Методы определения целей по позиционированию
Цели по позиционированию направлены на определение показателей, характеризующихреакцию потребителей на маркетинговые усилия предприятия. В отличие от показателей продажи товаров и доли рынка, которые отражают экономические цели, отношение потребителей представляет собойкоммуникативные цели маркетингового планирования. Могут использоваться следующие целевые показатели:
• вовлеченности;
• восприятия;
• отношения;
• удовлетворенности/неудовлетворенности.
Вовлеченность определяет степень осознания потребителем множества характеристик товара, из которых он делает выбор. Вовлеченность может быть достаточно высокая и достаточно низкая. В зависимости от познавательной (опыт), эмоциональной (желание) или поведенческой (покупка) составляющих формируются «цепочки вовлеченности»:
• «узнать (опыт) — почувствовать (желание) — сделать (покупка)»;
• «почувствовать — сделать — узнать»;
• «сделать — почувствовать — узнать».
Задача маркетолога заключается в определении целей, которые необходимо достичь по отдельным элементам «цепочки вовлеченности». При этом может использоваться метод познания, основанный на разуме, логике, рассуждениях, фактах или метод, основанный на эмоциях, интуиции, чувствах и др.
Восприятие характеризует процесс, при помощи которого потребитель воспринимает имеющуюся в его распоряжении информацию. Коммуникативные цели относительно восприятия связаны с повышением узнаваемости, запоминания, воспринимаемого сходства и др.
Задача маркетолога состоит в том, чтобы преодолеть сопротивление восприятия и сделать товар (марку) узнаваемой, известной и легко воспринимаемой целевой группой потребителей. Например, в качестве целей маркетингового планирования можно предложить следующую формулировку: «Позиционировать марку А в сознании покупателей, принадлежащих к среднему классу, как относящуюся к продукции высшей категории».
Отношение — это мыслительные действия потребителя относительно оценивания полученной информации о товаре (услуге) для определения своего будущего поведения. Такая оценка может быть позитивной или негативной как результат чувственного отношения к различным «атрибутам (свойствам) товара».
Задача маркетолога сводится к тому, чтобы обеспечить попадание данной товарной марки в так называемый воображаемый набор, формирующийся в голове у потребителя с целью окончательного выбора товара для покупки. В этом случае целью маркетингового планирования могут стать следующие формулировки:
«Увеличить не менее, чем в 2 раза значимость для потребителей целевых групп отдельных атрибутов товаров».
«Привлечь внимание не менее 50% потребителей целевой группы к достоинствам определенной характеристики товара».
«Создать новую выгоду в предлагаемой услуге и за этот счет увеличить число реальных покупателей на 1/3» и др.
Удовлетворенность или неудовлетворенность покупкой характеризует определенное поведение потребителя после совершения покупки или пользования товаром (услугой). Позитивное отношение приводит к увеличению первичных и повторных покупок. И, наоборот, при негативном отношении число и интенсивность покупок уменьшаются.
Задача заключается в том, чтобы не допускать или существенно снизить возможные негативные оценки со стороны потребителей. Например, не завышать ожидания, связанные с покупкой; предоставлять полную информацию о товаре; своевременно реагировать на жалобы и др.
В плане маркетинга может быть сформулирована следующая цель:
«Увеличить в течение двух ближайших лет уровень повторных покупок товара (марки товара) в региональных сегментах целевого рынка на 17%».
4.4. Принятие стратегических решений
Стратегические решения маркетинга представляют собой решения, связанные с:
• определением целевого рынка;
• позиционированием;
• разработкой комплекса маркетинга.
Определение целевого рынка — это поиск привлекательного участка рынка, на котором предприятие намерено сосредоточить свои маркетинговые усилия. Решения в области выбора целевого рынка:
• выбор направления сегментации;
• определение критериев и показателей сегментации;
• обоснование методов проведения сегментации;
• выбор целевых сегментов рынка.
Позиционирование представляет собой определение позиции (места), которую занимает товар в сознании потребителей, а также действия, которые совершает предприятие с целью укрепления или изменения этого восприятия по отношению к товарам-конкурентам.
Решения по позиционированию направлены на:
• определение критериев и показателей позиционирования;
• выбор методов проведения процедуры позиционирования;
• выработку решений по перепозиционированию.
Разработка комплекса маркетинга связана с формированием такой комбинации маркетинговых средств, которая наилучшим образом обеспечит достижение поставленных целей. Стратегические решения по формированию комплекса маркетинга (маркетинга-микс) определяются ситуацией спроса на выбранном целевом сегменте рынка. Различают ситуации спроса:
• негативного;
• формирующегося;
• развивающегося;
• снижающегося;
• нерегулярного;
• развитого (полного);
• превышающего;
• иррационального.
В зависимости от ситуации формируется конкретный набор маркетинговых средств со своими приоритетами и взаимосвязями.
Стратегические решения по отдельным элементам формируемого комплекса маркетинга сводятся к следующим:
• по продукту — обеспечение более полного набора полезных для целевой группы потребителей свойств товара;
• по цене — формирование ценового восприятия товара через соотношение «качество/цена»;
• по распределению — предоставление доступности товара для целевой группы потребителей;
• по рекламе — повышение осведомленности целевой группы потребителей о предоставляемых выгодах.
4.5. Разработка плана маркетинговых мероприятий
Разработка плана маркетинговых мероприятий — это разработка конкретногоплана действий маркетинговых усилий предприятия на целевом рынке, охватывающего ис пользование всех составляющих комплекса маркетинга (продукт, цена, распределение, стимулирование), в соответствии с принятыми стратегическими решениями. Такой план включает:
• название мероприятия;
• сроки выполнения;
• ответственного за исполнение мероприятия;
• стоимость мероприятия;
• ожидаемые результаты.
4.6. Определение затрат на маркетинг
Определение затрат на маркетинг представляет собой достаточно сложную задачу. Такая сложность обусловливается пониманием сущности затрат на маркетинг и способами их определения.
Сущность затрат на маркетинг выражается в следующем:
• маркетинговые затраты представляют собой не накладные расходы, а являютсязатратами, обеспечивающими реализацию товаров;
маркетинговые затраты — это затраты, имеющиеинвестиционный характер, которые в будущем могут принести немалые доходы;
финансовое планирование маркетинговых затрат осуществляется в виде разработки системы взаимосвязанных бюджетов.