Структура финансового управления корпорацией
Программа государственного экзамена
по направлению 38.04.02 – «Менеджмент»
по программе «Корпоративное управление»
Теория организации и организационное поведение
«Организация как система. Субъекты и объекты организационной деятельности».
Тема 1. Организация как система.
Определение понятия «организация». Понятие системы, основные признаки и свойства системы Дихотомическая типология систем: открытые и замкнутые, естественные и искусственные, материальные и идеальные, детерминированные и стохастические, активные и пассивные, простые и сложные и др. Использование системного, подхода в дисциплине.
Тема 2. Субъекты и объекты организационной деятельности».
Понятие системы управления. Структура системы менеджмента. Субъект управления, объект управления, функции управления. Субъекты и объекты организационной деятельности.
2. «Законы и принципы организации».
Тема 1. Основополагающие законы организации.
Закон синергии. Закон самосохранения. Закон развития. Закон сохранения композиции и пропорциональности. Закон единства анализа и синтеза. Закон информированности и упорядоченности.
Тема 2. Принципы организации.
Принципы приоритета: принцип приоритета цели;. принцип приоритета функций над структурой при создании организаций; принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях; принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена); принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций.
Принципы соответствия: принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами; принцип соответствия распорядительства и подчинения; принцип соответствия эффективности производства и экономичности; принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления; принцип прямоточности, принцип ритмичности; принцип пропорциональности; принцип синхронизации.
3. «Проектирование и перепроектирование в организации».
Тема 1. Проектирование организационных систем.
Определение понятия «организационный проект». Этапы проектирования организации.
Тема 2. Реинжиниринг в организации.
Определение понятия «Реинжиниринг бизнес-процессов». Этапы реинжиниринга.
4. «Мотивация и результативность организации. Конфликты».
Тема 1. Мотивация
Потребности. Виды и категории потребностей. Иерархия потребностей. Мотивы и мотивация трудовой деятельности. Модель трудового поведения работника. Модель современной системы материальной мотивации.
Тема 2. Конфликты и управление поведением в конфликтных ситуациях.
Определения понятия «конфликт». Модель процесса конфликта. Функции конфликтов. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Типы конфликтов. Средства и стили разрешения конфликтов.
5. «Корпоративная культура в организации» и коммуникативное поведение в организации.
Тема 1. Организационная культура.
Определение понятия «организационная культура». Элементы организационной культуры. Формы организационной культуры. Способы передачи организационной культуры.
Тема 2. Коммуникативное поведение в организации
Определение понятия «коммуникация». Процесс коммуникации. Деловая этика.
Литература
1. Зайцев, Л.Г. Организационное поведение [Текст]: Учебник / Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Магистр, 2010. – 460с.
2. Латфуллин, Г.Р. Теория организации [Текст]: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко.– СПб.:Питер, 2007.–394с.
3. Мильнер, Б.З.Теория организации [Текст]: Учебник для вузов / Б.З.Мильнер -7-е изд.,перераб.и доп.– М.:ИНФРА-М, 2008.– 864с.
4. Теория организации [Текст]: Учебник для вузов / Минобразования РФ;.под общ. ред. В.Г. Алиева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 430с.
5. Резник, С.Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) [Текст]: Учеб.пособие для вузов (УМО) / С.Д.Резник, И.А.Игошина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 256с.
6. Акимова, Т.А. Теория организации [Текст]: Учебное пособие для вузов / Т.А Акимова. –М.:ЮНИТИ, 2003. – 367с.
7. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: Учебник для студентов эконом.спец.вузов (МО) / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд.,перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2006. – 670с.
8. Иванова, Т.Ю.Теория организации [Текст]: Учебник для вузов/Т.Ю.Иванова В.И.Приходько.– М.:Кнорус, 2006.–383с.
9. Кафидов, В.В.Теория организации [Текст]: Учебное пособие для вузов / В.В.Кафидов, Т.В.Скипетрова – М.: Академический Проект: Gaudeamus,2005.– 144с.
10. Никитин, О.Т.Теория организации [Текст]: Учебное пособие / О.Т.Никитин.– СПб., 2005.–155с.
11. Рогожин, С.В. Теория организации [Текст]: Учебное пособие для вузов /С.В.Рогожин, Т.В.Рогожина.– М.: Экзамен, 2003.– 319с.
12. Смирнов, Э.А. Теория организации [Текст]: Учебное пособие / Э.А. Смирнов. - М. : ИНФРА-М, 2003.
13. Теория организации [Текст] / Сост. В.Л.Семиков. – М.: Академический Проект: Gaudeamus,2005.– 954с.
14. Шеметов, П.В.Теория организации [Текст]: Учебное пособие для вузов/ П.В. Шеметов, С.В.Петухова.-3-е изд.,стер.– М.:Омега-Л, 2008.– 282с.
Бизнес-планирование деятельности корпораций
1. Сущность и содержание бизнес-планирования
Планирование как инструмент управления бизнесом. Сущность основных понятий: «планирование», «план», «прогнозирование», «прогноз», «система планирования». Цели планирования. Проблемы российской практики планирования бизнеса.
Методология и организация планирования. Планирование как область знания. Типы планирования и виды планов. Система планов и их взаимосвязь. Подходы к организации планирования в корпорации. Принципы планирования. Сущность бизнес-планирования и бизнес-плана, его цели и задачи. Процесс бизнес-планирования и предъявляемые к нему требования. Роль и значение бизнес-планирования для корпорации.
Методическое и информационное обеспечение бизнес-планирования. Методы планирования и прогнозирования. Методы стратегического и конкурентного анализа. Методы прогнозирования. Метод построения сценариев. Балансовый, нормативный, расчетно-аналитический методы. Методы календарного планирования и имитационного моделирования. Методика ЮНИДО, технико-экономическое обоснование проекта. Виды информации, используемой в бизнес-планировании, и источники ее получения. Плановые показатели, нормы и нормативы.
2. Организация бизнес-планирования в корпорации
Бизнес-идея как инновационный замысел. Понятие бизнес-идеи. Источники бизнес-идей. Методы выработки бизнес-идей. Содержание бизнес-идеи и способы ее представления. Презентация бизнес-идеи.
Структура бизнес-плана. Общие требования и рекомендации по разработке бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана. Общая структура бизнес-плана: резюме, краткое содержание, описание бизнеса, анализ рынка, план маркетинга, план производства, организационный план, финансовый план, анализ и оценка рисков. Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана. Основные рекомендации по разработке бизнес-плана. Структура резюме и краткого содержания бизнес-плана.
3. Технология бизнес-планирования
Описание бизнеса. Цель и задачи раздела. Общее описание компании. Анализ отрасли и структура основных вопросов. Процесс отраслевого анализа для корпораций. Цели бизнеса. Описание продуктов и услуг.
Анализ рынка. Цель и задачи раздела. Общее описание рынка и его целевых сегментов. Определение спроса на продукты и услуги. Способы оценки спроса. Анализ конкурентов.
План маркетинга. Цель и задачи раздела. Методы прогнозирования продаж. Построение прогноза продаж и плана продаж. Разработка стратегии маркетинга. Формирование главных стратегических установок, разработка комплекса маркетинга и маркетинговой программы. Определение коммерческих расходов.
План производства. Цель и задачи раздела. Описание местоположения организации. Производственный процесс и его обеспечение. Расчет производственной мощности корпорации. Разработка плана производства (производственной программы). Оценка общих инвестиционных затрат. Расчет прямых производственных затрат и общепроизводственных расходов. Определение конкурентных преимуществ, связанных с производственной деятельностью.
Организационный план. Цель и задачи раздела. Организационная структура управления. Сведения о ключевых менеджерах и владельцах компании. Кадровая политика и развитие персонала. Расчет заработной платы административно-управленческого персонала. Определение управленческих расходов. Построение календарного плана работ по реализации проекта.
Финансовый план. Цель и задачи раздела. Базовые предположения, принципы и подходы к разработке финансового плана. План прибылей и убытков, план денежных потоков, прогнозный баланс: формат и технология составления документов. Инвестиционный план и финансирование проекта. Составление кредитного плана. Оценка и анализ экономической эффективности бизнес-проектов: cтатические и динамические методы оценки.
Анализ и оценка риска. Виды и факторы риска. Качественный и количественный анализ риска. Расчет точки безубыточности, запаса прочности. Анализ чувствительности. Методы снижения риска. Разработка программы мероприятий по предотвращению риска и снижению возможных потерь. Приложение к бизнес-плану.
4. Инструментарий бизнес-планирования
Используемые показатели и процедуры расчета. Показатели для финансового анализа. Основные экономические показатели бизнес-среды. Экономические показатели внутренней среды проекта. Показатели для финансового анализа.
Используемые методы анализа. Анализ безубыточности. Оценка и анализ экономической эффективности проектов. Анализ чувствительности.
Современные информационные технологии в бизнес-планировании. Основные программные продукты, используемые в бизнес-планировании.
Литература:
1. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. ‑ 3-e изд. ‑ М.: Форум, 2011. ‑ 256 с.
2. Волков А.С., Марченко А.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. ‑ М.: РИОР: ИНФРА-М, 2011. ‑ 81 с.
3. Горемыкин В.А. , Бизнес-планирование: Методика разработки 45 реальных образцов бизнес-проектов: учеб. пособие / В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2002. – 863 с.
4. Морошкин В.А., Буров В.П. Бизнес-планирование: Учебное пособие. ‑ 2-e изд., перераб. и доп. ‑ М.: Форум, 2012. ‑ 288 с.: ил.
5. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие. ‑ М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. ‑ 240 с.: ил.
6. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие - ("Высшее образование"), Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. , ИНФРА-М, 2007 г.
7. Сборник бизнес-планов: С рекомендациями и комментариями: Учебно-методическое пособие /Под ред. д.э.н., профессора, В.М. Попова и д.э.н. С.И. Ляпунова – 5-е изд., перераб. – М.:КНОРУС, 2004 г. – 336 с.
Корпоративные финансы
Введение в теорию корпоративных финансов
Характеристика базовых концепций и моделей современной теории корпоративных финансов. Идеальные и эффективные рынки капитала. Фактор времени и дисконтирование потоков платежей. Риск и доходность. Теория структуры капитала и дивидендная политика. Агентские отношения и теория асимметричной информации. Поведенческие финансы.
Структура финансового управления корпорацией
Особенности финансовой модели анализа деятельности компании. Цели финансового управления компанией. Структура финансового управления компанией. Финансовый механизм корпорации. Математические основы финансов корпорации.