Метод бухгалтерского учета и его основные элементы.

Методом называется способ познания явлений, составляющих предмет данной науки.

Чтобы отразить предмет бухгалтерского учета как единое целое, следует всему многообразию хозяйственных средств и процессов дать стоимостную оценку, обоснованно сгруппировать однородные хозяйственные средства и процессы.

Совокупность способов и приемов, применяемых в бухгалтерском учете, называют методом бухгалтерского учета. Упорядоченная система способов и приемов обеспечивает сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении объектов.

Бухгалтерский учет применяет те же основные приемы, что и хозяйственный учѐт (наблюдение, измерение, регистрация, обобщение), но в более сложном специфическом виде.

Единый метод бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 1).

Метод бухгалтерского учета и его основные элементы. - student2.ru

Рис. 1. Единый метод бухгалтерского учета

Определение элементов метода бухгалтерского учета представлено в табл. 1.

Элементы метода бухгалтерского учета Определение элементов метода бухгалтерского учета  
Документация Начало и основа учѐтного процесса, его первый приѐм и обязательное основание для бухгалтерских записей.
Инвентаризация Способ проверки реального наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчѐтов с фактическими данными бухгалтерского учета. Этот приѐм от латинского "инвентарь" – список или опись ценностей.
Оценка Способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников
Калькуляция Способ определения себестоимости единицы продукции, работ и услуг.
Система счетов Способ текущей группировки бухгалтерской информации.
Двойная запись Способ отражения хозяйственных операций на счетах. Основанием служат бухгалтерские документы.
Баланс Группировка хозяйственных средств и их источников в денежной оценке на первое число отчѐтного периода.
Отчетность Система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период.

Все элементы метода бухгалтерского учета взаимосвязаны.

Тема 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

1. Понятие, построение и содержание бухгалтерского баланса.

2. Виды балансов.

3. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.

Понятие, построение и содержание бухгалтерского баланса.

Термин «баланс» латинского происхождения. Дословно: bis – дважды, lanz –чаша весов, т.е. двучашие весов как символ равновесия.

Бухгалтерский баланс -система показателей сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающих наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.

Графически баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, одна сторона которой содержит виды средств и называется «АКТИВОМ», а дру­гая сторона содержит данные об источниках образования этих же средств и называется «ПАССИВОМ» баланса.

АКТИВ СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (ПАССИВ)
Долгосрочные активы Краткосрочные активы Собственный капитал Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства
БАЛАНС (ВАЛЮТА БАЛАНСА) БАЛАНС (ВАЛЮТА БАЛАНСА)

В Законе о бухгалтерском учете и отчетности предусмотрены следующие определения:

Активы– имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод.

Собственный капитал– активы организации за вычетом ее обязательств

Обязательства– задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации

Сумма итогов актива и пассива должна быть равна между собой, величина этих итогов называется валютой баланса.

Особенность бухгалтерского баланса – это равенство на определеннуюдату активов и пассивов.

Каждый отдельный вид средств в активе или их источников в пассиве называется статьей баланса. Однородные статьи баланса объединяются в группы иразделы. Статьи актива и пассива в балансе предприятия сгруппированы.

Баланс предприятия состоит из пяти разделов: два раздела в активе баланса и три раздела в пассиве.

Составляется бухгалтерский баланс, как правило, на 1 число каждого месяца, квартала, года.

Баланс составленный на 1-е число отчетного месяца называется вступительным или начальным, а баланс, составленный на конец периода - заключительным или отчетным.

Заполняется баланс на основании данных остатков счетов бухгалтер­ского учета (остатки на счетах на начало и конец отчетного периода).

Количество и содержание статей баланса не может быть произвольным. Оно определяется экономикой данной организации и регламентируется формами балансов и инструкциями по их составлению, которые утверж­даются МФ РБ.

Виды балансов.

В бухгалтерских балансах обязательно указываются название предприятия и дата, к которой относятся показатели. Следовательно, баланс представляет собой отчет о том, что предприятие имеет и что должно на конкретную дату. Как правило, бухгалтерские балансы имеют показатели за текущий и предыдущий периоды для отражения изменения финансового состояния предприятий.

В зависимости от объема отражаемой информации балансы могут быть:

1. единичными (отражаются показатели только одного предприятия);

2. сводными (показатели статей актива и пассива представлены в разрезе соответствующих статей единичных балансов с суммированием их в итоговой графе).

Консолидированные балансы являются разновидностью сводных балансов и объединяют балансы отдельных самостоятельных предприятий, финансово-экономически взаимосвязанных между собой.

По способу очистки балансы могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.

Балансы-брутто включают статьи, которые регулируют показатели других статей баланса. Так, в балансах белорусских хозяйствующих субъектов присутствуют такие регулирующие статьи, как «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов», «Торговая наценка». Исключив из баланса-брутто регулирующие статьи, получим баланс-нетто.

На основании баланса можно рассчитать различные показатели финансового состояния хозяйствующего субъекта. К ним относятся показатели ликвидности, платежеспособности, рентабельности.

Наши рекомендации