Анализ результатов исследования 3 страница

Следующее практическое задание поможет вам четко определить ваш целевой рынок, что в свою очередь даст возможность отшлифовать стратегию вашего бизнеса с тем, чтобы потребители предпочли иметь дело с вами, а не с вашими конкурентами. Не полагайтесь на всякие предположения о ваших клиентах.

Ничто не заменит прямого общения с ними. Только так вы сможете узнать об их потребностях из первых рук.

Правило 80/20

Исследования показали, что прибыльность бизнеса обеспечивается небольшой частью клиентов. Этот эффект известен под названием правила 80/20, которое означает, что на 80% любой бизнес зависит от 20% клиентов.

Последние исследования западного бизнеса выявили тенденцию среди предпринимателей недооценивать значение уже существующих клиентов и стремление к приобретению новых или к получению максимальной прибыли от мелких клиентов. Такая переориентировка может подорвать сложившиеся взаимоот­ношения с постоянными клиентами. Правильное понимание правила 80/20 поможет вам с должным вниманием относиться к удовлетворению потребностей ваших постоянных потребителей и не давать им повода обращаться к вашим конкурентам.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Если вы уже знакомы с вашим целевым рынком, то вы сможете ответить на следующие вопросы:

Кто ваши потребители?

Пол

Возраст

Уровень доходов

Семейное положение

Образ жизни

Другие фирмы (государственные или частные, крупные или малые)

Зачем они делают покупки?

Для удовлетворения текущих потребностей

В подарок кому-то

Для себя в качестве предмета роскоши

В связи с экстренной ситуацией

Для досуга или как предмет увлечения

Чтобы продемонстрировать свои достаток или вкус

Какие блага получают ваши клиенты, приобретая ваши товары или услуги?

Работоспособность; Надежность; Изящество; Цвет; Цена; Качество; Удобство; Сервис

Когда ваши клиенты делают эти покупки?

Регулярно в течение всего года

Сезонно, с подъемами и спадами в вашей реализации

По особым случаям, праздникам или юбилеям

В определенное время дня

Как часто ваши клиенты делают такие покупки?

Редко - однажды или раз в 5 лет

Редко, но регулярно - раз в 2 года

Часто и регулярно

Часто, но не регулярно

Где ваши клиенты делают эти покупки?

Где им удобнее

Они готовы ехать куда-то, чтобы сделать эту покупку

У вас

У себя дома, т.е. с доставкой

Итак, можно ли сказать, что вы знаете вашего потребителя?

Исследования рынка не должны прекращаться

В главе 10 подчеркивается важность исследования рынка как непрерывного процесса. Искусство аналитика, с которым вы познакомились в этой главе, вам будет необходимо на протяжении всего жизненного цикла вашего бизнеса. Со временем вы овладеете этим мастерством, так как открыв свое дело, вы будете находиться в режиме постоянного общения со своими клиентами. Не упускайте возможности поговорить с вашими клиентами и узнать больше об их потребностях. Помните: они со временем меняются, и только вы можете постараться, чтобы ваше предприятие эти потребности удовлетворяло.

Глава 4: Оценка идеи вашего предприятия

«Вы должны быть специалистом в той области, в которой -U собираетесь работать. Найдите тех, кто занимается таким же бизнесом и посмотрите, чего они добились. Досконально изучите ваше дело и затем предельно внимательно и детально, с карандашом в руке, просчитайте все, ведь честные деньги с неба не падают. Сколько вам предстоит затратить - известно. Вы также можете прикинуть, сколько можно заработать. Таким образом, эти два листка бумаги дадут вам всю необходимую информацию, и вы поймете, есть ли смысл открывать бизнес. Этому я научился, когда создавал фирму. А сейчас, когда ко мне приходят со всякими предложениями, я всегда говорю: "Хорошо, давайте прикинем на бумаге. Слева - расход, справа - приход. Сразу видно, что прибыли не будет. Значит, нет смысла и заниматься этим."Леонид Макарон, генеральный директор СП "Пронто Москва", которое издает газету бесплатных объявлений "Из рук в руки."

В первой главе вам было предложено проанализировать, с какой целью вы открываете собственное дело. Какой бы она ни была, ваш бизнес должен обязательно выполнить одно условие: он должен быть прибыльным или хотя бы безубыточным. В противном случае, фирму придется закрыть.

Данная глава всецело посвящена первоначальной оценке рентабельности вашего бизнеса и расчетам величины стартового капитала. Нет никакого смысла что бы то ни было затевать, если по вашим расчетам прибыли не предвидится. Даже если получение прибыли не входит в ваши планы, вашему предприятию не выжить, если поступлений от него не хватает по крайней мере на покрытие текущих затрат.

Планирование доходов

Информация, собранная вами в ходе исследования рынка, является важной составляющей этих расчетов. Речь здесь идет о доходной части вашего бизнеса, то есть вероятном количестве клиентов, цене, которую они готовы заплатить, и других факторах, имеющих отношение к доходу, например, сезонной покупательной способности.

Реально оценить будущий доход - задача весьма непростая, ибо вам нужно будет прогнозировать поведение ваших потребителей. При этом их поведение не будет одинаковым: одни проявят осторожность и сделают покупку, только убедившись, что другие покупатели удовлетворены вашим товаром или услугами, другие рискнут первыми испытать на себе вашу продукцию.

Такая динамика поведения характерна для большинства видов предпринимательства, поэтому ее следует обязательно учитывать при планировании доходов вашего бизнеса. Возможно, на первых порах придется довольствоваться более низкими объемами реализации.

Как только начнется реализация, можно будет проверить, насколько точны оказались ваши прогнозы, и есть ли необходимость в корректировке на предстоящий период.

Некоторые предприниматели просто приступают к работе без каких-то предварительных расчетов, полагая, что если бизнес "не пойдет", то убытки будут в допустимых пределах. Анализируя идею своего бизнеса, вы прорабатываете все аспекты вашего предприятия, что помогает вам найти более простой и прибыльный путь к успеху на рынке.

Затраты, связанные с организацией предприятия и его функционированием

Для проведения расчетов рентабельности вы, конечно же, должны иметь ясное представление как о доходах, так и о затратах. Затраты делятся на три категории: первая относится к организационному периоду, а остальные две связаны с функционированием предприятия.

Организационные расходы

Это суммы, необходимые для разовых выплат в процессе организации бизнеса. То есть деньги, которые нужны для доведения идеи до первого рабочего дня вашего предприятия. Это расходы на закупку обору­дования, транспорт, реконструкцию помещений, регистрационный сбор, изготовление фирменных бланков и печати, а в отдельных случаях, может быть, приобретение нового магазина или партии товаров, необходимых для начала работы. Сюда также могут входить и суммы, которые потребуются для обеспечения работоспособности бизнеса на этапах его становления. Это оборотный капитал. Организационные издержки должны учитываться отдельно от текущих затрат, связанных с работой предприятия. Деньги, необходимые для создания бизнеса, принято именовать стартовым капиталом.

Постоянные расходы

Постоянные расходы есть на любом предприятии, независимо от объема производства. К ним относятся аренда помещений, заработная плата, отчисления в бюджет, страхование и административные расходы.

После того, как ваше предприятие начало свою деятельность, любое оборудование, приобретенное для обеспечения его работы, например, пишущая машинка, попадает в категорию постоянных затрат, которые также известны как накладные расходы.

Переменные расходы

Существуют затраты, которые напрямую связаны с объемом производства и реализации вашей продукции. Для производственных отраслей основной переменной составляющей является стоимость материалов и затраты труда для изготовления продукции. Для предприятий сферы обслуживания это скорее затраты предприятия по реализации товаров, скажем, через магазин, или же стоимость материалов и работы по обслуживанию клиентов. Они также называются прямыми расходами.

ПРАКТИЧЕСКОЕЗАДАНИЕ

В предыдущей главе мы рассматривали пример кафе, которое Ольга Кузнецова собирается открыть на железнодорожной станции. • В ходе проработки этой идеи Ольге предстоит произвести финансовые расчеты ее рентабельности.

Ниже приведен перечень расходов. Какие из них относятся к постоянным, переменным и организационным? Вы сможете убедиться, что зачастую границы между ними размыты:

Мебель. Чай. Реконструкция. Посуда. Электричество. Аренда. Патент. Официанты. Страховка. Зарплата Ольги.

Поиск информации о затратах

Информация о затратах должна быть достоверной. В противном случае ваши расчеты рентабельности окажутся неверными, и вместо прибыльного вы можете получить убыточное предприятие. Оптимальным решением является самостоятельный поиск информации.Нельзя рассчитывать на ориентировочные данные, хотя и они в определенной степени могут понадобиться. Вам надо изложить на бумаге все виды вашей деятельности и продумать все необходимые затраты. Не забудьте и административную, "бумажную" работу. Ее часто не принимают в расчет, а она может потребовать много времени. Не следует забывать также о таких вещах, как ваша зарплата, финансирование планов возможного расширения бизнеса, замены оборудования.

При прогнозировании организационных расходов лучше перестраховаться и заложить в смету чуть больше. Ибо если вдруг не хватит стартового капитала, предприятие может так и не открыться, в то время как излишек всегда пригодится для покрытия всяких непредвиденных расходов. Эти деньги необходимы потому, что трудно знать заранее, во что выльются организационные издержки.

Не упускайте возможности проконсультироваться у тех, кто уже создал свое предприятие и может дать вам полезный совет. В некоторых городах в России есть ассоциации для оказания помощи начинающим предпринимателям. Побывайте там и, может быть, получите дельные рекомендации.

"В начале я немного переоценил спрос, но уже через полгода мы освоили оборудование, и наш оборот пошел на поправку

"В начале я немного переоценил спрос, но, тем не менее, несмотря на все мои опасения, уже через полгода мы освоили оборудование, и наш оборот пошел на поправку. Это даже хорошо, что нас не завалили заказами сразу, и некоторое время мы работали в убыток, зато мы использовали это время для освоения технологии, а без этого мы могли бы понести серьезные потери.''

Константин Борцов, президент фирмы Пицца Риф", С-Петербург.

Как рассчитать прибыль

Понятие постоянных и переменных расходов служит для упрощения процедуры расчета рентабельности бизнеса. В этой главе мы будем излагать материал на следующем примере:

Предприниматель собирается создать малое предприятие по изготовлению оконных рам, которые он планирует продавать по $5 за штуку.

Для простоты будем считать, что у предприятия всего 2 статьи расходов: аренда $20 000 в год и закупки комплектующих материалов по цене $2.50 на одну раму/Предприниматель предполагает в первый год продать 16 000 рам и рассчитывает прибыль следующим образом:

……………………………………………………$...............................$.................................

Выручка от реализации (16 000 х $5)………80000

Аренда,………………………………………..20000

Материалы (1 б 000 х $2.50)…………………40000

Итого затрат……………………………………………………….60000

ПРИБЫЛЬ………………………………………………………….20000

Предприниматель делает вывод, что при таком раскладе идея перспективна. Теперь давайте посмотрим, что произойдет, если прибыль в первый год окажется ниже ожидаемой, и будет продано всего 50% расчетного объема реализации, т.е. 8 000 рам. Такое вполне может случиться с новыми предприятиями: например, появился какой-то конкурент, другие предприятия снизили цены, чтобы создать проблемы для этого нового бизнеса, или сам предприниматель завысил плановые показатели. Итак, если фактический объем реализации составил половину планового, какова же будет прибыль? Может быть $ 10 000?

Вернемся к цифрам:…………………………$...............$

Выручка от реализации (8 000 х $5)………………...40000

Аренда…………………………………….20000

Материалы (8 000 х $2.50)……………….20000

Итого затрат…………………………………………..40000

ПРИБЫЛЬ……………………………………………..0

Этот пример наглядно иллюстрирует необходимость разграничения между постоянными и переменными расходами. В данном случае сумма арендной платы остается неизменной, $20 000, независимо от показателей дохода предприятия. Затраты на материалы являются переменными и, стало быть, увязываются с объемом реализации, а значит, равны половине плановых. Поэтому, это предприятие получило нулевую прибыль.

Как в данных обстоятельствах должен поступить предприниматель, чтобы не упустить прибыли? Варианты следующие:

Повысить или сократить объем реализации.

Повысить или снизить цену.

Сократить постоянные издержки.

Этим подтверждается, насколько важно для предпринимателя уметь предвидеть поведение потребителя, чтобы принять правильное решение. Единственная переменная величина, которую можно оперативно изменить, это цена. Но если предприниматель повысит цену, заплатит ли покупатель ее или пойдет к конкуренту? А если цена будет понижена, то достаточной ли будет прибыль?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В соответствии со структурой затрат, представленной выше, определите величину прибыли или убытка в результате изменения цены:

Цена повышена до $5.50, и объем реализации

сократился до 6 400 рам.

Цена понижена до $4.50, объем реализации вырос "до 10 400 рам.

Целесообразно, прежде чем изменять цену, провести дополнительное исследование состояния рынка и постараться выяснить реакцию потребителя. Тогда, возможно, предприниматель примет решение понизить цену, ибо в таком случае предприятие имеет прибыль, хотя бы в сумме $800, но зато не убыток в таком же размере. Этот пример иллюстрирует, как важно постоянно быть в курсе потребностей ваших клиентов и предвидеть их поведение.

Предел безубыточности

В одном из наших примеров показана ситуация с нулевой прибылью (на пределе безубыточности), когда совокупный доход равен сумме постоянных и переменных затрат. Издержки на организацию бизнеса не входят в этот расчет, так как они не имеют отношения к текущей работе предприятия.

Существует несколько способов расчета предела безубыточности. В том числе графический и арифметический. Покажем их на примере предприятия, выпускающего оконные рамы.

Согласно расчетам владельца предприятия объем реализации в первый год должен составить 16 000 рам по цене $5 за штуку при себестоимости единицы продукции $2.50 и при единственном показателе постоянных издержек, арендной плате, равном $20 000.

Предел безубыточности можно рассчитать двумя путями:

Расчет при помощи графической модели:

Анализ результатов исследования 3 страница - student2.ru

1. Постоянные расходы - график - горизонтальная линия, так как независимо от объема реализации рам, затраты неизменны.

Анализ результатов исследования 3 страница - student2.ru

2. Переменные расходы- график - прямая линия, потому что издержки находятся в прямой пропорции к количеству проданных рам.

Анализ результатов исследования 3 страница - student2.ru

3. Совокупные затраты - сложением этих двух линий получаем сумму затрат; при этом линия совокупных затрат берет свое начало на ординате в точке $20 000, что соответствует показателю постоянных расходов.

Анализ результатов исследования 3 страница - student2.ru

4. Совокупная выручка от реализации - прямая, потому что выручка прямо пропорциональна количеству проданных рам.

Анализ результатов исследования 3 страница - student2.ru

5. Точка нулевой прибыли - совместите линии совокупной выручки и совокупных затрат (3 и 4), и предел безубыточности окажется в точке пересечения (при выручке $40 000 за 8 000 проданных рам).

При этом, если линия совокупной выручки проходит подлинней совокупных затрат, то предприятие терпит убытки, а если над ней, то это значит, что оно работает с прибылью.

Арифметический расчет

Его можно выполнить по следующей методике:

Предел безубыточности = Постоянные расходы (накладные расходы)

Продажная цена - Переменные расходы

Предел безубыточности = 20000

5 - 2.50 = 8 000 (штук)

Таким образом, предел безубыточности получается, когда реализация 8 000 рам по $5 дает доход в $40 000.

Есть еще один метод подсчета предела безубыточности:

Накладные расходы

Предел безубыточности = Накладные расходы

валовая маржа х 100,

где

валовая маржа = Валовая прибыль (прибыль без вычета накладных расходов)

Выручка от реализации х 100

В данном случае:

валовая маржа = $80 000 - $40 000 (себестоимость рам)

$80000 х 100 = 50%

$20 000

Предел безубыточности = $20000

50 х 100 = $40 000

И графический, и арифметический методы расчета точки нулевой прибыли, "мертвой точки", имеют свои плюсы. Благодаря второму методу яснее вырисовывается роль валовой маржи в покрытии постоянных расходов. График же наглядно демонстрирует важный аспект в организации нового предприятия: показатель постоянных расходов поднимает отметку, от которой берет начало линия переменных затрат, и поэтому, чем ниже постоянные расходы, тем ниже будет "мертвая точка" - точка нулевой прибыли.

Так что при планировании начала деятельности нового предприятия лучше, чтобы постоянные расходы были на минимальном уровне. Если доход предприятия ниже ожидаемого, то тогда во всяком случае отсутствует главное неудобство, связанное с тем, что весь доход пойдет на покрытие высоких постоянных расходов, в то время как его можно было бы направить на развитие бизнеса.

По истечении некоторого периода работы предприятия вы можете проанализировать его деятельность, причем сейчас вы уже будете оперировать фактическими показателями, как по затратам, так и по доходам, а не ориентировочными данными. Теперь уже можно, не особенно рискуя, увеличить постоянные расходы, будучи уверенным, что ваши доходы смогут их покрыть.

Анализ безубыточности также позволяет получить показатель степени риска, которую несет в себе ваша идея. Чем выше расположена точка нулевой прибыли, тем надежнее должна быть гарантия осуществления ваших прогнозов по объемам реализации, поэтому можно порекомендовать не допускать слишком высоких постоянных расходов на этапе становления бизнеса.

Составление сметы прибылей и убытков

Для оценки показателей финансово-хозяйственной деятельности существует расчет прибылей и убытков. В этом документе сосредоточены все показатели доходов и расходов, связанных с работой предприятия, которые представлены так, чтобы было легко рассчитать сумму прибыли или убытков от деятельности вашей фирмы. В одной из последующих глав мы расскажем о методах бухгалтерского учета и отчетности, которые используются при составлении этого документа.

Расчет прибылей и убытков может быть представлен в двух вариантах: отчет о прибылях и убытках и смета прибылей и убытков. Первый документ содержит данные за какой-то отчетный период, как правило за месяц или год. В этой же главе речь пойдет о втором, то есть о смете прибылей и убытков, которая представляет собой прогноз будущих показателей.

Прежде чем открывать дело, вам надо определить, как оно будет функционировать. Если возможны несколько вариантов, то нужно будет выбрать один. Для этого, возможно, потребуется проработать несколько смет прибылей и убытков с тем, чтобы выбрать оптимальный прогноз, который обещает наивысшую прибыль от вложенного капитала. Такой "вариантный" анализ может подсказать более эффективное решение или продемонстрировать несостоятельность первоначально избранного. Не обязательно сразу использовать весь стартовый капитал, лучше кое-что оставить "в резерве".

В конце концов владелец предприятия должен принять решение по стратегии развития бизнеса и выбрать наилучший вариант прогноза прибылей и убытков. Этот прогноз становится сметой прибылей и убытков, то есть основополагающим документом для владельца предприятия.

Период, на который составляется смета прибылей и убытков, зависит от масштабов создаваемого дела. Смета малого предприятия с небольшим стартовым капиталом составляется на несколько месяцев. Если же требуются более значительные первоначальные вложения, то смета составляется на несколько лет и содержит такие разделы, как платежи в погашение кредита и крупные статьи расходов.

У каждого предприятия будет своя смета прибылей и убытков, но есть статьи доходов и расходов, которые содержатся в каждой смете. Это проиллюстрировано ниже.

Итого…

Месяц………………….…..1………2….…..3………4...............12……………... за 1-й год

Выручка от реализации

Изделие А

Изделие Б

Услуга В

1. Итого выручка от реализации

Прямые расходы

а) Товарные запасы на начало периода

б) Остаток товарных запасов на конец периода

в) Стоимость закупленных материалов за период

г) Расход товарных запасов за период (А+В-Б)

д) Заработная плата

2. Производственная себестоимость реализованной продукции (г+д)

3. ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ = 1 - 2

4. Валовая прибыль в % от реализации = 3/1 х 100

Накладные расходы

Производственная себестоимость, исключая прямые расходы

Затраты на реализацию, исключая прямые расходы

Транспортные расходы

Административные расходы

Расходы на рекламу

Расходы на услуги связи

Аренда и содержание помещений

Содержание автотранспорта

Банковские услуги

Прочие расходы

Отчисления в фонд социального страхования и прочие фонды

5. Итого накладных расходов

6. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ДО ВЫЧЕТА НАЛОГОВ = 3-5

7. Налоги в федеральный и местный бюджет

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ПОСЛЕ ВЫЧЕТА НАЛОГОВ = 6-7

Предел безубыточности - "мертвая точка" -для данного показателя реализации =5/4х100

При составлении сметы совершенно необходимо обеспечить сопоставление всех доходов и расходов за плановый период. Например, если вы готовите смету на каждый месяц, то арендную плату следует также разбить по месяцам, независимо оттого, с какой периодичностью она выплачивается: ежемесячно или ежеквартально. Благодаря этому, ваша смета будет отражать истинное положение с рентабельностью вашего предприятия.

Смета - это документ, который должен быть постоянно перед глазами предпринимателя. Сопоставляя фактические показатели с теми, которые заложены в бюджетные предположения, он может контролировать выполнение планов финансовой деятельности.

Если правильно им пользоваться, он может дать первое предупреждение о том, что расходы или доходы не соответствуют запланированным показателям. В этом случае предприниматель может откорректировать смету и дать более точный прогноз будущей деятельности своего предприятия или же принять какие-то меры.

И наконец, еще одна статья расходов, которая не фигурировала в вышеприведенных расчетах - это налоги в госбюджет, такие, как налог на прибыль и НДС.

При проведении ваших исследований до создания предприятия вам надлежит детально ознакомиться с законами по налогообложению и их применением. Возможно, вам даже потребуется консультация у других предпринимателей или какой-то специализированной фирмы.

" Бухгалтер - это не просто счетовод, а ответственное лицо, которое помогает вам правильно платить налоги и следит за расходами фирмы."

"Если фирма только что создана, ее бухгалтер должен очень хорошо ориентироваться в действующем законодательстве и помогать руководителю принимать правильные решения в области финансов. Бухгалтер - это не просто счетовод, как принято было к нему относиться, а ответственное лицо, которое помогает вам правильно платить налоги и следит за расходами фирмы, что достаточно сложно в обстановке ежеквартально меняющегося законодательства."

Сергей Балканов, консультант по вопросам предпринимательства, Москва.

Смета прибылей и убытков является важным инструментом в руках предпринимателя. По ней он может сверять фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности. Смету можно и нужно корректировать по мере поступления более точных данных по будущей деятельности предприятия. Кроме того, для оценки вашей идеи потребуется проработать еще один аспект будущего бизнеса, а именно: расчет движения денежных средств.

Смета прибылей и убытков предприятия по изготовлению окопных рам

В качестве примера рассмотрим смету этого предприятия на первые б месяцев. Он составлялся по данным, полученным в ходе исследования рынка, и исходя из оценочных параметров и предположительных затрат.

Месяц Итого
Реализация рам 1 550 1 600 1 650
Выручка ($5 за штуку)  
Итого выручка от реализации, ($) б 000
Материалы для рам ($1.50 за штуку)  
Заработная плата ($ 1 ) 1 550 1 600 1 650  
Производственная себестоимость, ($)
Валовая прибыль, ($) 3 875
Накладные расходы:              
Арендная плата  
Реклама  
Зарплата штатных работников  
Прочие расходы  
Итого накладных расходов
Чистая прибыль до вычета налогов, ($) -500 -125

Результаты исследования, проведенного владельцем, показали, что приемлемые показатели дохода от реализации продукции могут быть достигнуты только через 4 месяца. Владелец считает необходимым поддерживать темпы прироста объема производства на уровне последних двух месяцев, т.е. плюс 50 рам, до конца года. Если это получится, то предприятие будет рентабельным по итогам первого года, тем более, что к тому времени доля накладных в общих затратах значительно снизится.

Этот предприниматель добросовестно старался свести затраты к минимуму, не торопясь с приемом в штат новых сотрудников и активизируя рекламную кампанию вплоть до достижения достаточного объема реализации.

Согласно прогнозам владельца к концу года реализация составит 1 950 рам в месяц, и если накладные останутся в тех же пределах, то ежемесячная чистая прибыль до вычета налогов составит S875. Такой расклад устраивает нашего предпринимателя, и он приступает к разработке плана движения денежных средств на базе этих показателей.

Наши рекомендации