерации (а не только касающихся бухгалтерского учета и налогообложения).
Помимо актуальнейших вопросов учета и налогообложения таких предприятий общепита, как столовые, кафе, рестораны при гостиницах и др. в данном пособии рассматриваются вопросы лицензирования и сертификации деятельности объектов общественного питания, санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к продукции объектов общественного питания и к их работникам.
Организации общественного питания в процессе своей деятельности осуществляют реализацию продукции собственного изготовления и покупных товаров. Налоговая база при реализации определяется организацией общественного питания в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ.
Организации общественного питания формируют налоговую базу по НДС, исходя из стоимости продуктов, использованных при изготовлении собственной продукции, а также перепродаваемых товаров по ценам их приобретения с использованием торговой наценки. При расчетах с покупателями эта цена увеличивается на сумму НДС.
Требования к учету расходов для целей налогообложения едины для всех предприятий и организаций и установлены действующим налоговым законодательством России (Налоговым Кодексом РФ (далее по тексту - НК РФ) и иными федеральными законодательными актами).
В тоже время для организаций торговли (причем, и оптовой, и розничной) имеются некоторые особенности, которые мы и рассмотрим по каждому налогу в отдельности.
Рассмотрим некоторые виды налогов торгового предприятия.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом, выступает в форме надбавки к цене товара и не затрагивает доходность предприятия. Фактическим плательщиком НДС выступает конечный потребитель, а предприятие является его сборщиком.
В процессе движения от производителя к потребителю товар проходит несколько звеньев. В каждом звене этой цепочки создается дополнительная стоимость, которая и служит объектом налогообложения. Предприятие при этом перечисляет в бюджет не всю сумму НДС, а лишь ее часть. Последняя равна разнице между суммой НДС, полученной как доля свободной цены при реализации товаров (работ, услуг) от своих покупателей, и суммой НДС, уплаченной в составе свободной цены поставщикам при закупке товаров.
Основные ставки НДС – 0 (освобождение от уплаты), 10 и 18 %. Ставка налога в размере 10 % установлена на некоторые продовольственные товары, товары детского ассортимента, и медицинского назначения по перечням, установленным Правительством РФ, 18 % - на все остальные товары. Предприятия розничной торговли должны вести раздельный учет при реализации товаров с различными ставками НДС, иначе применяется максимальная ставка – 18 %.
Акциз, как и НДС, косвенный налог, взимаемый с товаров и услуг в цене или тарифе. Плательщиком (сборщиком) данного налога выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию, фактически же его оплачивает также потребитель при покупке товара. Различают адвалорные (в % к стоимости) и специфические ставки (в рублях, копейках за единицу). Акцизами облагаются: этиловый спирт и спиртосодержащая продукция, табачные, ювелирные изделия, нефть, бензин, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья и т.д.
В составе прямых налогов с предприятий ведущее место принадлежит налогу на прибыль. Плательщик данного налога: торговые предприятия со статусом юридического лица и их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения является прибыль предприятия – разница между полученными доходами и произведенными расходами. Налогооблагаемая прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Основная ставка налога на прибыль составляет 24 % и включает:
- 6,5 % зачисляется в федеральный бюджет;
- 17,5 % - в бюджет субъектов РФ.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков свою ставку налога (17,5 %), но не ниже 13,5 %.
Источником уплаты налога на имущество является прибыль предприятия до исчисления и уплаты налога на прибыль. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во временное ведение, пользование, распоряжение и т.п., учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Налоговая база определяется как среднегодовая остаточная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Предельная ставка налога на имущество не может превышать 2,2 % налогооблагаемой базы.Сбор за право торговли
Сбор за право торговли установлен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (действующим в части, не противоречащей НК РФ) (пункт 1 "е" статьи 21).
Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями также относится к системе местных налогов и сборов и установлен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пункт 1 "л" статьи 21). Данный сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению.
Размер сбора установлен: с юридических лиц - 50 установленных законом МРОТ в год, физических лиц - 25 установленных законом МРОТ в год. При торговле этими лицами с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия, - половины установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый день торговли.
В случае изменения МРОТ в течение действия лицензии по решению местного органа власти возможно проведение перерасчета суммы сбора с момента изменения МРОТ.
При расчете окончательной суммы налога, которую организация общественного питания перечисляет в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС по товарам, работам, услугам, принятым к учету, в соответствии с требованиями статьи 171, 172 НК РФ).
Если в расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) сумма налога не выделена отдельной строкой, то исчисление его самостоятельно расчетным путем не производится.
Льготой по НДС могут воспользоваться организации общественного питания, которые продают свою продукцию
- студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;
- столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования.
Таким образом, организации общественного питания обладают некоторыми отличительными свойствами, требующими особого внимания при аудите.