Учет аренды основных средств
В соответствии с НСБУ № 6 «Учет лизинга» аренда в целях бухгалтерского учета подразделяется на лизинг (финансовая аренда), долгосрочную аренду и краткосрочную аренду.
Долгосрочная аренда – это соглашение, по которому арендодатель передает арендатору имущество за плату во владение и использование или в пользование на срок более 12 месяцев.
Краткосрочная аренда – соглашение, по которому арендодатель передает арендатору имущество за плату во владение и использование на срок до 12 месяцев.
Арендная плата - может устанавливаться за все арендуемое имущество в совокупности или отдельно по каждой из его составных частей.
Субъектами долгосрочной и краткосрочной аренды является арендодатель и арендатор.
Арендодатель это собственник имущества или лицо, уполномоченное законодательством или собственником сдавать имущество в аренду. Арендатор – это юридическое или физическое лицо, получающее имущество в аренду в соответствии с договором аренды.
Арендные платежи - это сумма возмещения арендатором арендодателю всех или большей части затрат на приобретение объекта аренды.
Порядок ведения бухгалтерского учета арендных отношений регулируется НСБУ №6 «Учет лизинга».
Краткосрочная (текущая) арендав бухгалтерском учете у арендатора и у арендодателя отражается следующим образом: Учет краткосрочной аренды у арендатора:
а) при получении в аренду основных средств: дебет 001 «Арендованные основные средства»
б) при начислении арендной платы:дебет 2010, 2310, 2510, 9420 кредит 6910 «Краткосрочная аренда к оплате»
в) при перечислении арендной платы:дебет 6910 «Краткосрочная аренда к оплате» кредит 5110 «Денежные средства в национальной валюте»
г) при возврате арендованного имущества арендодателю:кредит 001 «Арендованные основные средства»
Долгосрочная аренда. Согласно НСБУ №6 «Учет лизинга» долгосрочная аренда характеризуется как финансируемая аренда или иначе говоря финансовый лизинг. Такая аренда согласно контракту предусматривает существенный перенос всех рисков и выгод от арендодателя к арендатору. Для того, чтобы аренду отнести к финансируемому лизингу необходимо что бы:
1.срок лизинга превышала 12 месяцев; 2.право собственности по окончании срока аренды было передано от лизингодателя к лизингополучателю; 3.в контракте было предусмотрена возможность выкупа основных средств лизингополучателем в период срока действия договора; 4.отсроченная стоимость объектов лизинга должна соответствовать менее 20% их стоимости в начале срока лизинга; 5.текущая стоимость платежей за весь срок лизинга должна превышать 90% стоимости объекта лизинга; 6.текущая стоимость минимальных арендных платежей на момент вступления в силу лизингового контракта должна быть большой или равной объективной (справедливой) рыночной стоимости арендуемого объекта.
Учет операций долгосрочной аренды у арендодателя.
а) при оприходовании объектов основных средств, в том числе для передачи по долгосрочный аренде:
дебет счетов учета капитальных вложений (0800) кредит 6010 «Счета к оплате поставщикам и подрядчикам»
б) для отражения финансовой аренды:
дебет 0920 «Платежи к получению по долгосрочной аренде»,4820 «Текущие платежи к получению по долгосрочной аренде» кредит счетов по учету основных средств (0100)
в) при начислении процентного дохода по аренде основных средств:
дебет 4830 «Проценты к получению» кредит 9520 «Доходы в виде процентов»
г) при получении арендной платы за первый год:
дебет 5110 «Денежные средства в национальной валюте» кредит 4810 «Текущие платежи к получению по долгосрочной аренде»,4830 «Проценты к получению»
40. Инвентаризация и переоценка основных средств
Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации.
По действующим положениям она может проводиться один раз в три года перед составлением годового отчета, но не ранее 1 ноября отчетного года.
Для проведения этой работы приказом по организации создается инвентаризационная комиссия во главе с директором или его заместителем.
Если в ходе инвентаризации выявлены не отраженные в учете капитальные работы, увеличивающие балансовую оценку основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. В акте указывают сумму дооценки или уменьшения балансовой стоимости объектов исходя из фактических затрат на производство капитальных работ или первоначальной стоимости ликвидированной части объекта. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учете.
При выявлении недостачи или излишка основных средств к инвентаризационным описям прилагают объяснения материально ответственных лиц. На основании этих объяснений принимается решение о порядке регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Излишки основных средств независимо от причин их образования приходуются по рыночным ценам.
Оприходование неучтенных основных средств отражается по дебету счета 01 Основные средства и кредиту счета 91 Прочие доходы и расходы.
В результате балансовая стоимость объекта списывается со счета Основные средства и отражается по дебету и кредиту счета Недостачи и потери от порчи ценностей в равновеликой сумме. Она войдет в общий итог оборотов по этому счету. Результаты списания уменьшают имущество организации на величину остаточной стоимости объекта.
Для отражения в учете реальной стоимости основных средств они периодически подвергаются переоценке. Это необходимо для устранения различий в стоимости однородных объектов, вызванных применением в разные периоды времени различных цен на машины, оборудование, транспортные средства, изменением стоимости строительно-монтажных работ и т.п. В ходе переоценки все основные фонды оценивают по единой восстановительной стоимости, одновременно уточняется степень их износа. Переоценка может быть выборочной, когда уточняется оценка отдельных групп основных средств, и сплошной, генеральной, когда переоцениваются все основные средства. Осуществляется она самими предприятиями либо приглашенными риэлтерскими организациями. Выполнению этой работы всегда предшествует инвентаризация основных средств.
41. Аудит и анализ основных средств.
В ходе аудиторской проверки обращают внимание:
• Присвоены инвентар и их порядок
• проводилась ли инвентаризация основных ср-в по их местонахождению и материально ответственным лицам
• проводилась ли переоценка осн. Ср-в
• проверяла ли комиссия наличие инвентар.карточек
• сверялись ли данные инвент.карточек с суммарно
• имеются ли свидетельства гос. Регистрации на объекты недвижимости
и др операции связанные с учетом осн.ср-в
Анализ основных ср-в происходит на основе изучения основных показателей ( прианализе обращают внимание на изменения показателей незаверш.строит-ва (капит.вложения), т.к. он не участвует в производственном обороте. А значит при росте его доли может отрицательно выразиться результ-ть его финансовой хозяйственной деятельности. Одним из показателей деловой активности является коэффициент оборачивоемости основных средств. Т.е. фонда отдачи. Более высокий коэффициент показывает эффективность использования предприятием основных средств. Низкий уровень фонда отдачи свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о завышенном уровне капитальных вложений( покупка научного оборудования без хорошо поставленной задачи исследования). Этот показатель характеризует не только использование основных фондов, но и общую эффективность.
На предприятиях фондо-отдача (ФО) определяется по объему выпуска продукции (П) на руб среднегодовой стоимости основных фондов отдачи
ФО=П\Ф (среднегодов.)
Показатель фондо-отдачи показывает сколько продукции получено с каждого рубля вложенного в основные производственные фонды. И применяется при анализе экономической эффективности использования действ.фондов.