Практика оценки валютных рисков
Западные компании уже давно оценили значимость для существования и жизнедеятельности фирмы умения оценивать величину валютного риска и управлять ею. В любой крупной западной компании есть менеджер по валютному риску. Более того, управление валютным риском является частью стратегической линии компании, и в организационной структуре фирмы существует подразделение, систематически отслеживающее валютный риск, идентифицирующее его и применяющее стандартные процедуры по его устранению.
Усиление валютной неустойчивости финансовой системы при введении плавающих валютных курсов сделало актуальным вопрос о централизации управления валютным риском на уровне всей корпорации.
Так, французская автомобильная монополия Peugeot еще в 1981 г. создала специализированную компанию, которая занимается управлением валютными рисками группы и осуществляет все ее валютные и денежные операции.
Российские же предприятия, имеющие не столь богатый опыт работы на внешнем рынке, только на своих ошибках начинают понимать важность учета в повседневной деятельности фирмы и, тем более, в перспективе движения курса валюты, понимать, что конкурентоспособность компании на мировом рынке требует от нее качественно нового подхода к финансовому анализу деятельности фирмы, заставляя подстраиваться под международные стандарты и правила игры. Поэтому финансовый менеджмент любой компании рано или поздно станет перед вопросом управления финансовыми рисками, в том числе и валютными. Многие российские компании уже активно рассматривают данный вопрос.
В целом, в России валютным рискам не уделяется должного внимания. Это связано со следующими обстоятельствами. .
Во-первых, руководство многих компаний не имеет достаточных знаний для управления валютными рисками. Постановка финансового менеджмента осуществляется на крайне низком уровне, не существует никакого долгосрочного планирования движения денежных средств. Страхование же валютных рисков целесообразно только после точной постановки целей. Компания может проводить хеджирование в рамках общей финансовой стратегии, направленной на снижение затрат и себестоимости продукции, анализа.будущих финансовых потоков. Или же, наоборот, компания пытается с помощью различных финансовых инструментов извлечь прибыль из колебания валютных курсов или просто сократить возможные потери от изменения курса.
В первом случае перед компанией стоит задача управления всеми типами валютных рисков, а во втором — поиск возможности спекулировать на разнице курсов с попутным ограждением себя от влияния транзакционного риска.
Во-вторых, многие компании страхуются от валютных рисков без должного анализа ситуации, расчета стоимости альтернатив хеджирования и т. д. Целью хеджирования для финансового менеджера ставится экономия на валютном курсе, то есть компания включается в спекулятивные игры на валютном рынке. Сколько будет стоить само хеджирование и каков риск проигрыша в спекулятивной игре чаще всего не рассматривается.
В-третьих, рынок фьючерсов и опционов в РФ недостаточно развит и,как следствие, инструменты этого рынка не могут широко использоваться для хеджирования валютного риска.
В-четвертых, динамика курса доллара США в РФ зависит от целого ряда скрытых факторов, которые предвидеть практически невозможно. Любое постановление правительства РФ или Центробанка может сменить тенденцию движения курса доллара США на противоположную.
Таким образом, в большинстве российских компаний вопрос постановки управления валютными рисками рассматривался либо поверхностно, либо вовсе игнорировался. Поэтомуважно определить тот круг задач, которые появляются на начальном этапе страхования валютных рисков. Среди них выделим следующие:
1. Оценка необходимости управлять валютными рисками.
Решение вопроса о необходимости управления валютными рисками, а именно страховании от курсовых потерь, полностью зависит от позиции руководства компании. Надо знать все аргументы, чтобы ясно представлять, насколько компания нуждается в хеджировании.
2. .Определение круга проблем, связанных с прогнозированием динамики валютного курса.
Работа с валютным риском начинается с его идентификации и оценки (насколько изменятся будущие финансовые потоки компании в зависимости от роста или снижения курса валюты). Предсказание же таких изменений зависит от достоверности полученного прогноза динамики валютного курса. Финансовый менеджер должен владеть методиками прогнозирования изменений обменного курса.
3. Рассмотрение проблемы постановки целей хеджирования.
Постановка целей зависит от общей финансовой стратегии компании и того круга задач, который стоит перед менеджером при принятии решения о страховании. Компания может стремиться управлять валютными рисками с целью долгосрочного планирования своих финансовых потоков, либо с целью получения максимальной прибыли (уменьшения убытков) от предполагаемого изменения валютного курса. Каждая компания решает для себя данный вопрос самостоятельно. Однако отсутствие должной постановки финансового менеджмента ограничивает возможности компании в использовании колебания валютного курса в свою пользу.
4. Выбор способов хеджирования: сравнение альтернатив.
Каждый способ хеджирования обладает некоторой стоимостью, то есть его реализация связана с определенными затратами, которые компания должна произвести для того, чтобы оградить себя от неблагоприятного движения валютных курсов. Такие затраты определяются не только как реальные расходы, но и как убытки из-за упущенных возможностей. Необходимо оценить будущую стоимость настоящих расходов по страхованию исходя из возможностей их альтернативного инвестирования.
Это необходимо для сравнения альтернатив хеджирования, к примеру, для сравнения стоимости страхования с помощью фьючерсных и форвардных контрактов. Покупая фьючерсный контракт на три месяца, компания платит в качестве страхового депозита определенную сумму денег, которая могла быть использована на производственные цели, либо инвестирована в государственные облигации. Стоимость же форвардного контракта определяется только суммой его исполнения через три месяца. Очевидно, что для сравнения этих двух альтернатив менеджер должен либо форвардный контракт привести к настоящей стоимости, либо затраты на покупку фьючерсов — к будущей.
Проводя аналитическую работу, менеджер должен сравнить не только стоимость альтернатив хеджирования, но и выгодность их использования для компании.
Одни варианты хеджирования позволяют зафиксировать курс на определенном уровне, другие позволяют застраховаться от неблагоприятного движения курса, но не лишают компанию возможности получить доход при благоприятном развитии событий.
В целом, выбор способа хеджирования зависит от комплекса факторов, которые менеджер должен уметь распознать и проанализировать.
5. Разработка оптимальной стратегии хеджирования.
Разработка стратегии — заключительный этап анализа валютного риска и способов хеджирования. Менеджер имеет перед собой всю информацию, достаточную для решения вопроса о хеджировании. Зная цели хеджирования, прогноз динамики валютного курса, альтернативы хеджирования, их стоимость и то предполагаемое влияние, которое эти альтернативы окажут на финансовые результаты деятельности компании, финансовый менеджер разрабатывает оптимальную стратегию страхования. В финансовом менеджменте под оптимизацией защиты от риска понимается разработка способа достижения поставленных целей при минимальных затратах. В этом и заключается искусство менеджера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В главе 6 рассмотрены причины неопределенности в деятельности международного менеджера. Показан спектр решений, доступный менеджеру при поиске ответов на вопросы «Где найти источники финансирования для фирмы?», «Как оценить необходимость и стоимость заимствования денежных средств из данных источников?», «Какие возможности имеются у фирмы при инвестировании временно свободных денежных средств?», «Как оценить выгодность вложения средств в различные виды инвестиционных проектов?», «Как определить и измерить риски, с которыми сталкивается фирма при осуществлении операций на внешнем рынке?».
В результате изучения данной главы должно быть сформировано общее представление об особенностях валютно-финансовой среды, в которой работает фирма, и спектре возможностей, имеющихся у финансового менеджера при принятии решений о финансировании и инвестировании денежных средств, страховании. рисков. Также должны быть поняты основные закономерности движения валютных курсов и изменений на финансовых рынках, которые налагают определенные ограничения на принимаемые в компании маркетинговые, производственные, организационные и другие решения.
В данной главе проанализированы валютные риски, которые существенно влияют на процесс принятия любых управленческих решений в организации, вовлеченной во внешнеэкономическую деятельность. Показано, что выбор стратегии хеджирования валютного риска может повлиять на чистый денежный поток компании, а следовательно, отразится на финансовом результате ее деятельности.
Выбор менеджером способа страхования от валютного риска зависит от общей стратегии хеджирования рисков, принятых в данной организации. Если руководство компании считает, что валютный риск должен быть нивелирован, то в организации должен существовать отдел или менеджер по рискам, который анализирует валютную деятельность компании и применяет наиболее предпочтительную методику хеджирования в каждом конкретном случае. Если же руководство компании не заинтересовано в страховании валютных рисков, то финансовый менеджер должен минимизировать риски по отдельно взятым контрактам, используя весь арсенал доступных методик хеджирования. В этой ситуации он не интересуется вопросами оптимизации общих валютных потоков в фирме.
Вся деятельность международного финансового менеджера должна быть согласована с деятельностью других менеджеров компании.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте сходства и различия в деятельности финансового менеджера и международного финансового менеджера.
2. В чем заключаются особенности современной валютно-финансовой среды?
3. Что понимается под термином «валютный риск» и каковы причиныего появления?
4. Что понимается под хеджированием валютного риска и каковы основные инструменты, используемые для этих целей финансовым менеджером?
5. В чем заключается различие между фьючерсными и форвардными контрактами? Какие преимущества и недостатки имеет каждый из этих видов контрактов?
6. Охарактеризуйте опционный контракт. В чем преимущества опционов перед фьючерсами и форвардами?
7. Каковы основные теории используются международным финансовым менеджером в своей работе? В чем их суть?
8. Перечислите основные способы финансирования фирмы, вовлеченной во внешнеэкономическую деятельность.
9. Каковы традиционные источники краткосрочного финансирования фирмы? Перечислите их сравнительные преимущества и недостатки.
10. Что является нетрадиционными источниками финансирования экспорта компании? В каком случае фирма прибегает к их использованию?
11. Перечислите преимущества и недостатки еврооблигационных займов, иностранных кредитов и еврокредитов. Какие фирмы могут рассчитывать на получение каждого из данных источников финансирования?
12. Как определить стоимость заимствования для фирмы различных способов финансирования? Каковы критерии для принятия решений по выбору способа краткосрочного финансирования экспорта?
13. Охарактеризуйте основные источники долгосрочного финансирования фирмы, вовлеченной во внешнеэкономическую деятельность. Перечислите их преимущества и недостатки.
14. Перечислите критерии оценки инвестиционных проектов и их преимущества и недостатки. Какие из приведенных критериев преимущественно используются крупными компаниями, а какие — небольшими предприятиями? Почему?
15. В каком случае иностранный инвестиционный проект одобряется высшим менеджментом компании?
16. Что понимается под оборотным капиталом компании? Каковы основные принципы управления оборотным капиталом международной компании?
17. Что означает термин «бюджетирование капитала»? Каковы основные принципы его составления?
18. Перечислите виды рисков, с которыми сталкивается компания, вовлеченная во внешнеэкономическую деятельность. Как их идентифицировать?
19. Охарактеризуйте инструменты хеджирования транзакционных валютных рисков, обобщите преимущества и недостатки каждого из рассматриваемых инструментов.
20. Какие стратегии применяются международным финансовым менеджером при хеджировании конкурентных рисков?
21. Перечислите основные методы хеджирования бухгалтерских рисков.
22. В чем сущность Международных стандартов учета? Почему российские компании составляют отчетность и в соответствии с российскими бухгалтерскими стандартами, и в соответствии со стандартами МСУ?
23. Какие варианты хеджирования валютно-курсовых рисков доступны международному менеджеру в условиях российского финансового рынка?
24. Какие существуют аргументы «за» и «против» страхования валютных рисков в компании, участвующей во внешнеэкономической деятельности?
Глава 7