Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы
Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, которая находится в стадии своего становления, освоения социальных ролей. На территории Калужской области проживает около 250 тыс. молодых людей, что составляет примерно 25% от общей численности населения региона. По своему составу и взглядам на жизнь данная категория населения не является однородной.
В период молодости решаются две группы проблем - личностные, которые ставят перед собой сами молодые люди: это взросление, самопознание, идентификация себя в обществе, саморазвитие, профессиональное самоопределение. Решение данных вопросов зависит от самой личности, ее активности, психологической устойчивости, силы воли, задатков и способностей к различным видам деятельности. Вторую группу проблем создает для молодежи само общество, социальная среда и окружение. От молодежи здесь зависит необходимость освоения социальных ролей, достижения определенного социального статуса, формирование гражданских качеств.
Ставя эти проблемы, общество должно обеспечивать молодежь определенными ресурсами (временными, экономическими, информационными, образовательными и т.п.) по их решению. Тем самым обеспечивается жизнеспособность молодых поколений, их самосохранение, развитие как целостного социально-исторического субъекта. На решение данных проблем должна быть ориентирована государственная молодежная политика в современном российском обществе.
От того, какова позиция молодежи в современной жизни, от активности и уверенности молодых людей в завтрашнем дне зависит темп социально-экономического развития Калужской области и России в целом. В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями (таблица 1) сегодняшние молодые жители области станут основным трудовым ресурсом региона и России, а их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, старшего поколения.
Таблица 1
Численность детей и подростков в Калужской области (тыс. чел.) | ||||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |
Численность населения на начало года | 1038,6 | 1028,8 | 1021,5 | 1014,2 | 1009,0 | 1005,6 |
В том числе: | ||||||
дети 0-14 лет | 144,6 | 139,3 | 134,8 | 132,1 | 131,7 | |
подростки 15-17 лет | 51,7 | 49,1 | 45,4 | 41,4 | 37,3 |
Источник: статистический сборник "Здравоохранение в Калужской области". Калуга, сентябрь 2008 г. - С.5.
Таким образом, в Калужской области наблюдается уменьшение доли детей и подростков в общей численности населения с 19,6% на начало 2003 года до 16,8% на начало 2008 года, что свидетельствует о демографическом старении населения области, а следовательно, о возрастании нагрузки на будущее трудоспособное население.
Еще одной особенностью молодежи является аполитичность и привычка к патернализму. Из-за отсутствия устоявшихся моделей поведения выделились прямо противоположные модели поведения. С одной стороны, молодые люди не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности, принятию решений, управлению своими расходами. А с другой стороны, значительное количество молодых людей активны, самостоятельны, ответственны. Эта группа проявляет заинтересованность в получении качественного образования, определяющего дальнейшее трудоустройство и карьеру.
В течение 2003-2008 гг. в Калужской области занятость в экономике молодежи уменьшилась с 23,3% общего числа занятых в 2003 году до 22,8% общего числа занятых в 2008 году (согласно таблице 2).
Таблица 2
Распределение численности занятых в экономике по возрастным группам (в среднем за год; в процентах к итогу) | ||||
Годы | Занятые в экономике, всего | В том числе в возрасте | ||
до 20 лет | 20-24 лет | 25-29 лет | ||
100,0 | 1,8 | 9,8 | 11,7 | |
100,0 | 2,5 | 8,3 | 11,4 | |
100,0 | 1,8 | 9,9 | 11,1 | |
100,0 | 1,5 | 9,1 | 12,0 | |
100,0 | 1,6 | 9,1 | 12,5 | |
100,0 | 1,7 | 21,1 |
Источник: статистический сборник "Калужская область в 2007 году". Калуга, 2008. - С.39; письмо Калугастата от 11.03.2009 N 4-4/176.
В течение 2006-2008 годов показатель безработных среди молодежи остается высоким - 44,5% от общего числа безработных по области за 2006 год и 54,3% общего числа безработных по области за 2008 год (согласно таблице 3). Незначительно, но уменьшился средний возраст безработных с 34,8 лет в 2006 году до 32,8 лет в 2008 году.
Таблица 3
Распределение численности безработных по возрастным группам (в процентах к итогу) | ||||
Годы | Безработные, всего | В том числе в возрасте | ||
до 20 лет | 20-24 лет | 25-29 лет | ||
100,0 | 13,4 | 21,7 | 9,4 | |
100,0 | 11,5 | 23,1 | 9,6 | |
100,0 | 17,5 | 36,8 |
Источник: статистический сборник "Калужская область в 2007 году". Калуга, 2008. - С.43; письмо Калугастата от 11.03.2009 N 4-4/176.
По данным статистического учета, среднее время поиска работы учащимися и студентами увеличилось с 2,35 месяца в 2003 году до 4,1 месяца в 2007 году.
Вовлечение молодежи в трудовые отношения, содействие занятости и карьерному росту молодых граждан являются важнейшими средствами профилактики асоциальных форм поведения в молодежной среде. Привлечение молодежи, и в первую очередь молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, к практической реализации молодежной политики - эффективное средство профилактики социальной апатии и инертности, разжигания межэтнических и межнациональных конфликтов, осуществления экстремистской и противоправной деятельности в молодежной среде.
Грамотное и своевременное информирование молодых граждан о потенциальных возможностях их развития на территории Калужской области, карьерных перспективах, ресурсах и возможностях реализации инновационного потенциала создаст условия для эффективной организации работы в данных направлениях. С этой целью необходимо обеспечить широкий и равный доступ молодежи к информационным ресурсам.
Начиная с 90-х годов прошлого века существенные изменения произошли в одном из важных институтов социализации молодежи - семье. В результате молодым людям не были переданы модели поведения от поколения к поколению, что привело к формированию неопределенных стереотипов, отсутствию выраженной семейной и жизненной стратегии.
Вместе с тем семья, испытывая серьезные трудности в выполнении социокультурных функций, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, воспитании подрастающего поколения. С точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.
Как и многие субъекты Российской Федерации, Калужская область не владеет большими природными ресурсами, следовательно, наиболее актуальными являются стратегические задачи, направленные на приумножение человеческого потенциала региона, закрепление молодых специалистов в регионе и привлечение инвестиций в экономику путем развития передовых проектов социально-экономического развития. Среди основных ресурсов региона важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение области в ближайшем будущем. Именно молодежь в этой связи проявляет мобильность, предприимчивость и нестандартное мышление, а следовательно, становится главным ресурсом развития региона.
Рассматривая инновации как процесс постоянного инициирования и внедрения того нового, что обеспечивает технологическое и интеллектуальное обновление, важно эффективно использовать потенциал молодых инициативных граждан, что невозможно без создания условий для развития у молодежи лидерских качеств, проектного мышления и социальной ответственности.
Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требует четкой координации и управления. Программа позволит обеспечить последовательность, системность и комплексность развития молодежной политики в регионе в течение ближайших шести лет.
В результате применения программно-целевого метода для решения проблем молодежной политики удельный вес молодежи, охваченной организованным досугом, занятостью, проектами и программами, молодежь, получившая консультационные услуги, составит 55% от общего числа молодежи области. Одновременно использование программно-целевого метода будет способствовать выравниванию диспропорции между молодежью муниципальных районов области и городских округов, задействованных в мероприятиях, принимающих участие в значимых проектах за пределами области, посещающих учреждения сферы молодежной политики, получающих информационные услуги.
Программа призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию сферы молодежной политики в Калужской области. В значительной мере решение проблемы увеличения вклада молодежи в социально-экономическое развитие области на современном этапе позволит обеспечить устойчивый экономический рост области в среднесрочной перспективе.
Проведение исследований состояния молодежной среды позволит выявить степень удовлетворенности молодежи своим положением, качеством проводимых мероприятий, позволит делать эффективные и своевременные изменения в программные действия и позволит вовремя скорректировать проводимые мероприятия.
Необходимо отметить, что отсутствие программно-целевого метода приведет к снижению эффективности проводимой работы с молодежью в регионе. Если в настоящее время удельный вес молодежи, активно вовлеченной в социальную практику и участвующей в мероприятиях, к общему числу молодежи, проживающей на территории Калужской области, составляет 40% (2008 год), то при отсутствии программно-целевого метода количество данной молодежи может сократиться на 10%. Кроме того, реализация ключевых Проектов программы ("Золотые сертификаты", создание клубов по месту жительства и т.д.) позволит построить систему муниципальных клубов по месту жительства, что возможно сделать только при комплексном программно-целевом подходе в работе с молодежью.
На необходимость разработки региональных программ молодежной политики указано в перечне поручений по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 17 июля 2009 г., кроме того, в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года молодежная политика выделена как самостоятельный ориентир развития и должна способствовать социализации подрастающего поколения, формированию у молодежи ценностных установок, обеспечивающих полноценное участие молодежи в экономической и общественной жизни страны. Кроме того, среди основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года раздел "Молодежная политика" выделен отдельно и определен как важнейший фактор устойчивого развития страны и общества.
2. Основные цели и задачи долгосрочной целевой программы Молодёжь Калужской области
Целью Программы является создание условий для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Калужской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи;
- привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;
- предупреждение правонарушений, профилактика алкоголизма, наркомании, преступности в подростковой среде;
- оказание адресной социальной помощи молодежи (студенты, молодые специалисты, молодежь, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации);
- вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе (оказание помощи в интеграции в общество молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации);
- создание условий для развития потенциала одаренной молодежи;
- развитие нормативной правовой и материально-технической базы сопровождения молодежной политики;
- создание клубов по работе с молодежью по месту жительства.
В соответствии с задачами, планируемыми к решению в рамках реализации Программы, предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей, приведенных в таблице N 4.
Таблица 4
┌──────────────────────────┬──────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┐
│ Показатель │ Базовый │2010 │2011 │2012 │2013 │2014 │2014 │
│ │показатель│ год │ год │ год │ год │ год │ год │
│ │(2009 год │ │ │ │ │ │ │
│ │- оценка) │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество молодых людей, │20000 чел.│30000│33000│40000│45000│50000│55000│
│принимающих участие в │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │
│творческих, социальных, │ │ │ │ │ │ │ │
│научных и иных │ │ │ │ │ │ │ │
│мероприятиях для молодежи │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Численность молодежи, │8000 чел. │10000│10070│10150│10200│10270│10350│
│участвующей в социально │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │
│значимых проектах │ │ │ │ │ │ │ │
│общественных молодежных │ │ │ │ │ │ │ │
│формирований │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество молодых людей, │8000 чел. │10000│13500│15000│16000│18000│20000│
│информированных о │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │
│потенциальных возможностях│ │ │ │ │ │ │ │
│их развития, │ │ │ │ │ │ │ │
│трудоустройства, занятости│ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество посетителей │2000 чел. │10000│14000│16000│18000│20000│22000│
│сайта "Молодежь Калужской │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │
│области" www.molodezh40.ru│ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество молодых семей, │300 семей │500 │550 │650 │700 │750 │800 │
│охваченных │ │семей│семей│семей│семей│семей│семей│
│консультационными услугами│ │ │ │ │ │ │ │
│по вопросам семьи, брака, │ │ │ │ │ │ │ │
│решения социальных проблем│ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество клубов молодых │3 ед. │5 ед.│8 ед.│12 │17 │20 │26 │
│семей в муниципальных │ │ │ │ед. │ед. │ед. │ед. │
│районах области │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество молодежи, │250 чел. │400 │450 │480 │500 │520 │550 │
│участвующей в │ │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │чел. │
│межрегиональных, │ │ │ │ │ │ │ │
│всероссийских, │ │ │ │ │ │ │ │
│международных проектах, │ │ │ │ │ │ │ │
│программах, конкурсах и │ │ │ │ │ │ │ │
│мероприятиях │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────────┼──────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество молодежных │25 ед. │30 │35 │40 │45 │47 │50 │
│инновационных проектов, │ │ед. │ед. │ед. │ед. │ед. │ед. │
│направленных на развитие │ │ │ │ │ │ │ │
│области │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────────────┴──────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
Мероприятия Программы направлены на создание условий для позитивной занятости молодежи, предупреждение правонарушений, профилактику асоциальных явлений в подростковой среде и будут способствовать положительной динамике снижения уровня подростковой преступности.
Каждый целевой показатель является фактическим показателем участия молодых людей в проводимых мероприятиях и проектах.
Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы
Сроки реализации Программы - 2010-2015 годы.