Непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Форма Основные элементы и уровень правового регулирования
основания осуществления процедура (порядок) реализации гарантии прав граждан особенности
формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
Местный референдум Закон субъекта РФ Федеральный закон
Муниципальные выборы Устав муниципального образования Федеральный закон и соответствующие ему законы субъектов РФ
Голосование по отзыву депутата, иных выборных лиц местного самоуправления Устав муниципального образования Федеральный закон и соответствующий ему закон субъекта РФ для проведения местного референдума Федеральный закон № 131-ФЗ
Голосование по территориальным вопросам Федеральный закон № 131-ФЗ Федеральный закон и соответствующий ему закон субъекта РФ для проведения местного референдума Федеральный закон № 131-ФЗ
Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования Ст. 25 Федерального закона № 131-ФЗ
Сход граждан Ст. 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ
формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Правотворческая инициатива граждан Нормативный правовой акт муниципального образования, а в случае его отсутствия – ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ
Территориальное общественное самоуправление Устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования Федеральный закон № 131-ФЗ
Публичные слушания Федеральный закон № 131-ФЗ Устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования Федеральный закон № 131-ФЗ
Собрание граждан Устав муниципального образования, устав территориального общественного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ, устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, устав территориального общественного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ
Конференция граждан (собрание делегатов) Устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, устав территориального общественного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ
Опрос граждан Федеральный закон № 131-ФЗ Устав муниципального образования и (или) нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования Федеральный закон № 131-ФЗ Закон субъекта РФ
Обращения граждан в органы местного самоуправления Законы субъекта РФ и соответствующие им нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования Федеральный закон № 131-ФЗ
Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления Не должны противоречить Конституции России, федеральному закону № 131-ФЗ, иным федеральным законам, законам субъектов РФ Федеральный закон № 131-ФЗ
             

Приложение 10

Таблица. Требования к содержанию устава муниципального образования

№ п/п Норма Федерального закона № 131-ФЗ Требования к содержанию устава муниципального образования Примечание
1. п. 1 ч. 1 ст. 44 Наименование муниципального образования
2. п. 2 ч. 1 ст. 44 Перечень вопросов местного значения
3. п. 3 ч. 1 ст. 44 Формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления
4. п. 4 ч. 1 ст. 44 Структура и порядок формирования органов местного самоуправления
5. п. 5 ч. 1 ст. 44 Наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления
6. п. 6 ч. 1 ст. 44 Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов
7. п. 7 ч. 1 ст. 44 Срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц
8. п. 8 ч. 1 ст. 44 Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления
9. п. 9 ч. 1 ст. 44 Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
10. п. 10 ч. 1 ст. 44 Порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования
11. ч. 3 ст. 9 Официальные символы муниципального образования и порядок их официального использования Могут быть также установлены нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования
12. ч. 5 ст. 27 Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления
13. ч. 11 ст. 27 Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета
14. ч. 4 ст. 28 Порядок организации и проведения публичных слушаний
15. ч. 4 ст. 31 Порядок назначения и проведения опроса граждан
16. ч. 2 ст. 17 Порядок принятия решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения Только в поселениях и городских округах[125]
17. ч. 2 ст. 23 Сроки назначения представительным органом муниципального образования муниципальных выборов
18. ч. 5 ст. 29 Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан Могут быть также определены нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления
19. ч. 1 и 2 ст. 30 Случаи, порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов)
20. абз. 2 ч. 2 ст. 34 Может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования Только для сельского поселения
21. абз. 1 ч. 3 ст. 34 Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов
22. ч. 1.1. ст. 35 Определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования (не реже одного раза в три месяца при присутствии не менее 50 процентов от числа избранных депутатов)
23. ч. 1.2. ст. 35 Определяется срок сбора на первое заседание представительного органа муниципального образования (не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа в правомочном составе)
24. ч. 6-8 ст. 35 Численность депутатов представительного органа муниципального образования
25. ч. 9 ст. 35 Возможность представительного органа муниципального образования обладать правом юридического лица Для сельского поселения и внутригородской территории города федерального значения – только в соответствии с уставом
26. ч. 14 ст. 35 Организация деятельности представительного органа муниципального образования
27. п. 1 ч. 16 ст. 35 Порядок принятия представительным органом муниципального образования решения о самороспуске
28. ч. 4 ст. 37 Дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту Могут быть также установлены законом субъекта РФ
29. ч. 3 ст. 39 Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований в соответствии с федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации
30. ч. 5 ст. 40 Количество депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, которые могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе
31. ч. 2 ст. 41 Наделение органов местного самоуправления правами юридического лица
32. ст. 42 Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы в соответствии с федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации
33. ч. 1 ст. 46 Субъекты правотворческой инициативы, обладающие правом вносить проекты муниципальных правовых актов
34. ч. 3 ст. 54 Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
35. ст. 64 Право осуществления муниципальных заимствований, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг В соответствии с Бюджетным кодексом РФ
36. ч. 2 ст. 44 Иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Приложение 11

Таблица. Виды муниципального контроля

№ п/п виды муниципального контроля нормативная основа
1. финансовый контроль (контроль за исполнением местного бюджета) п. 1 ч. 1 ст. 14; п. 1 ч. 1 ст. 15; п. 1 ч. 1 ст. 16; п. 1 ч. 1 ст. 16.2 Федеральный закон № 131-ФЗ
2. осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования п. 5 ч. 1 ст. 14; п. 5 ч. 1 ст. 15; п. 5 ч. 1 ст. 16
3. осуществление муниципального жилищного контроля п. 6 ч. 1 ст. 14; п. 6 ч. 1 ст. 16
4. осуществление муниципального земельного контроля п. 20 ч. 1 ст. 14; п. 35 ч. 1 ст. 15; п. 26 ч. 1 ст. 16
5. осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения п. 27 ч. 1 ст. 14; п. 22 ч. 1 ст. 15; п. 30 ч. 1 ст. 16
6. осуществление муниципального лесного контроля п. 32 ч. 1 ст. 14; п. 29 ч. 1 ст. 15; п. 38 ч. 1 ст. 16
7. контроль за соблюдением гражданами условий получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования ч. 2.1 ст. 17
8. контроль за представлением обязательного экземпляра документа муниципального образования ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»
9. контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»
10. контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции ст. 7 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
11. муниципальный контроль в области торговой деятельности ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
12. контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
13. региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и взаимосвязанное положение ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ
14. региональный государственный надзор за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения
15. государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов
16. региональный государственный строительный надзор
17. региональный государственный ветеринарный надзор
18. региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги)
19. региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности
20. региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники
21. региональный государственный жилищный надзор
22. региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
23. контроль за проведением мероприятий по мобилизационной подготовке

Приложение 12

Таблица. Реализация в законах субъектов Российской Федерации полномочий по регулированию общественного контроля

(на 1 июля 2015 г.)

№ п/п Полномочия, предоставленные субъектам Российской Федерации федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» Пермский край Республика Саха Мурманская область ХМАО – Югра Орловская область Амурская область Тюменская область Магаданская область Пензенская область Челябинская область Курская область Тамбовская область Ярославская область
1. случаи и порядок посещения субъектами общ. контроля органов власти +[126] -/+ + - + + + + + + - -/+ -
2. порядок осуществления общ. контроля Общественной палатой субъекта РФ + + - - - +* +* +* - +* - + +*
3. порядок и формы осуществления общ. контроля общественными советами при органах власти субъектов РФ - -/+ - +* + +* +* +* +* + - + +*
4. полномочия, порядок организации и деятельности общественных инспекций/групп - - - - - + + - + - - + -
5. порядок рассмотрения и учета органами власти итог. документа +/- - +/- + + + +\- + + +/- + + +
6. порядок организации и проведения общественной проверки + + - - - + +* +* + + + + +
7. порядок проведения общ. экспертизы - + - - - + +* +* + + + + +
8. порядок проведения общ. обсуждения - + - - + + - +* + +* + + +
9. установление иных случаев проведения общ. (публичных) слушаний - + - - - - - - - + + + -

Приложение 13

Таблица. Ответственность органов местного самоуправления

и должностных лиц местного самоуправления

Субъект Основание Порядок привлечения Вид (мера)  
перед населением (ст. 24, 71)  
Депутаты, члены выборных органов МСУ, выборные должностные лица МСУ указанные в уставе муниципального образования конкретные противоправные решения или действия (бездействие), подтвержденные в судебном порядке устанавливается уставом муниципального образования в соответствии со ст. 24 Федерального закона № 131-ФЗ и законом субъекта РФ лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины зарегистрированных избирателей  
перед физическими и юридическими лицами (ст. 76)  
Органы местного самоуправления административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях  
имущественная ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ в порядке, предусмотренном Арбитражно-процессуальным кодексом РФ и Гражданско-процессуальным кодексом РФ  
Должностные лица местного самоуправления административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов РФ об административных правонарушениях  
уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ  
дисциплинарная ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ  
перед государством (ст. 72-74.1)  
Представительный орган муниципального образования установленное решением суда принятие нормативного правого акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования суд устанавливает этот факт непринятия мер по исполнению решения суда в течении трех месяцев роспуск представительного органа муниципального образования  
по истечении одного месяца руководитель субъекта РФ готовит проект закона субъекта РФ о роспуске полномочия прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске  
установленный решением суда факт: избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания  
по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения суда руководитель субъекта РФ вносит проект закона субъекта РФ о роспуске  
установленный решением суда факт: вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания  
Глава муниципального образования, глава местной администрации издание нормативного правого акта, противоречащего действующему законодательству, установленное решением суда если в течение двух месяцев это лицо не приняло мер по исполнению решения суда, руководитель субъекта РФ издает правовой акт об отрешении его от должности отрешение от должности главы муниципального образования, главы местной администрации  
установленное судом совершение действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства, нецелевое расходование субвенций федерального бюджета или бюджета субъекта РФ правовой акт об отрешении от должности не может быть издан ранее одного месяца и позднее шести месяцев со дня вступления в силу последнего решения суда  
если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, руководитель субъекта РФ издает правовой акт об отрешении его от должности  
Глава муниципального образования решения, действия (бездействие), повлекшие наступление последствий, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ см. Приложение 14 удаление главы муниципального образования в отставку  
неисполнение обязанностей в течение трех и более месяцев удаленный в отставку вправе обжаловать решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения  
неудовлетворительная оценка деятельности по результатам ежегодного отчета данная два раза подряд  
несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами  
суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления  
допущение … нарушения межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов  
           

Приложение 14

Таблица. Порядок удаления

главы муниципального образования в отставку

Элементы процедуры Основные требования Примечание
выдвижение инициативы
Субъекты выдвижения инициативы представительный орган муниципального образования выдвигается не менее чем одной третью от установленной численности депутатов
о выдвижении инициативы высшее должностное лицо субъекта РФ уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения обращения
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации  
Форма инициативы обращение прилагается проект решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку
Адресат внесения инициативы представительный орган муниципального образования  
Гарантии для главы муниципального образования о выдвижении инициативы уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения обращения в представительный орган муниципального образования  
рассмотрение инициативы и принятие решения
Сроки рассмотрения инициативы в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения  
Председатель заседания председатель представительного орган муниципального образования  
депутат, уполномоченный на это представительным органом муниципального образования если глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании представительного органа муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку
Условия принятия решения если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов рассмотрение инициативы депутатов осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ
Решение подписывает председателем представительного органа муниципального образования  
депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования
если глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования
Сроки повторного рассмотрения инициативы не ранее чем через 2 месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования в случае отклонения инициативы
Гарантии для главы муниципального образования обеспечение заблаговременного получения им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания  
ознакомление с обращением и с проектом решения об удалении его в отставку  
предоставление возможности дать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку  
право письменно изложить свое особое мнение при несогласии с решением представительного органа муниципального образования об удалении в отставку
опубликование (обнародование) результатов рассмотрения инициативы
Сроки не позднее чем через 5 дней со дня принятия решения  
Гарантии для главы муниципального образования особое мнение подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с решением представительного органа муниципального образования если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку
правовые последствия принятия решения об удалении в отставку
Исполнение полномочий главы муниципального образования влечет досрочное прекращение его полномочий  
полномочия временно исполняет другое должностное лицо местного самоуправления оно определяется в соответствии с уставом муниципального образования
Избрание нового главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава если глава муниципального образования, удаленный в отставку, избирался в таком порядке
досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом если глава муниципального образования, удаленный в отставку, избирался на муниципальных выборах
гарантии главе муниципального образования, удаленного в отставку
Обжалование решения об удалении в отставку в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования решения об удалении главы муниципального образования в отставку  
Рассмотрение судом заявления об обжаловании не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления об обжаловании решения об удалении главы муниципального образования в отставку  
Принятие судом решения  

Приложение 15

Таблица. Реализация в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона № 136-ФЗ[127]

Наши рекомендации