Концепция жизненного цикла продукта

В основе долгосрочного прогнозирования КСП в современном производстве лежит концепция жизненного цикла продукта, которая описывает стратегию маркетинга, процессы производства и реализации продукта, процесс взаимодействия издержек и доходов, взаимосвязь потребителей и конкурентов с момента поступления товара на рынок до снятия его с производства.

КАРТИНКА

В процессе развития продукта выделяют 4 стадии:

1) Внедрение

2) Рост

3) Зрелость

4) Спад

На этапе внедрения создается рынок нового товара, темпы роста продаж зависят от новизны, качества, цены и других показателей, определяющих желания покупателя приобрести данный товар. Здесь возникают большие издержки, доля прибыли незначительна или даже отрицательна. Продвижение товара информативное с не большими рекламными издержками.

На стадии роста расширяется сбыт и растет прибыль от продаж. Осуществляются необходимые модификации продукта, используется массовая реклама.

На этапе зрелости сохраняются стабилизируется объем продаж, рынок насыщается товаров, возрастает конкуренция, снижается спрос.

На этапе спада снижается кол-во продаж, величина доходов и прибыль, объем пр-ва и прекращается выпуск.

Кривые ЖЦ не всегда могут с определенной точностью предсказать когда закончится одна стадия и начинается следующая, как долго она продлиться и какого уровня продаж может достичь предприятие, поэтому прогнозирование КСП д.б. дополнено краткосрочным планированием при помощи построения БКГ.

Матрица БостонКонсалтингГрупп.

Кривые ЖЦ не всегда могут с определенной точностью предсказать когда закончится одна стадия и начинается следующая, как долго она продлиться и какого уровня продаж может достичь предприятие, поэтому прогнозирование КСП д.б. дополнено краткосрочным планированием при помощи построения БКГ, позволяющие классифицировать каждый вид продукции по его доле на рынке относительно основных конкурентов. Используя матрицу фирма может определить какой вид продукции играет ведущую роль по сравнению с конкурентами и как в дальнейшем будут изменятся объемы выпуска и сбыта.

картинка

Матрица БКГ строится на том экономическом предложении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль.

Матрица выделяет 4 основные вида продукции:

1 – звезда 2 - дойная корова 3 – трудный ребенок 4 – собака

Для каждой из видов продукции предусмотрена своя стратегия развития, которая должна наиболее полно учитываться при планирование.

Звезда - лидирующее положение на рынке, высокая доля и быстрый рост. Значительная прибыль, большие объемы требуемых ресурсов для обеспечения продолжающегося роста.

Дойная корова –ведущее положение на рынке, стабильный спрос, обеспечивается стабильный сбыт, который поддерживается без значительных издержек

Трудный ребенок – незначительно воздействует на рынок (низкая доля) при развивающемся спросе. Выход на рынок в условиях конкуренции нужны значительные средства.

Собака – малая доля рынка при сокращающемся росте, неоправданные издержки и незначительные возможности для роста.

Планирование потребности производственных ресурсов.

Для пр-ва любого товара пре-ие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необх. экономических ресурсы. Потребность в ресурсах зависит из спроса на производимые на них продукты и определяется величиной дохода, кот. предприятие может заработать о продажи на рынке своей продукции

На конкурентном рынке каждое предприятие может купить столько требуемых ресурсов, сколько оно считает необходимым при данной рыночной цене.

Для производителя, цены на соответствующие ресурсы, являются издержками производства, а потому для получения максимальной прибыли, оно должно планировать выпуск наиболее доходной продукции с эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов.

В краткосрочном периоде, планирование спроса на экономические ресурсы заключается в предположении, что фирма приобретает определенный ресурс на конкурентном рынке и реализует свою продукцию на соответствующем рынке.Однако при долгосрочном планировании спрос и предложение на товары и ресурсы будет сильно отличаться от первоначального.

Ситуация усложняется в связи с тем, что на рыночный спрос и предложение в длительном периоде могут воздействовать политика и практические меры госуд. корпорации и профсоюзы.

Любая фирма максимизирующая свою прибыль должна взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющие ей производить и продавать больше продукции. Общая выгода от закупки доп.руесурсов зависит от качества продукта кот. произ-ся их этих ресурсов, а также от величины допол.дохода, кот. мб получен в результате продажи кажд. допол.ед.обор-ия

Основное правило планирования потребности ресурсов гласит, чтобы максимизировать свою прибыль, предприятие должно использовать дополнительные единицы любого вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода, а не общих издержек производства.

В процессе планир-ия потребностей ресурсов должен решатся слде.задачи:

-определение состава необход.входных ресурсов, их группировка по различным признакам

-установление обоснованных сроков закупки ресурсов

-выбор осн.поставщков

-согласование с поставщиками требований к качеству ресурсов

-расчет потребных ресурсов, размера транспортной партии и числа поставок

-определение издержек на покупку, транспортировку и хранение ресурсов.

Планируемая потребность входящих ресурсов опред-ся обычно произведением годовых объемов выпуска прод-ци на норму расхода соотв.ресурса на еден.прод-ции

Перспективное планирование потребности в оборудовании может осуществляться 2 методами:

1.делением общей станкоемкости выпускаемой продукции на эффект.фонд времени работы ед.обор-ия

2.делением объема производимой продукции на производительность одного станка за соотв.период времени

Планируемая потребность предприятия в производственных площадях и сооружениях зависит от кол-ва дополнительно вводимого оборудования и его габаритов. Зная число станков и удельную площадь одного, можно рассчитать общую производственную площадь, а также решить вопрос о возможности ее аренды или стр-ва в перспективном плане. Плановые решения, связанные с производственными сооружениями и технологическим оборудованием необходимо связывать с оценкой будущего спроса.

Планирование развития потенциала предприятия.

Для того чтобы фирма могла устанавливать собственный долгосрочный конкурентный цикл развития, она должна расти быстрее, чем повышается потенциал ее основных конкурентов.

ПП – это совокупность показателей, факторов, характеризующих цели предприятия, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другое, кот. могут быть использованы в экономической дея-сти

Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее. влияние не только на конечный результат его деят-сти, но и на пределы экономического роста и структурного развития.

Выбор стратегии развития ПП зависит от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых товаров и услуг, существующего положения на рынке предстоящих целей.

В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу ПП делятся на 2 категории: материальные и людские и 4 основных вида: земля, труд, капитал и предпринимательские способности.

Земля – природные ресурсы, объединяющие все вещественные факторы, которые природа предоставляет в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды и воздуха.

Труд – трудовые ресурсы, совокупность умственных и физических способностей человек для пр-ва материальных благ (количество трудоспособных работников, уровень их проффесиональной подготовки, трудовой отдачей персонала и другими показателями.

Капитал – инвестиционные ресурсы, характеризуют весь запас накопленных материальных средств, (оборудование, оснастка, инструменты, сырье и материалы.), участвующих в процессе изготовления товаров и услуг. Деньги сами по себе не производят продукции, поэтому к капитальным ресурсам не относятся

Предпринимательские способности – проявляются в умении открыть свое дело, организовать новые проекты, рационально использовать экономические ресурсы.

В соответствии с основными категориями ресурсов существуют лишь 2 фактора производства- природа и человек, остальные два( капитал и организация) есть результаты работы человека осуществляемой с помощью природы.

Планирование развития произ. потенциала включает следующие этапы:

1) Оценка структуры, динамики и эффективности использования ресурсов предприятия, его положения на рынке.

2) Определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом

3) Анализ имеющихся производственных резервов и потерь ресурсов на предприятии.

4) Выбор основных стратегий и тактик развития ПП.

5) Планирование развития ПП с учетом выбранных целей и имеющихся ограничений.

6) Реализация запланированных мероприятия, обеспечивающих экономический рост и развитие ПП.

Совокупный потенциал любой организации складывается из отдельных потенциалов: трудового, экономического, организационного, научно-технического, производственного, предпринимательского и финансового.

Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности. Он ограничен умственными и физическими способностями, интеллектуальными качествами и другими личными характеристиками человека. К основным компонентам трудового потенциала относятся:

- здоровье (характеризуется рядом параметров требующих специального анализа) – это состояние полного физического и социального благополучия

- благополучие (состояние ума, характеризующееся психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями человека и теми требованиями и возможностями, которые предлагает ему окружающая среда)

- образование (важнейший фактор роста, эффективности производства и национального богатства)

- нравственность – важнейший показатель трудовых обязательств

- проффесионализм – важное качество рабочей силы

- творчество – внутренние способности человека позволяющие увеличивать его трудовой потенциал.

Основой развития трудового потенциала является совершенствование заложенных природой человеческих способностей, в процессе трудовой деятельности потенциал человека непрерывно развивается на предприятиях действует повышение квалификационного потенциала, расходуются средства на поддержание здоровья, создание безопасных условий труда, развития творчества.

Экономический потенциал представляет собой состав его ресурсов ( трудовых, матрер-ых,финан-ых) , имеющихся в распоряжении организации для производства запланированных работ и услуг.

Состояние экономического потенциала характеризуют следующие факторы:

1)Объем и качество производственных ресурсов, численность ППП, состав ППР, величина оборотных средств и запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензий, технологии и информации

2) Способности в проффесиональной деятельности во всех сферах производства и уровнях управления.

3) Финансовое состояние предприятия, уровень платежеспособности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности

4) Состояние научной, творческой, инновационной деятельности, способность к обновлению пр-ва и смене действующей технологии.

5) Информационное обеспечение маркетинговой, производственной и финансовой деятельности, качества используемой информации, ее обоснованности и достоверности

В зарубежной практике применяется система индикаторов, с помощью которых дается сравнительная оценка ПП различных фирм и национальной экономики в целом. Индикатор -сов-сть важнейших харак-ик объекта, позволяющих в формализованном виде описать состояние их осн. параметров, выбрать оптимальные варианты функционирования в различное время и наметить наилучш. способы развития в будущем.

К основным индикаторам используемым при планировании развития ПП относятся: динамика нац. экономики ( экон. потенциал пред-ия), производственная мощность предприятия, финансовое состояние, трудовой потенциал, престиж предприятия, обеспеченность производственными ресурсами, ориентация на внешний рынок, инновационный (творческий) потенциал, общественная стабильность. Каждый из этих индикаторов состоим из множества единичных показателей, поэтому при планировании потенциала возникает сложная задача при отборе наиболее значимых показателей для оценки каждого из факторов.

На отечественных предприятиях планирование развития технического потенциала проводится по следующим основным направлениям:

- разработка конкурентной продукции

- внедрение прогрессивных технологий

- совершенствование организации производства

- автоматизация производственных процессов

- создание новых подразделений

- реконструкция действующего производства

- снижение расхода производственных ресурсов

- совершенствование управления предприятием

- повышение проффесионализма персонала

- рост производственной мощности

- оптимизация условий труда

- стандартизация и унификация продукции.

Планирование потребности трудовых ресурсов.

ТР(как эконом.категория) – совокупность трудоспособного населения, потенциально готового участвовать в пр-ве материальных ценностей и оказании услуг на рынке труда. Они включают в себя все работоспособное, экономически активное население реального, отраслевого или иного уровня (страна, рынок, отрасль, промышленный комплекс и др.). В РФ в соответствии с законом трудоспособный возраст начинается с 16 лет и заканчивается для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет. Для отдельных категорий работников предусмотрено снижение границы пенсионного возраста на 5-10 лет. Состав ТР региона характеризуется количественными (отражают численность трудоспособного населения по полу, возрасту региона) и качественными (по уровню проф. образования, квалификационному составу, производственному опыту и др.) показателями. Соотношение ТР по отдельным категориям определяют соответствующие пок-ли (по составу и структуре). Для анализа возрастной структуры ТР выделяют 4 группы: 1. молодежь (16-29 лет); 2. средний возраст (30-49); 3. предпенсионный (50-55 или 60); 4. пенсионный (более 55 или 60). Основой для определения характеристик ТР служат следующие исходные данные: 1. общая численность населения; 2. средняя продолжительность жизни; 3. доля трудоспособного населения; 4. среднее кол-во отработанных часов; 5. основные показатели трудозатрат; 6. уровень квалификации рабочей силы.

Числ-сть населения явл-ся общим показателем людских ресурсов и служит основой для расчета кол-ва труд.ресурсов. Из общей численности людей трудоспособного возраста вычитают обучающихся и нетрудоспособных. Численность трудоспособного населения обычно устанавливают по результатам очередной переписи с последующей корректировкой полученных результатов. По переписи 2002 года численность населения РФ – 145 млн. чел., трудоспособного населения – 72 млн. чел., неработающих – 8 млн. чел. За последние 20 лет доля трудоспособного населения сократилась с 60% до 49,6%. Изменение численности населения происходит под влиянием естественного прироста и миграции. Естественный прирост: превышение рождаемости над смертностью. Миграция – механическое перемещение ТР по экономическим регионам. Абсолютный прирост ТРопр-ся их разностью на начало и конец планируемого периода с учетом динамики миграции населения. Важной характеристикой состояния труд.рсурсов и их динамика служит пока-ли рождаемости, смертности и естес.прироста. Соотношением факт.их зеачений к среднегодов.кол-ву населения. Темп прироста ТР характеризуется отношением абсолютного прироста к численности на начало (конец) периода.

Прогнозирование численности ТР имеет важное социально-экономическое значение. Эти расчеты позволяют выявить ожидаемые изменения численности, оценить демографическую ситуацию, определить кол-во ТР, выявить их профессиональный уровень. При этом используют 2 основных метода: 1. экстраполяция – для составления краткосрочных прогнозов развития ТР на основе сопоставления пок-лей численности и темпов роста за предыдущий период. Кол-во ТР на прогнозный период опр-ся произведением их численности за предыдущий период на среднегодовой коэф-т прироста населения. 2. метод передвижения возрастов – применяют при планировании перспективной численности ТР. Прогнозное кол-во населения находится умножением его численности по переписи на соответствующий возрастной коэффициент, устанавливаемый через годичный интервал. Сначала определяется численность ТР на конец планового года, а затем на основе статистических данных о движении населения корректируется на прогнозный период. Для более точного прогнозирования численности ТР может быть применена система балансовых расчетов, включая сводные балансы рабочих мест и ТР, межотраслевые (региональные) балансы затрат труда и времени работы, расчетные балансы дополнительной потребности рабочих и специалистов.

В процессе перспективного планирования персонала на ряду с анализом будущей потребности следуте разрабатывать прогноз наличия кадров по кажд. категории. Потребность пред-ия в ТР по категорям можно удовлетворить путем внутрифирменного перемещения, либо наймом новых работников. Движение персонала из одной категории в другую может потребовать составление плана их переподготовки в кот.указывают какое обучение требуется или желательно в будущем для отд.категорий.

При использовании уточненных методов прогнозирования ТР на предстоящий период необходимо более полно учитывать: 1. динамику спроса и предложения на выпускаемую продукцию; 2. изменение структуры раб. мест и трудовых ресурсов; 3. демографическое состояние и масштабы миграции населения; 4. показатели занятости работников и ПТ (произв-ти труда); 5. характеристики профессионально-квалификационного состояния ТР на соответствующем уровне. В процессе перспективного планирования ТР на ряду с анализом будущей потребности следует разрабатывать и прогноз наличия кадров по каждой категории. Подготовка этих прогнозов связана с необходимостью определения текущей численности в каждой группе работников и последующей оценкой их движения. Потребность предприятия в кадрах можно удовлетворить за счет внутрифирменного перемещения, либо найма новых работников. Планируемые пок-ли потребности в разнообразных экономических ресурсах служат основой для определения необходимых инвестиций по каждому предприятию.

Планирование рентабельности пр-ва

Для экономической оценки рез-тов хоз. деят-ти используют разные пок-ли рентабельности, характеризующие эффективность, степень прибыльности, уровень доходности, соотношение доходов на 1цу затрат, соотношение рез-та к затратам.

На отеч. пр-ях рентабельность выражают в 2х пок-лях – отдельного изделия и всего пр-ва.

Пок-ли рентпбельности:

· рентабельность ОПФ

· общая

· расчетная

· продаж

· капитала

· активов

· пок-ли доходности и прибыльности.

Финансовый пок-ль – коэф. покрытия и абсолютной ликвидности.

Планирование и финансирование капитальных вложений.

Стратегическое планирование развития предприятия предусматривает обоснование необходимых кап. вложений, инвестиций на осуществление предстоящих проектов. В их состав входят денежные ресурсы (инвестиционные средства), связанные с приобретением, содержанием, расширением ОПФ, нематериальных активов, оборотных средств и других видов собственности предприятия.

Инвестиции на предприятиях планируются на осуществление след. проектов: 1. выполнении научно-исследовательских, экспериментальных, конструкторских, технологических и организационных работ; 2. приобретение, демонтаж, доставка, монтаж, наладка и освоение технологического оборудования и оснащение производственного процесса; 3. Освоение пр-ва, продукции, доработка опытных образцов, изготовление макетов и моделей, проектирование предметов и средств труда; 4. стр-во и реконструкция зданий и сооружений, создание (аренда) площадей и раб. мест, освоение пр-ва продукции, изготовление макетов и моделей, опытных образцов, проектирование предметов и средств труда; 5. пополнение норматива ОборС, вызванное внедрением проектируемых процессов; 6. предотвращение отрицательных социальных, экологических и др. последствий, вызванных внедрением предлагаемого проекта.

Инвестиционные проекты м.б. использованы для оценки разнообразных финансовых последствий, альтернативных средств, ресурсов, условий внутренней и внешней среды. Они м.б. применены в долгосрочном планирование таких показателей в ПХД, как доход на инвестиционный капитал, дивиденды на акцию, прибыль на ед. реализованной продукции, доля продаж на рынке и др. Основными источниками инвестиций служат: - собственные доходы предприятия, - привлеченные капиталы учредителей и акционеров, - целевое финансирование из федеральных и региональных фондов, - кредиты коммерческих банков, - эмиссия ценных бумаг, - спонсорские и др. виды взносов.

Сущность сетевого планирования.

СетП – одна из форм граф. отражения содержания работ и продолжительности вып-я планов и долгосрочных комплектов проектных, организационных и др.видов деят-ти предпр. Сет.планы работ сод-т не только общую длительность всего комплекса деят-ти, но и продолжительность и последовательность осущ-я отд.этапов, а также потребность необходимых экономических ресурсов. СетП представляет собой графическое изображение определенного комплекса выполняемых работ, отраж.их логическую последовательность, существующую взаимосвязь и планируемую прод-ть и обеспечивающую последующую оптимизацию разработанного графика на основе ЭММ и комп. техники с целью его исп-я для текущего упр-я ходом работ.

Сетевая модель – ориентированный график, представляющий множество соединенных между собой элементов для писания зависимости отдельных работ и этапов предстоящих проектов. СетП м. успешно применять в след. сферах деят-ти:

- Вып-е маркетинговых исследований;

- Проведение НИР;

- Осущ.орг.-технологических проектов;

- Освоение опытного и серийного пр-ва прод-ции;

- Строительство и модернизация оборудования;

- Разработка бизнес-планов пр-ва;

- Подготовка и расстановка разл.категорий персонала;

- Упр-е инновационной деятельностью и др.

Применение СетП в соврем.пр-ве способствует решению след.задач:

- Обоснованию выбирать цели развития кажд.подразделения с учетом существующих рыночных требований и планируемых результатов;

- Четко устанавливать детальные задания всем подразделениями на основе их увязки с единой стратегической целью;

- Привлекать к составлению планов будущих непосредственных исполнителей работ, им.производственный опыт и высокую квалификацию;

- Более эф-но распределять и рационально исп-ть имеющиеся ограниченные ресурсы;

- Осущ-ть прогнозирование хода вып-я осн. этапов работ, своевременно применять необх.плановые и управленческие решения по корректировке планов;

- Проводить многовариантный экон.анализ различных методов и путей вып-я работы;

- Производить необх. корректировку планов с учетом изменения внешнего окружения, внутр. среды и др.условий:

- Исп-ть для обработки больших массивов инф-цию, выполнения текущих расчетов и построение моделей соврем. компьютерами;

- Оперативно получать необх. плановые данные о фактическом состоянии хода работ, издержках и рез-тов производства;

- Обеспечивать в процессе планир-я взаимод-я долгосрочной общей стратегии с краткосрочными конкретными целями предприятия.

Основным плановым документом в системе СетП явл.сетевой график (сеть), представляющий информ-динамическую модель, отражающую все логические взаимосвязи и рез-ты работы необходимые для достижения конечной цели. В сети с необходимой степенью детализации изображают какие работы, в какой последовательности и за какое время предстоит выполнить, чтобы обеспечить окончание всех работ не позже заданного периода.

Граф – условная схема, сост.из задан.точек (вершин), соединенных между собой определенной системой линий. Отрезки, соединяющие вершины, называются ребрами (дугами) графа. Ориентированным считают такой граф, на котор. Стрелками указаны направления всех его ребер.

Основные элементы сетевого плана.

К основным понятиям сети относят:

Путь – последовательность ребер, когда конец каждого предыдущего отрезка совпадает с началом следующего;

Контур – замкнутый путь, у которого начальная вершина совпадает с конечной;

Сет.график – это ориентированный граф без контуров, ребра которого им.числовую характеристику. На этом графике ребрами считаются работы, а вершинами – события.

Работами называют любые произв.процессы или иные действия,, приводящие к достижению определенных рез-тов (событий). Работой можно считать и возможные ожидания (время естеств.процессов)
Кроме действит.работ и работ-ожиданий существуют фиктивные работы под которыми понимают логич.взаимосвязь между событиями не требующую затрат времени. На графике фиктивная работа изображается пунктирной линией.

События - конечный рез-т предшествующей работы, оно фиксирует факт вып-я работы конкретизирует процесс планирования исключает возможность различного толкования итогов вып-я работ. В отличие от работы имеющей прод-ть во времени событие представляет лишь момент свершения планируемого действия.

События бывают начальные(исходные), конечные (завершающие), простые, сложные, промежуточные, предшествующие, текущие, последующие и др.

Во всех сетевых графиках важным показателем явл.путь, опред.последовательность работ и событий, в которых конечный результат или процесс одной стадии совпадает с начальным показателем следующей за ней стадии. На любом графике различают след.виды путей:

- Полный путь – от нач.события до конечного.

- Путь предшествующий данному событию – от нач. до данного.

- Путь следующий за данным событием.

- Путь между событиями.

- Критический путь – полный путь максимальной прод-ти.

Сетевые модели м.б.весьма разнообразны:

1. по организационной структуре:

§ внутрифирменный;

§ отраслевые;

2. по назначению:

§ единичного действия;

§ постоянного действия;

3. по используемым нормативным данным и средствам обработки инф-ции:

§ детерминированный, вкл. все работы проекта с заранее определенной продолжительностью, взаимосвязью и требованиями к ожид.рез-там.

§ Вероятностные, в которых многие процессы носят случайный характер;

§ Смешанный.

4. по видам цели:

§ одноцелевые;

§ многоцелевые.

Наши рекомендации