Определите основные причины формирования в таможенной политике Советской Республики 20-х гг. принципа промышленного протекционизма

---------------------------------------------------Агабалаев---------------------------------------------------

Таможенная политика, сформулированная В.И. Лениным («Ни о какой серьезной таможенной политике сейчас, в эпоху империализма, не может быть и речи, кроме моно­полии внешней торговли»1, с октября 1917 г. и вплоть до конца 80-х годов определила деятельность таможенных органов в принципиально иной системе координат, чем до революции или чем таможенные органы других стран со свободной экономикой. Отсюда вытекало и существенное изменение функций и структурной организации таможен­ных органов.

Во-первых, таможенные органы фактически перестали быть налоговыми, фискальными органами государства, а таможенные платежи более не рассматривались как сколь-нибудь значительный источник доходов государст­венного бюджета.

Во-вторых, монополия внешней торговли означала от­каз государства от таможенно-тарифных механизмов регу­лирования внешней торговли. «Практика проведения та­моженных операций подтвердила, что таможенный тариф не являлся инструментом регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности, его узость и несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившиеся на внутреннем и внешнем рынках». Таможенные органы признаны были обеспечивать и охранять государственную монополию и соответственно становились одним из рыча­гов чисто административного воздействия на внешнеэко­номические связи.

Таким образом, основными для таможенников стано­вятся функции по осуществлению таможенного контроля и пресечению таможенных правонарушений. Практиче­ская реализация ленинской идеи государственной моно­полии внешней торговли не оставила места для широкого применения таможенно-тарифной практики и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли.

На момент Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Как отмечалось выше, руководство и управление им осуществлялось обра­зованным в составе Министерства финансов в 1864 г. Де­партаментом таможенных сборов, который к этому време­ни находился в довольно плачевном состоянии. Большин­ство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы. Таможенная система России практически была разрушена.

29 декабря 1917 г. было принято первое постановление СНК РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». Им определялись подчиненность тамо­женных органов, их функции, порядок ввоза и вывоза то­варов1. «Всем таможенным чинам и учреждениям на всех границах, — говорилось в постановлении, — под страхом уголовной ответственности предписывается не выпускать за границу и не впускать из-за границы товары без предъ­явления таковых разрешений». Постановление вводилось в действие с 1 (13) января 1918 г. Все принятые ранее пра­вовые акты, регулирующие порядок ввоза и вывоза това­ров, отменялись. Таким образом, именно этим постановле­нием была создана разрешительно-запретительная систе­ма перемещения товаров через таможенную границу Со­ветского государства.

Следующий этап в деятельности таможен был связан с принятием Декрета СНК от 22 апреля 1918 г. о нацио­нализации внешней торговли2. В соответствии с этим Декретом практически была объявлена монополия внеш­ней торговли государства, которая осуществлялась те­перь через Народный комиссариат внешней торговли (НКБТ). Все сделки, связанные с перемещением товаров через границу, осуществлять помимо этого органа запре­щалось.

В начале 1918 г. возобновил работу Департамент тамо­женных сборов при Наркомате финансов3. 29 мая 1918 г. СНК издал декрет «О разграничении прав центральных и местных Советских властей по собиранию пошлин и регу­лированию деятельности местных таможенных учрежде­ний».

Декретом СИК, изданным 29 июня 1918 г., Департа­мент таможенных сборов переименовывается в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности. В соответствии с Декретом СНК о внешней торговле от 11 июня 1920 г. Наркомат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней тор­говли. Этим же Декретом Департамент таможенных сбо­ров переименован в Главное управление таможенного кон­троля. При этом изменений в существовавшей ранее орга­низационной структуре таможенных органов не произош­ло. 12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал декрет «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспорт­ных товаров», который послужил основой для Таможен­ного устава СССР 1924 г.

В декабре 1921 г. создается Главное таможенное управ­ление3, на которое возлагались задачи по организации и управлению таможенными учреждениями, разработка та­моженной политики, соответствующих правовых актов, а также борьба с контрабандой. Декрет СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное положение о местных тамо­женных учреждениях, округах, таможнях и таможенных постах. В таможенной системе предусматривалось четыре типа таможен: портовые, пограничные железнодорожные, пограничные, расположенные у рек, озер, на шоссейных дорогах, и внутренние. Было сформировано восемь тамо­женных округов: Петрозаводский, Западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 тамо­женных постов5. Помимо таможенных округов были соз­даны два таможенных участка — Петрозаводский и Крым-

ский.

Таким образом, если в 1918-1921 гг. таможенно-тариф­ному регулированию отводилась весьма скромная роль, то в 1922 г. в связи с переходом к нэпу и расширением внеш­ней торговли роль таможенных органов в государственном управлении существенно возросла. Была практически воз­рождена таможенная система России. Эти же годы харак­теризуются возвращением к тарифным методам регулиро­вания внешней торговли. Первый послереволюционный таможенный тариф по европейской привозной торговле СНК РСФСР утвердил 14 февраля 1922 г.1 Он просуще­ствовал около года. В конце 1922 г. была сформирована комиссия для выработки нового тарифа. В эти годы в стране царили голод и общее товарное оскудение. Поэто­му было принято решение насытить внутренний рынок путем облегчения ввоза товаров, а лишь затем оказывать покровительство отечественной промышленности.

Необычность тарифа 1922 г. заключалась в том, что он состоял из двух самостоятельных частей: так называемого привозного тарифа и тарифа по отпускной торговле. От­пускной тариф, как правило, не применялся для мирного времени. По данному тарифу были запрещены к вывозу хлеб, лен, масло, пушнина и т.д. После принятия этих та­рифов в промышленности начинается некоторый подъем. В стране вводится новая экономическая политика (нэп). Возникает объективная необходимость в защите отечест­венного производителя. К январю 1923 г. был составлен окончательный проект таможенного тарифа и передан в Таможенно-тарифный комитет (ТТК), который после не­которых исправлений передал его в Совнарком. Однако данный тариф был запутанным и сложным, возникали трудности при калькуляции. Сколь-нибудь устойчивых цт не существовало ни внутри страны, ни за границей. Сведения о себестоимости товара были недостоверны, а качество товара низким.

В 1924 г. принимается тариф, близкий к довоенному. Были восстановлены прежняя классификация товаров и деление их на группы. Это был первый тариф на метриче­ской основе. 17 января 1924 г. принимается отпускной та­риф, достаточно либеральный. По многим ставкам пошли­ны были снижены, снято большое количество запретов на вывоз. Тариф 1924 г. имел покровительственный характер и направленность на защиту обрабатывающей и добываю­щей промышленности. 14 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным актом по таможенному делу. В то время Главное таможенное управление занималось выработкой всех таможенных мероприятий общего харак­тера, инструкций и разъяснений к ним. Таможенный устав предусмотрел возможность создания отделений ГТУ и в союзных республиках.

Таможенный устав включал шесть разделов, состояв­ших из 283 статей. Его основой стал декрет Совнаркома от 12 ноября 1920 г. «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров». С введением в дейст­вие Таможенного устава законодательно закрепилась сло­жившаяся к этому времени структура таможенных орга­нов.

В целом Таможенный устав 1924 г, предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:

1) Наркомат внешней торговли (НКВТ);

2) Главное таможенное управление (ГТУ);

3) уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республик;

4) отделения ГТУ в союзных республиках;

5) районные таможенные инспекторские управления;

6) таможни и таможенные посты,

В 1925 г. были учреждены отделения ГТУ в Средней Азии, Закавказье, Белоруссии и на Украине. На террито­рии СССР создано 11 таможенных районов. В них формировалисъ районные таможенные инспекторские управ­ления: Северо-Западное, Карельское, Белорусское, Вла­дивостокское, Читинское, Зайсанское, Благовещенское, Узбекское, Алма-Атинское, Туркменское, Северокавказ­ское.

Статья 1 Устава определяла: «Управление таможен­ным делом на всей территории СССР принадлежит Нар­комату внешней торговли, который осуществляет свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учрежде­ния и состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный коми­тет». В союзных республиках непосредственное наблюде­ние за деятельностью таможенных учреждений возлага­лось Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнарко­мах.

Непосредственную работу по осуществлению таможен­ного контроля выполняли таможни трех разрядов.

Таможни первого разряда создавались при железнодо­рожных станциях и в портах с большим грузооборотом, таможни второго разряда — на шоссейных дорогах и в не­больших речных и озерных портах, таможни третьего раз­ряда — па грунтовых дорогах. Таможни первого и второго разрядов осуществляли все виды таможенного оформле­ния и контроля. Таможни третьего разряда оформляли и контролировали ввозимые в страну и вывозимые из нее грузы, если они не требовали специальной технической экспертизы.

Руководство таможенными учреждениями осуществ­ляли управляющие. При них действовали рабочие орга­ны — технические совещания, в состав которых входили помощники управляющих и инспектора. Непосредствен­ное руководство таможенными учреждениями на местах осуществляли районные таможенные инспекторские управления, возглавляемые районными таможенными ин­спекторами.

К концу 20-х годов таможенное законодательство под­вергается сильному изменению в сторону усиления контроля за перевозкой товаров и выполнением решений правительства о монополии государства на внешнюю торговлю.

Впервые в 1928 г. был принят Таможенный кодекс, а не таможенный устав. Разделение с таможенным уставом произошло по причине введения административного управления таможенной системой. В том же году был при­нят и Таможенный устав. Он стал своего рода внутренни­ми правилами, имевшими отношение только к таможен­ным органам, т.е. для внутреннего пользования. С этого времени основным законодательным актом в сфере тамо­женного дела становится Таможенный кодекс, по которо­му и по сей день работает таможня.

В Кодексе закрепляется монополия на внешнюю тор­говлю за государством. Устанавливается совершенно но­вая система таможенных органов. Управление таможен­ным делом па всей территории страны поручается Народ­ному комиссариату внешней торговли (НКВТ). Непосред­ственное управление происходит через входящее в его состав Главное таможенное управление (ГТУ)2. В ст. 2 Ко­декса говорится, что таможенные органы осуществляют фактический контроль за выполнением постановления о государственной монополии внешней торговли, а также взимают таможенные сборы и совершают все другие тамо­женные операции. При Главном таможенном управлении создается несколько отделов.

Нижестоящими органами ГТУ являлись местные тамо­женные учреждения, отделения главного таможенного управления, таможни и посты.

По-прежнему было сохранено различие в доставке гру­зов морским, сухопутным, железнодорожным путем и воз­душным путем.

В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой стано­вится тенденция отказа от экономической модели управ­ления, обозначился переход к административному регули­рованию общественных отношений. Этот процесс затро­нул внешнеэкономическую деятельность, в том числе и правовое регулирование таможенного дела. За этот период значительно сократился оборот международного пасса­жирского сообщения, резко уменьшилось число участни­ков внешнеторговых связей.

21 января 1930 г. был принят основной нормативный акт в области таможенного обложения — Свод таможен­ных тарифов СССР, значительная часть которого просу­ществовала свыше 30 лет.

Наши рекомендации