Типология видов экономического анализа. Существует множество признаков, по которым можно разделять экономический анализ на разные его виды
Существует множество признаков, по которым можно разделять экономический анализ на разные его виды. В нижеприведенной таблице 1.1 представлены некоторые из них.
Рассмотрим более подробно некоторые из представленных видов анализа.
Ретроспективный (текущий) анализ в большейстепени способствует выполнению контрольной функции в управлении деятельностью компании. В процессе его осуществления используются данные бухгалтерского финансового и управленческого учета и отчетности, статистической отчетности за анализируемый период. Результаты текущего экономического анализа дают возможность корректировки стратегических и тактических управленческих решений, повышения обоснованности бизнес-планирования. Текущий (ретроспективный) анализ имеет лишь один, но значительный недостаток. Его результаты всегда запаздывают для оперативного реагирования на негативную ситуацию путем корректировки ранее принятых управленческих решений.
Перспективным называется анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. Такой анализ обеспечивает разработку, обоснование стратегических бизнес-решений. К числу основных задач перспективного анализа относятся: прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснование перспективных бизнес-планов, оценка ожидаемого выполнения планов. Для этого применяются специальные методы прогнозирования на базе динамических рядов (математическая экстраполяция, регрессионный прогноз, метод выделения составляющих временного ряда и т.п.). Наряду с объективными достоинствами перспективный анализ имеет весьма существенный недостаток, связанный с приближенностью расчетов, относительной неточностью прогнозных значений показателей.
Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после завершения хозяйственных операций за короткие промежутки времени (смену, сутки, пятидневку, декаду). Его цель заключается в оперативном выявлении недостатков, негативных причин, отрицательно воздействующих на работу предприятия, его структурного подразделения. В быстроменяющихся условиях рыночной среды особую актуальность приобретают вопросы ускорения процесса принятия грамотных, обоснованных управленческих решений. Достижению этих целей служит оперативный анализ. К объектам оперативного анализа относятся производственные структуры предприятия; снабженческие, сбытовые подразделения. В систему показателей оперативного анализа входят: объем производства; остатки назавершенного производства и готовой продукции; себестоимость; производительность труда и оборудования; прибыль и др. Источниками информации для анализа служат: первичная документация, данные бухгалтерского и оперативно-технического учета, материалы статистического наблюдения. Чаще всего такие показатели имеют натуральное или количественно-суммовое выражение, что служит отличительной чертой оперативного анализа. На основе собранной оперативной информации рассчитываются необходимые характеристики, отражающие ритмичность, равномерность процессов производства и реализации продукции. Оперативный анализ позволяет корректировать запланированные ранее производственные процессы с учетом быстроменяющихся внутренних и внешних условий.
Таблица 1.1
Классификация видов экономического анализа
Классификационный признак | Вид экономического анализа |
1. Подход к анализу | теоретический; конкретно-экономический |
2. Функция управления | ретроспективный (текущий); перспективный; оперативный |
3. Уровень объекта управления | государственный; региональный; отраслевой; уровень предприятия (организации); уровень структуры предприятия (организации); уровень элементов производства; уровень детализации элементов производства |
4. Субъект | руководство и экономические службы организации; собственники организации; государственные органы управления и контроля; аудиторские фирмы; партнеры по бизнесу; контрагенты (поставщики, покупатели) и т.д. |
5. Содержание и полнота анализируемых показателей | полный анализ всей хозяйственной деятельности; локальный анализ деятельности структуры организации; тематический |
6. Периодичность | годовой; квартальный; месячный; декадный; ежедневный; непериодический |
7. Метод изучения объекта | комплексный; системный; функционально-стоимостный; сравнительный; маржинальный; факторный |
8. Степень охвата объекта | сплошной; выборочный |
9. Информационная база | анализ финансовой отчетности; налоговый; статистический; управленческий; эпизодический (выборочный) |
Анализ финансовой отчетности представляет собой один из широко распространенных видов экономического анализа, а также систему исследования финансового состояния и финансовых результатов, формирующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации в условиях влияния объективных и субъективных факторов и получающих отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности. На результатах анализа финансовой отчетности основывается принятие большого количества разнообразных решений в области финансового менеджмента. Анализ финансовой отчетности организации необходим собственникам данной организации, финансовым организациям, деловым партнерам по бизнесу, различным организациям, осуществляющим контроль над деятельностью компаний в части соблюдения установленных законодательством правил ведения бизнеса (налоговые органы, органы пожарного надзора, торговые инспекции, органы экологического контроля и т.д.). Цель анализа финансовой отчетности – получение показателей, характеризующих финансовое состояние и финансовые результаты организации.
Налоговый анализ. К субъектам налогового анализа относятся государственные налоговые органы. Пользователей налогового анализа, как правило, относят к категории внешних, хотя в определенных условиях в период проведения налоговых проверок они получают право доступа не только к внешней финансовой информации, но и к внутренним бухгалтерским и налоговым регистрам, а также к первичной хозяйственной документации. Налоговый анализ важен также и для руководства компании в целях оптимизации налоговых расходов на этапе налогового планирования, в частности при формировании налоговой политики организации.
Статистический анализ служит дополнением финансового, поскольку его результаты дают более широкое представление о деятельности компании, так как статистические формы отчетности, наряду со стоимостными показателями, содержат количественные данные о производстве и отгрузке товаров, о численности, заработной плате и движении работников; сведения об инвестициях и т.д.
Эпизодический (выборочный) анализ проводится с целью совершенствования управления бизнес-процессами. В качестве информационной основы используются выборочные данные, полученные, например, в результате маркетинговых исследований, необходимые для расчета показателей бюджета продаж (объемы возможной реализации товаров, прогнозные цены и т.п.).
Управленческий анализ представляет собой часть комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, а также подсистему управления, включающую совокупность форм и методов планирования, анализа, контроля. Цель управленческого анализа – аналитическое обоснование вариантов функционирования предприятия для повышения эффективности бизнеса за счет максимальной отдачи имеющихся ресурсов. Он обеспечивает внутренних пользователей информацией для планирования, контроля, принятия управленческих решений. Внутренний (управленческий) анализ позволяет детализировать результаты деятельности организации относительно ее отдельных подразделений, направлений бизнеса, вплоть до отдельных элементов производства. Методика управленческого анализа формируется в зависимости от информационных запросов внутренних пользователей информации. Основное содержание управленческого анализа заключается в исследовании данных внутреннего (управленческого) учета и отчетности, которые составляют коммерческую тайну. В системе управленческого анализа можно выделить такие аналитические блоки, как: анализ объема и структуры продаж, маркетинговый анализ, операционный анализ (взаимосвязь «затраты – объем продукции – прибыль»), анализ эффективности использования ресурсов, анализ технического и организационного уровня производства, прогнозный анализ (бизнес-планирование), анализ деятельности структурных подразделений организации. Управленческий анализ можно рассматривать не только как внутренний производственный, но и как внутренний финансовый анализ, который заключается в более детальном исследовании состояния производственных запасов, кредиторской и дебиторской задолженности, денежных потоков и т.п.