Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD)

Создана, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия Конференции состоялась в Женеве в 1964 г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года. Последняя IX сессия состоялась в Мидранде (ЮАР) в мае 1996 г. Следующая X сессия намечена на 2000 г. и будет проходить в Таиланде.

Членами ЮНКТАД являются 185 государств-членов ООН и 3 члена представляют специализированные агентства.

Цели ЮНКТАД:

содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;

установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;

рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

согласование политики правительств и группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995 (XIX) Генеральной Ассамблеи ООН. Круг ведения ЮНКТАД охватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

Основные направления деятельности ЮНКТАД.

1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами.

2. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами.

3. Разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества.

4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами: ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран.

5. Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

Помимо вопросов, касающихся непосредственно международной торговли, ЮНКТАД занимается широким кругом других проблем международного экономического сотрудничества: валюты и финансы; морские перевозки; страхование передачи технологии; экономическое сотрудничество между развивающимися странами; особые меры в пользу наименее развитых, островных и внутриконтинентальных развивающихся стран.

6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций.

7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем. В частности, IX сессия ЮНКТАД (1996 г.) выделила четыре важнейших направления:

глобализация и развитие;

инвестиции, развитие предприятий и технологий;

международная торговля товарами и услугами;

развитие инфраструктуры в сфере услуг ия.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах (Least Developed Countries Reports); Бюллетень ЮНКТАД (UNCTAD Bulletin); Транснациональные корпорации (Transnational Corporations); Наука и техника сегодня (Sience and Technology Update); Сис-тема оценки передовых технологий (Advanced Technology Assessment System bulletin); Морской транспорт (Review of Maritime Transport); Цены на сырье-ibie товары (Monthly Commodity Price Bulletin); ЮНКТАД-Ревю (Unctad leview) - ежемесячный бюллетень.

8. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группами стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.

9. Содействие координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли; подготовка документов для Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и других организаций по вопросам развития мирохозяйственных связей; сотрудничество по ряду аспектов международной торговли с региональными комиссиями ЭКОСОС ООН.

10. Сотрудничество с международными экономическими организациями, прежде всего с ВТО, с Международным тортовым центром ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400.

Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию (Trade and Development Board - TDB), который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам-членам ЮНКТАД.

Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в од осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальное сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает зa реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии, которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товарами и услугами; по развитию частного предпринимательства.

Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации и политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися странами и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транснациональных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.

3. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО - МТЦ (International Trade Center UNCTAD/WTO - ITC)

Создан в 1964 г. по решению стран-членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с целью оказания содействия развитию торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности, а также предоставления технических услуг по осуществлению конкретных проектов. С 1968 г. ЮНКТАД присоединился к ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через ЮНКТАД. В 1995 г. его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с образованием ВТО в качестве преемника ГАТТ.

В соответствии со своим статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами являются государства-члены ВТО и ЮНКТАД. Правовой статус МТЦ позволил объединять ресурсы, поступающие от обеих организаций, устранять параллелизм и дублирование в их деятельности в области содействия развитию внешней торговли развивающихся стран, дал возможность целенаправленно использовать фонды Программы развития ООН (ПРООН). На основе резолюции ЭКОСОС ООН от августа 1973 г. МТЦ была придана функция центрального органа в системе ООН по оказанию технической помощи в развитии торговли, прежде всего экспорта, развивающихся стран. В 1984 г. МТЦ был предоставлен статут Исполнительного агентства ПРООН.

Цели МТЦ:

содействие созданию в развивающихся странах инфраструктуры для стимулирования торговли;

выявление и оказание помощи в освоении экспортных рынков;

создание специализированных национальных служб содействия торговле;

стимулирование развития торговли на многосторонней основе;

подготовка кадров; совершенствование техники импортных операций.

Основные направления деятельности МТЦ были определены в резолюции ЭКОСОС от 1973 г. Это - оказание технической помощи, в особенности развивающимся странам, в содействии развитию экспорта путем разработки и наблюдения за выполнением программ расширения экспорта и совершенствования импортных операций. Были сформированы шесть основных ключевых областей деятельности:

содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой деятельности;

оказание услуг по технике осуществления торговых операций;

предоставление информации о международной торговле;

оказание содействия в подготовке кадров;

предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих операций;

определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли.

Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам. Проекты технического сотрудничества реализуются при поддержке правительств. Руководство проектами ведется из штаб-квартиры в Женеве с использованием консультантов МТЦ, которые работают в тесном контакте с местными экспертами и сотрудниками. Услуги, предоставленные МТЦ, доступны для развивающихся стран. Они включают публикации о содействии развитию торговли, средствах стимулирования экспорта, международном маркетинге, технике проведения импортных операций, подготовке специалистов по внешней торговле, статистике.

Основополагающие руководящие принципы для деятельности МТЦ определяет Генеральный Совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНК-ТАД. Межправительственный контроль за работой МТЦ осуществляет Объединенная консультативная группа - ОКГ по делам МТЦ (Joint Advisory Group on the International Trade Centre UNCTAD/WTO), в состав которой входят представители всех государств-членов ЮНКТАД и ВТО.

Финансирование деятельности МТЦ осуществляется за счет равных взносов ЮНКТАД и ВТО в регулярный бюджет. За счет регулярного бюджета финансируется работа Секретариата, как административная, так и исследовательская, по вопросам содействия развитию торговли и стимулированию экспорта. Внебюджетные средства образуются из добровольных взносов стран (донорского фонда) и взносов ПРООН. За счет средств ПРООН финансируется деятельность МТЦ по техническому сотрудничеству с развивающимися странами и со странами с переходной экономикой. Рабочие программы финансируются Глобальным трастовым фондом (1995 г.), расходование которого регулярно проверяется консультативным комитетом, отчитывающимся перед ОКГ. МТЦ координирует свою деятельность с рядом международных организаций, в особенности с теми, которые входят в систему ООН.

Наши рекомендации