Международные воздушные перевозки
Общие правила осуществления международных воздушных сообщений определены Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Республика Беларусь присоединилась 4 июля 1993 г.).
Чикагской конвенцией регламентированы следующие вопросы:
порядок выполнения полетов и процедура регистрации воздушных судов;
задачи и основные принципы деятельности ИКАО;
функционирование аэропортов, наземных аэронавигационных средств и служб;
порядок урегулирования споров.
Вместе с Чикагской конвенцией были подписаны два соглашения:
Соглашение о международном транзитном воздушном сообщении.
Соглашение о международном транспорте.
Основной транспортной конвенцией, регулирующей воздушные перевозки пассажиров и грузов, является Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных перевозок от 12.10.1929 (сокращенно – Варшавская конвенция; БССР ратифицировала ее 01.08.1963).
Изменения в Варшавскую конвенцию внесены: Гаагским Протоколом об изменении и дополнении некоторых положений Варшавской конвенции 28.09.1955; Гватемальским протоколом от 08.03.1971; Монреальским протоколом от 25.09.1975.
Международные воздушные перевозки (кроме многосторонних соглашений) осуществляются так же на основе двусторонних соглашений. Эти соглашения регулируют вопросы взаимного предоставления прав на совершение полетов, летно-техническое обеспечение полетов, взаимное предоставление соответствующих услуг в аэропортах иностранного государства.
Согласно Варшавской конвенции договор международной воздушной перевозки оформляется составлением проездного билета (для пассажира), багажной квитанции (для багажа, пассажира), авиагрузовой накладной (для груза). Проездной билет и багажная квитанция объединены в один перевозочный документ, состоящий из нескольких купонов.
Конвенцией регламентированы права и обязанности участников договора международной воздушной перевозки определен порядок приема и выдачи груза в пункте назначения, установлены основные требования к перевозочным документам.
Отправителю предоставляется право распоряжаться грузом в пути: он может задержать груз, потребовать его выдачу новому получателю. При этом отправитель груза обязан возместить авиаперевозчику все понесенные в связи с этим расходы.
Багаж и грузы, за исключением вещей при пассажире, должны находиться под охраной авиаперевозчика.
Имущественная ответственность авиаперевозчика предусмотрена:
за причинение вреда здоровью пассажира;
за несохранность багажа и груза;
за просрочку в доставке груза.
Имущественная ответственность авиаперевозчика за причинение вреда здоровью пассажира наступает независимо от его вины. Авиаперевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что причинение вреда имело место вопреки всем мерам, принятым с его стороны, либо такие меры принять было невозможно.
Суд может освободить авиаперевозчика от ответственности или ограничить ее, если будет установлено, что вина потерпевшего явилась причиной вреда или содействовала его наступлению.
Предел имущественной ответственности авиаперевозчика установлен:
за причинение вреда здоровью пассажира – 250 тыс. франков;
за несохранность багажа и груза – 250 франков за 1 кг багажа (груза);
за предметы, оставляемые пассажирами при себе – 5 тыс. франков.
Варшавская конвенция разрешает национальным авиакомпаниям повышать установленный предел имущественной ответственности. Например, ряд авиакомпаний США установили предел такой ответственности перед каждым пассажиром в размере 75-100 тыс. франков.
Варшавская конвенция предусматривает претензионный порядок урегулирования имущественных споров. В случае установления ущерба заинтересованное лицо должно обратиться с претензией в письменном виде к авиаперевозчику в следующие сроки:
по багажу – 7 дней;
по грузу – 14 дней;
в связи с просрочкой в доставке груза – 21 день.
Несоблюдение этих сроков лишает права предъявления иска к авиаперевозчику. Для перевозок авиапассажиров обязательное предъявление претензии к авиаперевозчику не предусмотрено: пассажир в случае причинения вреда его здоровью может сразу же обратиться в суд с иском.
Исковое заявление о возмещении ущерба может быть подано в суд в течение 2 лет с момента прибытия самолета по назначению или со дня, когда он должен был бы прибыть.
По выбору истца иск может быть предъявлен в суде государства, в котором находится место нахождения авиаперевозчика или его контора, оформившая договор воздушной перевозки, либо в суде государства, в котором находится место назначения перевозки.
Чартерные авиаперевозки регулируются Гвадалахарской конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору от 19.09.1961.
Согласно Гвадалахарской конвенции фактическим перевозчиком по воздушному чартеру признается лицо, не являющееся перевозчиком по договору, но уполномоченное им осуществлять перевозку (обычно это авиакомпания предоставляющая самолет по договору).
Предметом договора воздушного чартера является предоставление самолета (самолетов) для выполнения разового или нескольких полетов. Сторонами этого договора являются фрахтователь (заказчик) и собственник самолета (авиакомпания).
Проформы воздушных чартеров разрабатываются авиакомпаниями и представляют собой примерный договор, который может дополняться сторонами при его заключении. Проформы содержат следующие реквизиты:
характеристика предоставляемого самолета;
размер платежей за его использование;
маршрут и расписание полетов;
ответственность собственника самолета.
Плата за использование самолета именуется фрахтом. Она может исчисляться за рейс, или за почасовое использование воздушного судна. В обеспечение уплаты фрахта предусматривается залоговое право на груз.
Положения Варшавской конвенции распространяются на чартерные воздушные перевозки, если фактический перевозчик осуществляет перевозки на условиях данной Конвенции.
По Гвадалахарской конвенции потерпевший может предъявить по своему усмотрению иск либо к фактическому перевозчику, либо к перевозчику, заключившему договор воздушного чартера, либо к обоим перевозчикам вместе.