Базовые концепции финансового менеджмента

Сущность финансового менеджмента и его место в системе управления организацией.

Финансовый менеджмент - это процесс управления финансовыми ресурсами и отношениями предприятия с другими экономическими субъектами и процесс управления внутрипроизводственными отношениями.

Сущность финансового менеджмента выражается в обмене: деньги – услуги финансового менеджмента – деньги с приростом.

Финансовый менеджмент интегрирован во все уровни управления организацией и будет являться связующим звеном между этими уровнями.

Цели и задачи финансового менеджмента.

Цели финансового менеджмента: выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.

Задачи финансового менеджмента:

· Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

· Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

· Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

· Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения.

· Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности.

Функции и принципы финансового менеджмента.

Функции финансового менеджмента:

Существует два основных типа функций финансового менеджмента:

  • Функции объекта управления:

воспроизводственная функция – обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;

производственная функция – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;

контрольная функция – контроль управления капиталом, предприятием.

  • Функции субъекта управления:

функция прогнозирования финансовых ситуаций и состояний;

функция планирования финансовой деятельности;

функция регулирования;

функция координации деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;

функция анализа и оценки состояния предприятия;

функция стимулирования;

функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.

Принципы финансового менеджмента:

· Органическая интеграция в общей системе управления.

· Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

· Оптимизация процесса выбора управленческих финансовых решений.

· Комплексный характер формирования управленческих решений.

· Организация высокого динамизма управления.

Базовые концепции финансового менеджмента.

Концепция текущей стоимости по экономическому содержанию выражает деловую активность предприятия - приращение капитала.

Предприниматель, вкладывающий свой первоначальный капитал в дело, от которого рассчитывает получить новый капитал, через определенный период должен возместить ранее инвестированный капитал и получить долю его приращения – прибыль.

Концепция предпринимательского риска. Вкладывая свой капитал, предприниматели подвергаются риску, так как не знают, увеличат ли они свою прибыль или понесут убытки. Чем более точно финансовый менеджер предугадает возможный ход событий, тем меньше уровень предпринимательского риска в его решении. Может оказаться, что было принято ошибочное решение о вкладах средств в то или иное дело, неверно оценена степень риска, и, хотя оценка казалась вначале самой точной, время доказало ее несостоятельность.

Концепция потоков денежной наличности. Основное её содержание - разработка политики предприятия в области привлечения финансовых ресурсов, организация их движения, поддержание их в определенном качественном состоянии. Финансовый менеджер должен знать, какое количество денежных средств необходимо для погашения обязательств, выплаты дивидендов, когда будет получен избыток денежной наличности, в какой промежуток времени фирма будет испытывать дефицит наличных.

Также можно выделить еще ряд концепций:

Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

· Инфляцией;

· Риском недополучения или неполучением ожидаемой суммы;

· Оборачиваемостью.

Концепция компромисса между риском и доходностью.

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

Концепция цены капитала.

Обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

Концепция эффективности рынка капитала

Операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие

цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

· рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

· информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;

· отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

· сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

· все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

· сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

Существует две основных характеристики эффективного рынка:

· Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска.

· Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.

Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:

· слабой

· умеренной

· сильной

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

Концепция ассиметричности информации.

Напрямую связана с Концепцией эффективности рынка капитала. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

Концепция агентских отношений.

Введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно-правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

Концепция альтернативных затрат.

Любое вложение всегда имеет альтернативу.

Финансовые инструменты.

Это разнообразные обращающиеся финансовые документы, которые имеют денежную стоимость и с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

Финансовый инструмент - это любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой.

Финансовые инструменты могут быть как признанными, так и не признанными в балансе.

Финансовые активы - это активы, такие как:

· Денежные средства;

· Договорное право требования денежных средств или другого финансового актива от другой компании;

· Договорное право на обмен финансовых инструментов с другой компанией;

· Долевой инструмент другой компании.

Физические активы не являются финансовыми активами, так как они не являются правом получать денежные средства или другие финансовые активы

Финансовое обязательство - это обязанность по договору:

· Предоставить денежные средства или иной финансовый актив другой компании;

· Обменять финансовые инструменты с другой компанией.

Обязательства, налагаемые законодательными требованиями (например, обязательство по уплате налогов), не являются финансовыми обязательствами, так как не являются договорными.

· Инструменты кредитного рынка – деньги и расчётные документы;

· Инструменты фондового рынка – разнообразные ценные бумаги;

· Инструменты валютного рынка – иностранная валюта, расчётные валютные документы, а также отдельные виды ценных бумаг;

· Инструменты страхового рынка – страховые услуги;

· Рынок золота (серебра, платины) – металлы, приобретаемые для формирования резервов.

Финансовые активы/пассивы, которые можно покупать и продавать на рынке и посредством которых осуществляется распределение и перераспределение созданного капитала. Финансовый инструмент представляет собой юридический документ, отражающий определенные договорные взаимоотношения или предоставляющий определенные права. Обращающийся, переуступаемый инструмент предназначен для продажи или передачи другому лицу (чек, вексель и т.п.). Подразделяют на: валютные (обмен одной денежной единицы на другую); процентные (активы, приносящие доход по твердым, плавающим или пересматриваемым ставкам); ценовые (акции, драгоценные металлы, сырье, товары) инструменты. Финансовые инструменты обращаются на спотовых («физических», кассовых), срочных и опционных рынках (организованных и неорганизованных). С развитием финансового рынка набор финансовых инструментов может пополняться новыми инструментами.

Наши рекомендации