Организация исполнения бюджетов

Исполнение бюджета — стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета.

Кассовое исполнение бюджета является частью исполнения бюджета и представляет собой совокупность процедур, обеспечивающих прием доходов, распределение и зачисление их на счета соответствующих бюджетов, хранение и выдачу бюджетных средств на осуществление расходов и ведение учета и отчетности.

С созданием Федерального казначейства часть функций по кассовому исполнению бюджета перешла от банков к казначейству, а часть осталась у Центрального банка РФ и уполномоченных банков. При этом функции по приему, хранению и выдаче средств (в том числе в наличной форме) осуществляют банковские учреждения на основе открытия в них бюджетных счетов органам казначейства или финансовым органам. Казначейские органы выполняют функции по распределению регулирующих налогов между бюджетами разных уровней, списанию средств со счета бюджета по поручению бюджетополучателей, а также ведению учета доходов и расходов в разрезе их отдельных видов и составлению отчетности об исполнении бюджета. Только при условии функционирования казначейских органов как кредитных организаций они действительно смогут осуществлять все операции по кассовому исполнению бюджета, включая прием, хранение и выдачу бюджетных средств. За рамками операций по кассовому исполнению бюджета казначейские органы осуществляют прогнозирование поступлений доходов, санкционирование и финансирование расходов, обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга, предоставление бюджетных кредитов и ссуд и осуществление контроля за их возвратом.

Финансирование расходов представляет собой предоставление права бюджетополучателям на расходование средств на основе утвержденной росписи доходов и расходов с учетом реального обеспечения расходов денежными средствами на оплату принятых бюджетополучателями обязательств. Финансирование расходов включает в себя: разрешение на оформление платежного документа о перечислении бюджетных средств; непосредственное списание бюджетных средств с бюджетного счета в целях исполнения бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.

В состав операций, составляющих содержание исполнения бюджета, включаются также операции по учету исполнения бюджета, представляющему собой систему сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджета и охватывающему все финансово-хозяйственные операции, связанные с процессом его исполнения. Учет исполнения федерального бюджета осуществляется органами федерального казначейства, учет исполнения региональных и местных бюджетов — финансовыми органами или региональными (муниципальными) казначействами либо органами федерального казначейства (при условии подписания соглашения органам федерального казначейства с органами власти субъекта РФ или местного самоуправления об исполнении соответствующих региональных и местных бюджетов).

В Российской Федерации учет исполнения бюджетов всех уровней ведется по единой системе, регламентируемой нормативными документами Правительства РФ и Министерства финансов РФ. Последнее устанавливает формы бухгалтерских документов и регистров учета, разрабатывает инструкции и другие нормативно-правовые акты по ведению учета исполнения бюджета. Данные учета исполнения доходов и расходов бюджета являются основой для принятия органами исполнительной власти адекватных управленческих решений. На основании данных учета составляется отчет об исполнении бюджета.

Отчет об исполнении бюджета — документ, содержащий установленную нормативно-правовыми актами совокупность плановых и фактических показателей, характеризующих исполнение бюджета за определенный период времени.

Содержание, значение и задачи финансового контроля

Финансовый контроль - это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации

Объект – система ден отн-ий

Предмет – бюдж показат на всех этапах бюдж процесса; ф. показатели деят- ти субъектов хозяйствования; налоговые платежи бюдж и внебюдж фондов; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; фондовые рынки и др операции

Фин контроль призван обеспечивать интересы и права органов власти различных ур-ей хоз. субъектов и населения.

Цели:

-содействие фин политике

- обеспечение эф-ти процесса формирования, распределения и исп-я фин ресурсов во всех сферах и звеньях

Задачи:

- Содействовать Сбалансированности м\у потребностью в фин рес-ах и размерами ден фондов гос-ва и отраслей эк-ки

- способствует результативному и целевому исп-ию ср-в центр-х и децентр-х ден фондов, а также рациональному расход-ию мат ценностей на п\п, в учреждениях и орг-ях

-обеспечивать соблюдение действенного фин законодательства, своевременность и полноту выполнения юр и физ лицами налог-х обяз-в

-выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности п\п

-обесп-ть прав-ти ведения бух учета и отчетности

-проводить профилактич-ю информационно-разъяснительную работу для повышения финн дисциплины

Решение этих задач обеспечивается системой ответственности всех участников фин отношений: административные, уголовные, дисциплинарные, экон-е меры воздействия

Для осущ-я фин контроля в РФ созданы специализированные контрольные органы

Наши рекомендации