Предмет и методы правового регулирования муниципального права РФ

Предмет муниципального права охватывает различные по своему содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др., в которых их обязательным субъектом выступает либо население муниципального образования, либо орган (должностное лицо) местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями.

Необходимо отметить, что предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права потому, что органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника (сдача в аренду, отчуждение и т.п.) в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Методы МП:

а) императивный - преобладание предписаний в системе способов взаимодействия на муниципально- правовые отношения, в которых поведение субъектов строится на прямом подчинении, субординации;

б) диспозитивный - заимствованный из сферы честного права, представляет участникам МПО право выбирать модель поведения в зависимости от конкретных обстоятельств;

в) метод гарантий- гос-во не только признает МСУ, но и представляет МСУ право на судебную защиту, а так же систему организационных (не входят в Организацию Государственной Власти), экономических (самостоятельное управление местным бюджетом), финансовых (самостоятельное формирование бюджета), что позволяет самостоятельно осуществлять МСУ и эффективно выполнять возложенные на него задачи.

________________________4.Муниципальное право как отрасль права России (система, источники). Соотношение норм муниципального права с нормами других отраслей права.

Муниципальное право представляет собой обособившуюся внутри системы российского права совокупность Муниципальных правовых норм. Закрепляет и регулирует общественные отношения, связанные с организацией МСУ, выполнением отдельных государственных полномочий, взаимодействие с органами государственной власти, защита прав МСУ, решение вопросов местного значения через население и Органов МСУ. МП является комплексной отраслью права, сочетающая в себе признаки публично-правовых и частноправовых отраслей права. Комплексный характер обусловлен тем, что МП регулируются нормами других отраслей права, КоАП (АП), КП, ГК, ЗП, ЭП. МП тесно связанно с КП, т.к. закрепляет основные принципы формирования МСУ, волеизъявление граждан, основы МСУ. Как известно, являясь ведущей отраслью права, конституционное право представляет собой фундамент для всей правовой системы, в том числе и для муниципального права. Конституция РФ содержит нормы-принципы, заключающие в себе главные характеристики местного самоуправления, которые составляют «статический» правовой образ местного самоуправления. Эти характеристики, будучи нормами конституционного права, входят и в предмет муниципального права, многие из них раскрываются и детализируются именно в муниципальном праве. Вместе с тем, - так сложилось исторически - некоторые нормы-принципы, определяющие важнейшие параметры муниципального права, одновременно входят и в состав других отраслей права, и именно этими отраслями конкретизируются и развиваются. В самом деле, трудно представить себе местное самоуправление без муниципальной собственности или без самостоятельного утверждения и исполнения местного бюджета. И эти институты закрепляются вслед за Конституцией муниципальным правом, определяя экономический каркас местного самоуправления. Но подробно регулируют и опосредствуют общественные отношения, связанные с муниципальной собственностью и местными бюджетами, гражданское и финансово-бюджетное право. То же и с другими отраслями права, некоторые из которых, как, например, избирательное право, по крайней мере предположительно, отраслью права в общепринятом смысле не является, а представляет собой относительно самостоятельную подотрасль конституционного права.

Система МП как отрасли права:

а) МСУ в системе народовластия,

б) формы организации власти на местном уровне,

в) основы МСУ,

г) компетенцию МСУ,

д) гарантии МСУ,

е) ответственность ОМСУ,

ж) контроль и надзор за деятельностью ОМСУ.

Источники:

а) международные акты (Европейская хартия МСУ, конвенция о гражданско-политических правах, международные договора, декларация о принципах МСУ.

Основной НПА Хартия, принятая советом Европы).

б) федеральные НПА( КРФ, более 20 статей о МСУ, глава 8, федеральное зак-во, указы Президента, постановления правительства).

в) законодательные НПА субъектов РФ (формируют собственную законодательную базу в области МСУ).

г) муниципальные правовые акты или локальные (устав, решения представит органа).

________________________

Наши рекомендации