Международные двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Соглашения определяют все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые признаются в качестве капиталовложений и допускаются в соответствии с действующим законодательством принимающего государства.
Договаривающиеся государства обязуются:
- поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций и связанной с ними деятельности;
- обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности;
- предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемой валюте.
- государства соглашаются на рассмотрение споров с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже.
В соглашениях содержатся также условия о предоставлении иностранному инвестору юридических гарантий от политических и некоммерческих рисков, гарантий компенсации в случае национализации, гарантии от неконвертируемости валюты, от ущерба в случае войн и революций.
Международные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.
В подобных соглашениях обычно решаются следующие вопросы.
1. Определяются доходы и имущество, которые облагаются налогом без каких-либо ограничений в стране — источнике дохода. Это либо в стране месторасположения имущества, либо в стране постоянного местопребывания инвестора.
2. Устанавливается, какие доходы и имущество могут облагаться налогом в стране — источнике дохода с определенными ограничениями.
3. Какие доходы в стране — источнике дохода могут полностью освобождаться от налогообложения.
Иными словами, в этих соглашениях разграничиваются права на взимание налогов между договаривающимися государствами.
В соглашениях об избежании двойного налогообложения предусматривается:
а) конкретный способ достижения этой цели (в России, например, применяется вычет из налогов сумм, уплаченных предприятиями или гражданами в качестве налогов за границей);
б) процедура взаимного обмена информацией между налоговыми службами;
в) территориальное действие соглашения, единая терминология.
Многосторонние конвенции.
Существо гарантий, предоставляемых странами-участниками этих соглашений своим частным предпринимателям, инвестирующим средства за рубежом, заключается в следующем. Государство — родина инвестора берет на себя обязательство после того, как наступит предусмотренные системой гарантий обстоятельства получить надлежащую компенсацию в интересах своего инвестора от государства-реципиента капитала. Обычно система действует при наступлении политических рисков, т.е. обстоятельств, связанных с изменением социально-экономических условий хозяйствования, национализацией или экспроприацией имущества инвестора в результате войны, революции или восстания в стране-реципиенте капитала.
После возмещения ущерба государством своему экспортеру это государство приобретает право требовать сумму компенсации у государства-реципиента капитала.
Ко второй группе документов, регулирующих деятельность иностранного капитала в России, относятся базисные нормативные акты федерального значения. Нормативные акты федерального уровня (гражданский, налоговый, таможенный и другие кодексы Российской Федерации, законы о таможенном тарифе, о приватизации, об АО и ООО, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и др.) в основном не являются документами прямого действия. Эти акты главным образом формируют ту социально-экономическую обстановку, в которой действуют иностранные инвесторы, закрепляют общепринятую в мировой практике норму, обеспечивающую превалирование международных договоров над нормами внутреннего законодательства.
Гражданское законодательство опосредует взаимоотношения предприятий с иностранным участием и их многочисленных контрагентов — имеются в виду различного рода сделки, договоры, вещные права, вопросы представительства, исковой давности и т.д.
К документам, прямо регулирующим деятельность иностранного инвестора в России, относятся федеральные законы, указы президента страны, постановления и распоряжения правительства, а также нормативно-правовые акты министерств и ведомств (инструкции, приказы и т.д.), разъясняющие и уточняющие статьи и положения законов, указов и постановлений.
К специальному законодательству относится, прежде всего, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В настоящее время он регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России. В нем дано определение термина «прямые иностранные инвестиции», введено понятие «приоритетные инвестиционные проекты», а также перечислены гарантии, на которые могут рассчитывать зарубежные инвесторы. Однако по сравнению с законом 1991 г. количество предоставляемых льгот иностранному инвестору в новом законе сократилось. Льготы предоставляются только предприятиям, осуществляющим приоритетные инвестиционные проекты, но на срок не более 7 лет со дня начала финансирования проектов.
Следует отметить, что новый Закон об иностранных инвестициях дает право субъектам РФ принимать законы и иные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции. Первый Закон РСФСР об иностранных инвестициях такого права не давал. Конкретные правовые акты субъектов РФ в сфере регулирования иностранных инвестиций могут сводиться к предоставлению налоговых и других льгот на местном уровне и других подобных вопросов.
Четвертую группу законов составляют нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в регионах. В последние годы в ряде субъектов федерации принято и действует региональное законодательство, способствующее улучшению местного инвестиционного климата и включающее освобождение от региональных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий (отсрочка налоговых, арендных и иных платежей, а также предоставление беспроцентных ссуд и различных гарантий местных органов власти и др.).
В заключение следует сказать, что в целях формирования эффективной экономико-правовой среды в России, разработку и принятие нормативных актов, регулирующих правовые отношения в области инвестиций, необходимо осуществлять по двум основным направлениям:
- замена ранее принятых нормативных актов на более совершенные, отвечающие потребностям современного экономического развития страны;
- разработка актов в новых областях, где требуется законодательно урегулировать те или иные экономические отношения.
На современном этапе развития правовой базы рынка капитала требуется новый системный подход в разработке и обновлении законодательства и проведение работ по упорядочению состава и систематизации федерального законодательства.