Управление системными изменениями с использованием принципа рекурсии

В ходе семинара, который я проводил по программе изменений корпоративной культуры (см. гл. 45. Размер организации), напряже­ние возрастало.

«Изменения, - пробормотал Роджер Гаррисон, директор по про­изводству. - Вы никогда не убедите этих людей идти на изменения. Мне все равно, что Вы скажете. Это все равно не будет сделано».

 
  Управление системными изменениями с использованием принципа рекурсии - student2.ru

Управление системными изменениями с использованием принципа рекурсии - student2.ru

Корпорация"Зенон"

епартамент маркетинга

Производственный департамент

Планирование производства

Рис. 46.1. Принцип рекурсии

«Если этого не сделать, компания прекратит свое существование, -ядовито заметил Эндрю Кейн, исполнительный директор. — Нам при­дется измениться. Тем или иным способом». «Я поверю, когда увижу это своими глазами», - ответил Роджер.

«Проблема в том, — вступил в обсуждение я, — что у нас нет време­ни ждать, пока люди изменятся. Нам следует изменить их. Но на са­мом деле вы не можете изменить людей, вы только можете помочь им измениться. Одна из проблем, которая появляется у людей в связи с

изменениями, в том, что эти изменения всегда для других людей для нас, - так считает каждый. И, кроме того, мы всегда считаем что другие люди очень отличаются от нас. А на самом деле это не'так Они такие же как мы».

«Что Вы имеете в виду?» - спросил Роджер. «Я думаю, вы помните принцип рекурсии, - отвечал я. - Я гово­рил, что вы могли бы очень быстро понять организацию, определив ее рекурсивные характеристики. Если сотрудница в приемной при­ветлива и готова оказать помощь, то, вероятно, она не одна такая в организации. Если входя в помещение компании, вы видите, что оно обустроено функционально, то таким же можно ожидать стиль дея­тельности всей организации. Давайте рассматривать других людей и себя с точки зрения тех характеристик, которые рекурсивны.

Вы сокрушаетесь, что совещания в департаментах — это пустая трата времени. А посмотрите, насколько эффективны заседания со­вета директоров. Вы жалуетесь, что люди не хотят принимать на себя ответственность и каждый беспокоится только о своих делах. А кто из вас не отстаивал свою должность при изменении структуры орга­низации? Вы жалуетесь, что люди не делегируют свои полномочия. А насколько хорошо с этим у вас?»

«Здорово! - Роджер практически кричал. - Здесь нет никого, кто платил бы деньги за то, что его оскорбляют!» «Остановитесь на мину­ту, - попросил внимания Эндрю, - давайте сначала дослушаем».

«Если мы хотим изменить других людей, мы сначала должны из­менить себя. Т.е. не только других, но и каждый себя. Они поражены плохими привычками, "вирусами" прошлого. Но это относится и к нам. Изменяя рекурсивные элементы в нас, мы начинаем изменять их

и в других людях».

«Когда мы можем начать изменения? Мы можем начать их сегод­ня, с самих себя. Можно начать с проведения действительно эффек­тивного заседания совета директоров. Мы можем начать с того, что­бы быть доказательными в отношениях друг с другом и с руководителем. Мы можем начать с того, чтобы каждому в отдельно­сти и всем вместе записать, что мы делаем и что мы будем делать и спланировать, кому делегировать разницу. И мы можем продолжить, объясняя нашим людям все эти вещи. Другими словами, мы застав­ляем принцип рекурсии работать на нас, а не против нас!»

Rickards, Tudor (1990), Creativity and Problem Solving at Work, Aldershot: Gower Publishing Ltd.



       
  Управление системными изменениями с использованием принципа рекурсии - student2.ru
 
    Управление системными изменениями с использованием принципа рекурсии - student2.ru

Управление системными изменениями с использованием принципа рекурсии - student2.ru

Развитие

Организационной

Культуры

Как управлять

Организационной культуры

Организационная культура' оказывает

стабилизирующее влияние в процессе повседневной деятельности. К сожалению, эта стабилизация тоже противодействует изменениям. По этой причине большинство попыток осуществить изменения в орга­низациях обречены на неудачу, так как не учитывают влияние орга­низационной культуры. Наиболее полезным определением понятия организационной культуры можно считать следующее: "совокупность предположений, реализуемых в деятельности" (Ward). Схема на рис. 47.1 иллюстрирует формирование и поддержание организацион­ной культуры.

Все организации - школа, тюрьма, госпиталь, корпорация - ха­рактеризуются своей деятельностью (поведением) и ее результатами. Определенное поведение (например, плохой учет рабочего времени) приводит к определенным результатам (в данном примере - к молча­ливому восприятию нарушений в режиме работы). В течение непро­должительного времени - минут, часов, максимум дней - формирует­ся осознанное представление (ожидание), что данное поведение приводит к данным результатам. Если этот цикл — поведение-резуль­тат-ожидание - повторяется, то в течение нескольких месяцев, или, возможно, года, формируется определенное отношение, определяю­щее поведение сотрудников. Люди будут намного меньше осознавать отношение (например, в части плохого учета рабочего времени), чем тогда, когда они находились в ожидании этих результатов. После фор­мирования отношения мы начинаем соглашаться с соответствующи­ми вещами.

Итак, мы имеем (рис. 47.1) два цикла: поведение - результат -ожидание и поведение - результат - отношение. Если упомянутое по­ведение и результат будут сохраняться, то через определенное время

Управление системными изменениями с использованием принципа рекурсии - student2.ru

Управление системными изменениями с использованием принципа рекурсии - student2.ru Рис. 47.1. Развитие культуры

(обычно через много лет) сформируется организационная культура В организационной культуре осознание не играет роли. К этому вре мени в нашем примере плохой учет рабочего времени станет спосо бом существования.

Наши рекомендации