Непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Форма | Основные элементы и уровень правового регулирования | |||||
основания осуществления | процедура (порядок) реализации | гарантии прав граждан | особенности | |||
формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления | ||||||
Местный референдум | Закон субъекта РФ | Федеральный закон | ||||
Муниципальные выборы | Устав муниципального образования | Федеральный закон и соответствующие ему законы субъектов РФ | ||||
Голосование по отзыву депутата, иных выборных лиц местного самоуправления | Устав муниципального образования | Федеральный закон и соответствующий ему закон субъекта РФ для проведения местного референдума | Федеральный закон № 131-ФЗ | |||
Голосование по территориальным вопросам | Федеральный закон № 131-ФЗ | Федеральный закон и соответствующий ему закон субъекта РФ для проведения местного референдума | Федеральный закон № 131-ФЗ | |||
Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования | Ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ | |||||
Сход граждан | Ст. 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ | |||||
формы участия населения в осуществлении местного самоуправления | ||||||
Правотворческая инициатива граждан | Нормативный правовой акт муниципального образования, а в случае его отсутствия – ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ | |||||
Территориальное общественное самоуправление | Устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования | Федеральный закон № 131-ФЗ | ||||
Публичные слушания | Федеральный закон № 131-ФЗ | Устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования | Федеральный закон № 131-ФЗ | |||
Собрание граждан | Устав муниципального образования, устав территориального общественного самоуправления | Федеральный закон № 131-ФЗ, устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, устав территориального общественного самоуправления | Федеральный закон № 131-ФЗ | |||
Конференция граждан (собрание делегатов) | Устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, устав территориального общественного самоуправления | Федеральный закон № 131-ФЗ | ||||
Опрос граждан | Федеральный закон № 131-ФЗ | Устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования | Федеральный закон № 131-ФЗ | Закон субъекта РФ | ||
Обращения граждан в органы местного самоуправления | Законы субъекта РФ и соответствующие им нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования | Федеральный закон № 131-ФЗ | ||||
Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления | Не должны противоречить Конституции России, федеральному закону № 131-ФЗ, иным федеральным законам, законам субъектов РФ | Федеральный закон № 131-ФЗ | ||||
Приложение 10
Таблица. Требования к содержанию устава муниципального образования
№ п/п | Норма Федерального закона № 131-ФЗ | Требования к содержанию устава муниципального образования | Примечание |
1. | п. 1 ч. 1 ст. 44 | Наименование муниципального образования | |
2. | п. 2 ч. 1 ст. 44 | Перечень вопросов местного значения | |
3. | п. 3 ч. 1 ст. 44 | Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления | |
4. | п. 4 ч. 1 ст. 44 | Структура и порядок формирования органов местного самоуправления | |
5. | п. 5 ч. 1 ст. 44 | Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления | |
6. | п. 6 ч. 1 ст. 44 | Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов | |
7. | п. 7 ч. 1 ст. 44 | Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц | |
8. | п. 8 ч. 1 ст. 44 | Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления | |
9. | п. 9 ч. 1 ст. 44 | Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации | |
10. | п. 10 ч. 1 ст. 44 | Порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования | |
11. | ч. 3 ст. 9 | Официальные символы муниципального образования и порядок их официального использования | Могут быть также установлены нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования |
12. | ч. 5 ст. 27 | Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления | |
13. | ч. 11 ст. 27 | Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета | |
14. | ч. 4 ст. 28 | Порядок организации и проведения публичных слушаний | |
15. | ч. 4 ст. 31 | Порядок назначения и проведения опроса граждан | |
16. | ч. 2 ст. 17 | Порядок принятия решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения | Только в поселениях и городских округах[125] |
17. | ч. 2 ст. 23 | Сроки назначения представительным органом муниципального образования муниципальных выборов | |
18. | ч. 5 ст. 29 | Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан | Могут быть также определены нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления |
19. | ч. 1 и 2 ст. 30 | Случаи, порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов) | |
20. | абз. 2 ч. 2 ст. 34 | Может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования | Только для сельского поселения |
21. | абз. 1 ч. 3 ст. 34 | Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов | |
22. | ч. 1.1. ст. 35 | Определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования (не реже одного раза в три месяца при присутствии не менее 50 процентов от числа избранных депутатов) | |
23. | ч. 1.2. ст. 35 | Определяется срок сбора на первое заседание представительного органа муниципального образования (не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа в правомочном составе) | |
24. | ч. 6-8 ст. 35 | Численность депутатов представительного органа муниципального образования | |
25. | ч. 9 ст. 35 | Возможность представительного органа муниципального образования обладать правом юридического лица | Для сельского поселения и внутригородской территории города федерального значения – только в соответствии с уставом |
26. | ч. 14 ст. 35 | Организация деятельности представительного органа муниципального образования | |
27. | п. 1 ч. 16 ст. 35 | Порядок принятия представительным органом муниципального образования решения о самороспуске | |
28. | ч. 4 ст. 37 | Дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту | Могут быть также установлены законом субъекта РФ |
29. | ч. 3 ст. 39 | Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований в соответствии с федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации | |
30. | ч. 5 ст. 40 | Количество депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, которые могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе | |
31. | ч. 2 ст. 41 | Наделение органов местного самоуправления правами юридического лица | |
32. | ст. 42 | Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы в соответствии с федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации | |
33. | ч. 1 ст. 46 | Субъекты правотворческой инициативы, обладающие правом вносить проекты муниципальных правовых актов | |
34. | ч. 3 ст. 54 | Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации | |
35. | ст. 64 | Право осуществления муниципальных заимствований, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг | В соответствии с Бюджетным кодексом РФ |
36. | ч. 2 ст. 44 | Иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации |
Приложение 11
Таблица. Виды муниципального контроля
№ п/п | виды муниципального контроля | нормативная основа | |
1. | финансовый контроль (контроль за исполнением местного бюджета) | п. 1 ч. 1 ст. 14; п. 1 ч. 1 ст. 15; п. 1 ч. 1 ст. 16; п. 1 ч. 1 ст. 16.2 | Федеральный закон № 131-ФЗ |
2. | осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования | п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16 | |
3. | осуществление муниципального жилищного контроля | п. 6 ч. 1 ст. 14; п. 6 ч. 1 ст. 16 | |
4. | осуществление муниципального земельного контроля | п. 20 ч. 1 ст. 14; п. 35 ч. 1 ст. 15; п. 26 ч. 1 ст. 16 | |
5. | осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения | п. 27 ч. 1 ст. 14; п. 22 ч. 1 ст. 15; п. 30 ч. 1 ст. 16 | |
6. | осуществление муниципального лесного контроля | п. 32 ч. 1 ст. 14; п. 29 ч. 1 ст. 15; п. 38 ч. 1 ст. 16 | |
7. | контроль за соблюдением гражданами условий получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования | ч. 2.1 ст. 17 | |
8. | контроль за представлением обязательного экземпляра документа муниципального образования | ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» | |
9. | контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых | ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» | |
10. | контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции | ст. 7 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» | |
11. | муниципальный контроль в области торговой деятельности | ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» | |
12. | контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках | ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» | |
13. | региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий | пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и взаимосвязанное положение ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ | |
14. | региональный государственный надзор за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения | ||
15. | государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов | ||
16. | региональный государственный строительный надзор | ||
17. | региональный государственный ветеринарный надзор | ||
18. | региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) | ||
19. | региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности | ||
20. | региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники | ||
21. | региональный государственный жилищный надзор | ||
22. | региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси | ||
23. | контроль за проведением мероприятий по мобилизационной подготовке |
Приложение 12
Таблица. Реализация в законах субъектов Российской Федерации полномочий по регулированию общественного контроля
(на 1 июля 2015 г.)
№ п/п | Полномочия, предоставленные субъектам Российской Федерации федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» | Пермский край | Республика Саха | Мурманская область | ХМАО – Югра | Орловская область | Амурская область | Тюменская область | Магаданская область | Пензенская область | Челябинская область | Курская область | Тамбовская область | Ярославская область |
1. | случаи и порядок посещения субъектами общ. контроля органов власти | +[126] | -/+ | + | - | + | + | + | + | + | + | - | -/+ | - |
2. | порядок осуществления общ. контроля Общественной палатой субъекта РФ | + | + | - | - | - | +* | +* | +* | - | +* | - | + | +* |
3. | порядок и формы осуществления общ. контроля общественными советами при органах власти субъектов РФ | - | -/+ | - | +* | + | +* | +* | +* | +* | + | - | + | +* |
4. | полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций/групп | - | - | - | - | - | + | + | - | + | - | - | + | - |
5. | порядок рассмотрения и учета органами власти итог. документа | +/- | - | +/- | + | + | + | +\- | + | + | +/- | + | + | + |
6. | порядок организации и проведения общественной проверки | + | + | - | - | - | + | +* | +* | + | + | + | + | + |
7. | порядок проведения общ. экспертизы | - | + | - | - | - | + | +* | +* | + | + | + | + | + |
8. | порядок проведения общ. обсуждения | - | + | - | - | + | + | - | +* | + | +* | + | + | + |
9. | установление иных случаев проведения общ. (публичных) слушаний | - | + | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | - |
Приложение 13
Таблица. Ответственность органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления
Субъект | Основание | Порядок привлечения | Вид (мера) | ||
перед населением (ст. 24, 71) | |||||
Депутаты, члены выборных органов МСУ, выборные должностные лица МСУ | указанные в уставе муниципального образования конкретные противоправные решения или действия (бездействие), подтвержденные в судебном порядке | устанавливается уставом муниципального образования в соответствии со ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ и законом субъекта РФ | лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины зарегистрированных избирателей | ||
перед физическими и юридическими лицами (ст. 76) | |||||
Органы местного самоуправления | административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях | ||||
имущественная ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ в порядке, предусмотренном Арбитражно-процессуальным кодексом РФ и Гражданско-процессуальным кодексом РФ | |||||
Должностные лица местного самоуправления | административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях | ||||
уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ | |||||
дисциплинарная ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ | |||||
перед государством (ст. 72-74.1) | |||||
Представительный орган муниципального образования | установленное решением суда принятие нормативного правого акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования | суд устанавливает этот факт непринятия мер по исполнению решения суда в течении трех месяцев | роспуск представительного органа муниципального образования | ||
по истечении одного месяца руководитель субъекта РФ готовит проект закона субъекта РФ о роспуске | полномочия прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске | ||||
установленный решением суда факт: избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания | |||||
по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения суда руководитель субъекта РФ вносит проект закона субъекта РФ о роспуске | |||||
установленный решением суда факт: вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания | |||||
Глава муниципального образования, глава местной администрации | издание нормативного правого акта, противоречащего действующему законодательству, установленное решением суда | если в течение двух месяцев это лицо не приняло мер по исполнению решения суда, руководитель субъекта РФ издает правовой акт об отрешении его от должности | отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации | ||
установленное судом совершение действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства, нецелевое расходование субвенций федерального бюджета или бюджета субъекта РФ | правовой акт об отрешении от должности не может быть издан ранее одного месяца и позднее шести месяцев со дня вступления в силу последнего решения суда | ||||
если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, руководитель субъекта РФ издает правовой акт об отрешении его от должности | |||||
Глава муниципального образования | решения, действия (бездействие), повлекшие наступление последствий, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ | см. Приложение 14 | удаление главы муниципального образования в отставку | ||
неисполнение обязанностей в течение трех и более месяцев | удаленный в отставку вправе обжаловать решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения | ||||
неудовлетворительная оценка деятельности по результатам ежегодного отчета данная два раза подряд | |||||
несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами | |||||
суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления | |||||
допущение … нарушения межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов | |||||
Приложение 14
Таблица. Порядок удаления
главы муниципального образования в отставку
Элементы процедуры | Основные требования | Примечание |
выдвижение инициативы | ||
Субъекты выдвижения инициативы | представительный орган муниципального образования | выдвигается не менее чем одной третью от установленной численности депутатов |
о выдвижении инициативы высшее должностное лицо субъекта РФ уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения обращения | ||
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации | ||
Форма инициативы | обращение | прилагается проект решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку |
Адресат внесения инициативы | представительный орган муниципального образования | |
Гарантии для главы муниципального образования | о выдвижении инициативы уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения обращения в представительный орган муниципального образования | |
рассмотрение инициативы и принятие решения | ||
Сроки рассмотрения инициативы | в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения | |
Председатель заседания | председатель представительного орган муниципального образования | |
депутат, уполномоченный на это представительным органом муниципального образования | если глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании представительного органа муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку | |
Условия принятия решения | если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов | рассмотрение инициативы депутатов осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ |
Решение подписывает | председателем представительного органа муниципального образования | |
депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования | если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования | |
если глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования | ||
Сроки повторного рассмотрения инициативы | не ранее чем через 2 месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования | в случае отклонения инициативы |
Гарантии для главы муниципального образования | обеспечение заблаговременного получения им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания | |
ознакомление с обращением и с проектом решения об удалении его в отставку | ||
предоставление возможности дать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку | ||
право письменно изложить свое особое мнение | при несогласии с решением представительного органа муниципального образования об удалении в отставку | |
опубликование (обнародование) результатов рассмотрения инициативы | ||
Сроки | не позднее чем через 5 дней со дня принятия решения | |
Гарантии для главы муниципального образования | особое мнение подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с решением представительного органа муниципального образования | если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку |
правовые последствия принятия решения об удалении в отставку | ||
Исполнение полномочий главы муниципального образования | влечет досрочное прекращение его полномочий | |
полномочия временно исполняет другое должностное лицо местного самоуправления | оно определяется в соответствии с уставом муниципального образования | |
Избрание нового главы муниципального образования | представительным органом муниципального образования из своего состава | если глава муниципального образования, удаленный в отставку, избирался в таком порядке |
досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом | если глава муниципального образования, удаленный в отставку, избирался на муниципальных выборах | |
гарантии главе муниципального образования, удаленного в отставку | ||
Обжалование решения об удалении в отставку в суд | в течение 10 дней со дня официального опубликования решения об удалении главы муниципального образования в отставку | |
Рассмотрение судом заявления об обжаловании | не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления об обжаловании решения об удалении главы муниципального образования в отставку | |
Принятие судом решения |
Приложение 15
Таблица. Реализация в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона № 136-ФЗ[127]