Структура и характеристика инвестиционных потребностей проекта

Все инвестиционные потребности проекта можно подразделить на три группы:

прямые инвестиции,

сопутствующие инвестиции,

инвестирование выполнения научно-исследовательских работ(НИР).

Прямые инвестиции непосредственно необходимы для реализации инвестиционного проекта. К ним относятся инвестиции в основные средства (материальные и нематериальные активы) и оборотные средства.

Инвестиции в основные средства включают: приобретение (или изготовление) нового оборудования, включая затраты на его доставку, установку и пуск, модернизация действующего оборудования, строительство и реконструкцию зданий и сооружений, технологические устройства, обеспечивающие работу оборудования, новая технологическая оснастка и модернизация имеющегося оборудования.

Инвестиции в оборотные средства предполагают обеспечение новых и дополнительных запасов основных и вспомогательных материалов, новых и дополнительных запасов готовой продукции, увеличение счетов дебиторов.

Необходимость подобных инвестиций заключается в том, что при увеличении объема производства товаров, как правило, автоматически должны быть увеличены товарно-материальные запасы сырья, комплектующих элементов и готовой продукции. Кроме того, по причине увеличения объема производства и продаж увеличивается дебиторская задолженность предприятия. Все это - активные статьи баланса, и положительное приращение этих статей должно быть финансировано дополнительными источниками.

Инвестиции в нематериальные активы чаще всего связаны с приобретением новой технологии (патента или лицензии) и торговой марки.

Сопутствующими инвестициямиявляются вложения в объекты, связанные территориально и функционально с прямым объектом: вложения в объекты, непосредственно технологически не связанные с обеспечением нормальной эксплуатации (подъездные пути, линии электропередачи, канализация, и т.п.); вложения непроизводственного характера, например, инвестиции в охрану окружающей среды, социальную инфраструктуру.

Инвестиции в НИР обеспечивают и сопровождают проект. Это, прежде всего, материальные средства (оборудование, стенды, компьютеры и разнообразные приборы), необходимые для проведения предпроектных исследований, а также оборотные средства, необходимые, например, для обеспечения текущей деятельности НИИ или вуза по заказу предприятия.

Общий объем инвестиций- этосумма всех инвестиционных затрат: прямых инвестиций, сопутствующих инвестиций, инвестиций в НИР.

Вспомогательные процессы планирования проекта

Планирование проекта (Project Planning) – непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом складывающейся обстановки.

Планирование является наиболее важным процессом управления проектом, определяющим во времени всю деятельность по осуществлению проекта.

Процессы планирования осуществляются на протяжении всего жизненного цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта и оканчиваются детальным планом работ завершающей фазы проекта. При этом происходит уточнение и детализация планов по мере прогресса проекта.

На стадии планирования определяется организация, методы и средства управления осуществлением проекта, как целостной системы, так и в разрезе отдельных ее этапов и элементов.

Планирование логически связано с другими важными стадиями процесса управления, такими как инициация, организация и контроль выполнения, анализ и регулирование, закрытие проекта.

Основным результатом стадии планирования является Сводный план осуществления проекта, объединяющий результаты планирования по всем функциям управления проектом. Этот документ является главным и определяющим при осуществлении проекта, он выполняет роль модели (плана) действий и прогноза состояния осуществления проекта и его окружения.

Основные процессы планирования могут повторяться несколько раз, как в течение всего проекта, так и его отдельных фаз. К ос­новным процессам относят:

планирование содержания проекта и его документирование;

описание содержания проекта, определение основных эта­пов реализации проекта, декомпозиция их на более мелкие и управляемые элементы;

составление сметы, оценку стоимости ресурсов, необходимых для выполнения работ проекта;

определение работ, формирование списка конкретных ра­бот, которые обеспечивают достижение целей проекта;

расстановку (последовательность) работ, определение и документирование технологических зависимостей и огра­ничений на работы;

оценку продолжительности работ, трудозатрат и других ре­сурсов, необходимых для выполнения отдельных работ;

расчет расписания, анализ технологических зависимостей выполнения работ, длительностей работ и требований к ресурсам;

планирование ресурсов, определение тоги; какие ресурсы (люди, оборудование, материалы) и в каких количествах потребуются для выполнения работ проекта. Определение, в какие сроки работы могут быть выполнены с учетом ог­раниченности ресурсов;

составление бюджета, привязка сметных затрат к конкрет­ным видам деятельности;

создание (разработку) плана проекта, сбор результатов ос­тальных процессов планирования и их объединение в об­щий документ.

Вспомогательные процессы выполняются по мере необходимо­сти. К ним относят:

планирование качества – определение стандартов качества, соответствующих данному проекту, и поиск путей их дос­тижения;

организационное планирование (проектирование), опреде­ление, обследование, документирование и распределение проектных ролей, ответственности и отношений подчинен­ности;

подбор кадров - формирование команды проекта на всех ста­диях жизненного цикла проекта, набор необходимых людс­ких ресурсов, включенных в проект и работающих в нем;

планирование коммуникаций - определение информацион­ных и коммуникационных потребностей участников про­екта: кому и какая информация необходима, когда и как она им должна быть доставлена;

идентификацию и оценку рисков - определение того, ка­кой фактор неопределенности и в какой степени может по­влиять на ход реализации проекта, определение благопри­ятного и неблагоприятного сценария реализации проекта, документирование рисков;

планирование поставок - определение того, что, каким об­разом, когда и с помощью кого закупать и поставлять;

планирование предложений - документирование требований к продуктам и услугам и определение потенциальных поставщиков.

Типы ограничений проекта

Ограничения проекта ускоряют или замедляют начало работ проекта. Результатом является сокращение резервов времени, обозначенных в плановой сети, снижение гибкости календарного планирования, возможное сокращение количества параллельных операций и повышение вероятности задержки проекта. При осуществлении календарного планирования необходимо учитывать ограничения проекта.

Наши рекомендации