Тема 2. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

Семинарские занятия № 2-5

1.Особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях.

2.Формы ведения учета.

3.Учет хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями.

1.При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также нормами документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:

- Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 N 86-ФЗ);

- Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000 N 31н);

- положений по бухгалтерскому учету;

- Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 07.05.2003 N 38н);

- Налогового кодекса РФ и др.

Специфика ведения малыми предприятиями предпринимательской деятельности (небольшие численность работников, объемы производственных, торговых операций) обусловливает особенности организации и ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители этих организаций, которые должны создать необходимые условия для правильной и рациональной постановки бухгалтерского учета.

Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы может:

а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер малого предприятия назначается и освобождается от должности на основании приказа его руководителя и подчиняется непосредственно ему. Руководитель бухгалтерской службы несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и применяемые методики ведения учета, своевременное составление и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в контролирующие организации в соответствии с законодательством. Выполнение требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций, их представлению в бухгалтерию, организации контроля правильности представления в них данных, а также формированию другой необходимой для целей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности информации в заданные сроки является обязанностью всех работников организации.

Если на малом предприятии штатным расписанием не предусмотрена должность кассира, то главный бухгалтер имеет возможность совмещать эти обязанности на основании приказа руководителя организации.

Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 144н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету "

"Узаконенный" кассовый метод для малых предприятий

Теперь в ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" прямо предусмотрено, что доходы и расходы малые предприятия могут считать по кассовому методу. То есть по мере поступления и расходования денег , причем неважно, перешло ли к покупателю право собственности на товар (принял ли заказчик работы) или нет. Расходы тоже можно учитывать после погашения задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) .

Правда, нельзя сказать, что это такое уж нововведение. У малых предприятий и раньше была возможность применения кассового метода в бухучете. Она закреплена в рекомендациях Минфина 1998 г. Но в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, появившихся год спустя, до недавнего времени о применении кассового метода малыми предприятиями не было ни слова. Поэтому некоторые бухгалтеры опасались руководствоваться минфиновскими рекомендациями и вели бухучет как все - по методу начисления. Теперь же можно не бояться применять кассовый метод в бухучете.

Однако кассовый метод удобен лишь применяющим упрощенку либо тем, кто платит ЕСХН. Поскольку они и в налоговом учете доходы и расходы всегда считают так же Тема 2. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях - student2.ru Тема 2. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях - student2.ru . Плательщикам налога на прибыль "бухучетный" кассовый метод интересен, только если и в налоговом учете они тоже выбрали кассовый метод. А это большая редкость.

Плательщикам ЕНВД (не совмещающим вмененку с упрощенкой) кассовый метод бухучета не очень удобен. Во-первых, у него свои особенности, к которым надо привыкнуть. И во-вторых, при переходе на общий режим налогообложения и уплату налога на прибыль придется перестраиваться. А это сложно.

Другое дело - если вы совмещаете ЕНВД с упрощенкой. В такой ситуации кассовый метод в бухучете может быть вполне приемлем.

ВЫВОД

Применение кассового метода бухучета малыми предприятиями полностью узаконено, но пользоваться им выгодно только упрощенцам и плательщикам ЕСХН.

"Бухучетные освобождения" для малых предприятий

Минфиновские изменения избавляют малые предприятия от применения некоторых специфичных ПБУ. Это приятно. Правда, большинство небольших организаций и так не обращали внимания на некоторые из них. Зато теперь они смогут это делать на вполне законных основаниях.

(+) Теперь малые предприятия могут не применять:

- ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда";

- ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" 10>.

(+) Малые предприятия могут учитывать все проценты по займам и кредитам как прочие расходы, даже если заем связан с приобретением инвестиционного актива. Проценты без разбору можно списывать в дебет счета 91-2 .

(+) Малым предприятиям теперь не обязательно переоценивать финансовые вложения. Их можно отражать в учете и отчетности по первоначальной стоимости .

(+) Малые предприятия могут воспользоваться упрощенным порядком исправления существенных ошибок отчетного года, выявленных после утверждения отчетности за него. Их можно исправить днем выявления. А прибыль или убыток, появившиеся при исправлении, надо отразить в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (то есть на счете 91 "Прочие доходы и расходы"). Сложный ретроспективный пересчет после этого делать не нужно .

(+) Малые предприятия могут не отражать ретроспективно последствия изменения учетной политики, даже если эти изменения существенные .

Примечание. Напомним, что малые предприятия по-прежнему могут:

- не применять ПБУ 18/02 . Малые предприятия - плательщики налога на прибыль могут начислять его в бухучете по данным декларации;

- не отражать условные факты хозяйственной деятельности ;

- не раскрывать информацию о связанных сторонах (на такое освобождение вы не имеете права, если ваша организация - ОАО либо если она добровольно публикует отчетность полностью или частично);

- не представлять информацию по сегментам . Кстати, по правилам нового ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" (вступает в силу с отчетности за 2011 г. ) информацию о сегментах в пояснениях к отчетности должны раскрывать только эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. А остальные организации (как малые, так и средние и крупные) могут делать это по желанию.

Кроме того, для малых предприятий предусмотрена возможность составления отчетности в упрощенном виде. При составлении отчетности за 2010 г. малым предприятиям (не обязанным проводить аудиторскую проверку) можно не представлять пояснительную записку и формы N 3 "Отчет об изменениях капитала", N 4 "Отчет о движении денежных средств" и N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" Тема 2. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях - student2.ru .

Начиная с отчетности за 2011 г. в приложениях к балансу можно приводить только наиболее важную информацию Тема 2. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях - student2.ru . Если же вы посчитаете, что у вас нет никакой важной информации, то можно вообще не сдавать приложения. И тот факт, обязаны вы проводить аудиторскую проверку или нет, никакого значения иметь уже не будет.

***

Упрощая бухучет на малом предприятии, важно добиться равновесия между интересами руководства, участников и вашими трудозатратами. Если вы решите воспользоваться каким-либо послаблением, лучше отразить это в своей учетной политике.

2.Формы ведения бухгалтерского учета на малом предприятии


Совокупность учетных регистров, используемых организацией для отражения хозяйственных операций, образует форму бухгалтерского учета.
Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.
Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров, предназначенных для группировки и обобщения информации, отражаемой на счетах.
Грамотно построенная система учетных регистров позволяет:

· аккумулировать всю необходимую информацию;

· группировать информацию в необходимых синтетических и аналитических разрезах;

· обеспечивать удобство пользования учетным регистром;

· обеспечивать рациональное отражение операций в учетных регистрах (простота заполнения, отсутствие излишнего дублирования информации и т. д.). Данное условие особенно важно в условиях ручной обработки информации, что характерно для организаций малого бизнеса.

Правильный выбор формы бухгалтерского учета является одним из необходимых условий эффективной организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта.

На малых предприятиях можно применять следующие формы бухгалтерского учета.

1. Упрощенную форму бухгалтерского учета, которую можно вести:

· по простой форме бухгалтерского учета, предусмотренную Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64н (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

· по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета, предусмотренную Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. приказом Минфина России от 21.12.98 № 64 н).

2. Мемориально-ордерную форму.
3. Единую журнально-ордерную форму.
4. Журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций.
5. Автоматизированную форму.
6. Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Книга учета доходов и расходов; утв. приказом МНС России от 28.10.02 № БГ-3-22/606). Данная форма может применяться только организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2. "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

УПРОЩЕННАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (не более ста в месяц), рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета, предусмотренной Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 21 декабря 1998 года № 64 н.
Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового Плана счетов составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам.

Наши рекомендации