Менеджмент в сфере культур

Поскольку большинство услуг некоммерческих орга­низаций культуры относится к общественным благам, такие организации не могут находиться на самофинанси­ровании и требуют применения фандрейзинга.

Добровольчество. Ограниченность ресурсов произво­дителей общественных благ определяет специфику трудо­вых отношений в этой области. Большое значение приоб­ретает добровольчество — система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулиро­вания и преследующая социальцые, благотворительные и иные общественно-полезные цели. Важную роль добро­вольчество играет в сфере культуры.

В учреждениях культуры труд волонтеров обычно сво­дится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т. д.

Теория«невыполненного контракта».В ряде случаев социальный маркетинг, фандрейзинг и добровольчество могут быть использованы производителями в ущерб потре­бителям из-за отрицательных последствий информацион­ной асимметрии. На это указывают И. Илман и Г. Ханс-манн в теории «невыполненного контракта» [Ellman L, 1992; Hansmann H., 1990].

Согласно данной теории, в ряде случаев рыночный механизм не обеспечивает эффективного контроля за дея­тельностью производителей, в связи с чем последние мо­гут намеренно завышать цену при низком качестве про­дукции, что приводит к ухудшению благосостояния кли­ента. Таким образом, со стороны производителя может иметь место нарушение обычных контрактных обяза­тельств, что Хансманн называет «невыполненным кон­трактом» [Hansmann, 1987. Р. 35].

Хансманн полагает, что потребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими орга­низациями. Некоммерческие структуры законодательно ограничены в возможностях внутреннего распределения Доходов между работниками и должны направлять полу­ченные средства на развитие основной деятельности орга­низации, что контролируется со стороны общества. Ханс­манн подчеркивает, что «преимуществом некоммерческих производителей является то, что рыночный контроль в них подкрепляется дополнительной защитой потребителя Другим, более сильным «контрактом» — официальным

• СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

обязательством организации перед обществом направлять все свои доходы на развитие некоммерческой деятельно­сти» [Hansmann, 1994. Р. 20].

Это обязательство реализуется на практике с помо­щью законодательного ограничения на распределение до­ходов некоммерческих организаций среди учредителей,, управленческого корпуса и персонала. Согласно Граж­данскому кодексу РФ и закону РФ «О некоммерческих организациях», доходы некоммерческих организаций дол­жны направляться на развитие их основной уставной дея­тельности. В случае использования доходов на иные цели, они подлежат обложению налогом на прибыль, как и для коммерческих предприятий. Кроме того, в такой ситуа­ции некоммерческая организация рискует потерять свой юридический статус и может быть преобразована в ком­мерческую организацию.

В сфере культуры некоммерческие организации так­же ограничены в возможностях использования доходов на цели, отличные от целей развития организации. Кроме того, в российской сфере культуры законодательное ог­раничение на распределение прибыли дополняется в боль­шинстве случаев контролем со стороны государства. Оте­чественные некоммерческие организации культуры дей­ствуют чаще всего в организационно-правовой форме государственного учреждения. Учреждения культуры владеют имуществом на праве оперативного управления и финансируются полностью или частично из государ­ственного бюджета. В силу того, что имущество госу­дарственных учреждений культуры является собствен­ностью государства, все доходы от этой собственности рассматриваются как доходы государственного бюдже­та, и распределение учреждениями культуры получен­ных доходов должно согласовываться с органами госу­дарственной власти.

В результате, учреждения культуры предпочитают юридически разграничивать некоммерческую и предпри­нимательскую деятельность. Подобное разделение деятель-] ности достигается двумя способами.

Первый — для ведения предпринимательской деятель-: ности при учреждении культуры создается отдельное пред­приятие, контрольный пакет акций которого принадле-1 жит учреждению культуры.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЬ*

Второй — учреждение культуры предоставляет свои площади, торговые марки я другие права компаниям, занимающимся коммерческой деятельностью, а те, в свою очередь, отчисляют от полученной прибыли определен­ный процент.

В качестве примера разделения коммерческой и не­коммерческой деятельности в учреждении культуры мож­но привести опыт Государственного Эрмитажа. В 1990-е гг. на территории музея было создано коммерческое пред­приятие «ЭСП», объединяющее сувенирные и книжные магазины, кафе и буфет для сотрудников. По договору с Эрмитажем стал работать банк «Петровский», наделен­ный правом проводить валютно-обменные операции на территории музея и обязанный перечислять на счет Эр­митажа 50% прибыли, полученной от этой деятельности. Кроме того, музей приобрел контрольный пакет акций транспортной компании «Хэпри», осуществляющей мон­таж, упаковку и транспортировку материалов, в том чис­ле и музейных экспонатов.

Теория «контроля стейкхолдеров». На общественный контроль, или «контроль стейкхолдеров», как главную особенность менеджмента некоммерческих организаций, указывают также А. Бен-Hep, Б. Гун и Т. ван Хомиссен, И. Фама и М. Дженсен [Ben-Ner A., Gui В., Van Hoomis-sen Т., 1993; Fama E., Jensen M., 1993].

Данный контроль, по их мнению, «содействует дове­рию организации, определяет социальную значимость ее работы и необходимость ее финансирования» [Ben-Ner A. & Gui В., 1993. Р. 67]. Социальная значимость, или соци­альный эффект, отражает результаты деятельности не­коммерческой организации, не связанные с получением материальных выгод, а направленные на рост благосостоя­ния общества.

Менеджмент некоммерческих организаций культуры также опирается на контроль со стороны стейкхолдеров. В качестве стейкхолдеров могут выступать благотворите­ли, фонды, профсоюзы и т. д. В большинстве случаев кон­трольные функции стейкхолдеров реализуются через по­печительские советы в некоммерческих организациях культуры.

Среди функций попечительского совета в учреждении культуры наиболее важными являются управленческие,

Наши рекомендации