Место и роль налогов в системе налогов государств
Налоги – неотъемлемый атрибут любого государства. Несмотря на изменчивость приоритетов государственного строительства в разные эпохи, основа взаимосвязи остается неизменной и состоит в необходимости изъятия части дохода в пользу государства.
Взаимосвязь экономики, налогов и государства представлена на схеме.
Согласно методологии всемирного банка национальное богатство представляет собой стоимостную оценку совокупностей физического капитала (производственные и непроизводственные фонды и оборотный капитал), человеческого капитала (накопленные населением знания, умения, навыки, здоровье) и природного капитала (окружающая природная среда и запасы природных ресурсов). Данные виды капитала – факторы производства, при их использовании (потреблении) в определенный промежуток времени обычно за год создается ВВП (валовой внутренний продукт).
Взаимосвязь экономики, налогов и государства.
Государство является формой управления обществом. Общество делегирует государству полномочия в том числе и по обеспечению доходной части бюджета.
Под бюджетом понимается совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов.
Доходы бюджетов образуются за счет
- налоговых доходов (90%)
- неналоговых доходов (7-8%)
- безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц (1%)
- доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности(1%).
Принципы налогообложения
I. Экономические
- принцип справедливости – предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно свои доходам и возможностям. Различают два аспекта этого принципа:
· принцип горизонтальной справедливости – т.е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой ставке,
· принцип вертикальной справедливости – предполагает, что кто больше получает от государства тех или иных благ, тот должен больше платить налогов;
- принцип эффективности – подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование;
- принцип соразмерности – основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков.
Кривая Лэффера- характеризует зависимость налоговых поступлений от ставки налога:
;
- принцип учета интересов,
- принцип множественности налогов включает два аспекта:
· предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения,
· предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджета каждого уровня.
II. Юридические
- принцип нейтральности– предполагает однообразный характер применения налогов и равенства всех плательщиков перед законом (ст. 3 налогового кодекса РФ),
- принцип установления налогов законами – означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредствам принятия законодательной властью страны. В соответствии с этим принципом федеральные налоги могут считаться законными только тогда, когда они установлены налоговым кодексом, региональные – налоговым кодексом и законами субъектов РФ, местные – налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 налогового кодекса ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные налоговым кодексом или другими нормативными актами;
- принцип отрицания обратной силы налогового закона – основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия (ст. 5 налогового кодекса);
- принцип приоритетности налогового законодательства – означает, что при разногласиях налогового и иного законодательства применяются принципы налогового законодательства;
- принцип наличия всех элементов налога в законе – означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда законом определены налогоплательщики и обязательные элементы налога: объект налогообложения, налоговая база, ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты.
III. Организационные
- принцип единства налоговой системы – предполагает недопустимым установление налогов прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение на территории страны товаров, работ, услуг или денежных средств;
- принцип подвижности – заключается в том, что при изменении внешних экономических условий могут быть изменены некоторые обязательные элементы налога или сам налог;
- принцип стабильности налоговой системы – означает, что кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. В соответствии со ст. 5 налогового кодекса изменение в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января следующего года;
- принцип налогового федерализма – следует рассматривать как основной организационный принцип, разделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами следующих уровней;
- принцип гласности – основан на требовании обязательного опубликования законов и других нормативных актов;
- принцип одновременности обложения–базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом.
Совокупность представленных в системе принципов не является общепринятой в теории и практике налогообложения. Однако может иметь статус самостоятельных принципов.
Функции налогообложения
Отстаивая позицию множественности функций налогов, мы можем говорить только об условном разделении всех функций налогов, т.к. они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Наиболее часто выделяют 4 функции налогов:
1. Фискальная – основная функция налогов, отражающая фундаментальность предназначения налогообложения. Каждое изъятие государством посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу бюджета с целью создания материальной основы функционирования государства.
2. Распределительная – (социальная) выражает социально-экономическую сущность налога, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования.
3. Контрольная – заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений. Т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функция налогов, в первую очередь фискальной. Это происходит через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства.
4. Регулирующая. Она проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы.