Структура финансового управления корпорацией

Программа государственного экзамена

по направлению 38.04.02 – «Менеджмент»

по программе «Корпоративное управление»

Теория организации и организационное поведение

«Организация как система. Субъекты и объекты организационной деятельности».

Тема 1. Организация как система.

Определение понятия «организация». Понятие системы, основные признаки и свойства системы Дихотомическая типология систем: открытые и замкнутые, естественные и искусственные, материальные и идеальные, детерминированные и стохастические, активные и пассивные, простые и сложные и др. Использование системного, подхода в дисциплине.

Тема 2. Субъекты и объекты организационной деятельности».

Понятие системы управления. Структура системы менеджмента. Субъект управления, объект управления, функции управления. Субъекты и объекты организационной деятельности.

2. «Законы и принципы организации».

Тема 1. Основополагающие законы организации.

Закон синергии. Закон самосохранения. Закон развития. Закон сохранения композиции и пропорциональности. Закон единства анализа и синтеза. Закон информированности и упорядоченности.

Тема 2. Принципы организации.

Принципы приоритета: принцип приоритета цели;. принцип приоритета функций над структурой при создании организаций; принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях; принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена); принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций.

Принципы соответствия: принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами; принцип соответствия распорядительства и подчинения; принцип соответствия эффективности производства и экономичности; принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления; принцип прямоточности, принцип ритмичности; принцип пропорциональности; принцип синхронизации.

3. «Проектирование и перепроектирование в организации».

Тема 1. Проектирование организационных систем.

Определение понятия «организационный проект». Этапы проектирования организации.

Тема 2. Реинжиниринг в организации.

Определение понятия «Реинжиниринг бизнес-процессов». Этапы реинжиниринга.

4. «Мотивация и результативность организации. Конфликты».

Тема 1. Мотивация

Потребности. Виды и категории потребностей. Иерархия потребностей. Мотивы и мотивация трудовой деятельности. Модель трудового поведения работника. Модель современной системы материальной мотивации.

Тема 2. Конфликты и управление поведением в конфликтных ситуациях.

Определения понятия «конфликт». Модель процесса конфликта. Функции конфликтов. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Типы конфликтов. Средства и стили разрешения конфликтов.

5. «Корпоративная культура в организации» и коммуникативное поведение в организации.

Тема 1. Организационная культура.

Определение понятия «организационная культура». Элементы организационной культуры. Формы организационной культуры. Способы передачи организационной культуры.

Тема 2. Коммуникативное поведение в организации

Определение понятия «коммуникация». Процесс коммуникации. Деловая этика.

Литература

1. Зайцев, Л.Г. Организационное поведение [Текст]: Учебник / Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Магистр, 2010. – 460с.

2. Латфуллин, Г.Р. Теория организации [Текст]: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко.– СПб.:Питер, 2007.–394с.

3. Мильнер, Б.З.Теория организации [Текст]: Учебник для вузов / Б.З.Мильнер -7-е изд.,перераб.и доп.– М.:ИНФРА-М, 2008.– 864с.

4. Теория организации [Текст]: Учебник для вузов / Минобразования РФ;.под общ. ред. В.Г. Алиева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 430с.

5. Резник, С.Д. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации) [Текст]: Учеб.пособие для вузов (УМО) / С.Д.Резник, И.А.Игошина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 256с.

6. Акимова, Т.А. Теория организации [Текст]: Учебное пособие для вузов / Т.А Акимова. –М.:ЮНИТИ, 2003. – 367с.

7. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: Учебник для студентов эконом.спец.вузов (МО) / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд.,перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2006. – 670с.

8. Иванова, Т.Ю.Теория организации [Текст]: Учебник для вузов/Т.Ю.Иванова В.И.Приходько.– М.:Кнорус, 2006.–383с.

9. Кафидов, В.В.Теория организации [Текст]: Учебное пособие для вузов / В.В.Кафидов, Т.В.Скипетрова – М.: Академический Проект: Gaudeamus,2005.– 144с.

10. Никитин, О.Т.Теория организации [Текст]: Учебное пособие / О.Т.Никитин.– СПб., 2005.–155с.

11. Рогожин, С.В. Теория организации [Текст]: Учебное пособие для вузов /С.В.Рогожин, Т.В.Рогожина.– М.: Экзамен, 2003.– 319с.

12. Смирнов, Э.А. Теория организации [Текст]: Учебное пособие / Э.А. Смирнов. - М. : ИНФРА-М, 2003.

13. Теория организации [Текст] / Сост. В.Л.Семиков. – М.: Академический Проект: Gaudeamus,2005.– 954с.

14. Шеметов, П.В.Теория организации [Текст]: Учебное пособие для вузов/ П.В. Шеметов, С.В.Петухова.-3-е изд.,стер.– М.:Омега-Л, 2008.– 282с.

Бизнес-планирование деятельности корпораций

1. Сущность и содержание бизнес-планирования

Планирование как инструмент управления бизнесом. Сущность основных понятий: «планирование», «план», «прогнозирование», «прогноз», «система планирования». Цели планирования. Проблемы российской практики планирования бизнеса.

Методология и организация планирования. Планирование как область знания. Типы планирования и виды планов. Система планов и их взаимосвязь. Подходы к организации планирования в корпорации. Принципы планирования. Сущность бизнес-планирования и бизнес-плана, его цели и задачи. Процесс бизнес-планирования и предъявляемые к нему требования. Роль и значение бизнес-планирования для корпорации.

Методическое и информационное обеспечение бизнес-планирования. Методы планирования и прогнозирования. Методы стратегического и конкурентного анализа. Методы прогнозирования. Метод построения сценариев. Балансовый, нормативный, расчетно-аналитический методы. Методы календарного планирования и имитационного моделирования. Методика ЮНИДО, технико-экономическое обоснование проекта. Виды информации, используемой в бизнес-планировании, и источники ее получения. Плановые показатели, нормы и нормативы.

2. Организация бизнес-планирования в корпорации

Бизнес-идея как инновационный замысел. Понятие бизнес-идеи. Источники бизнес-идей. Методы выработки бизнес-идей. Содержание бизнес-идеи и способы ее представления. Презентация бизнес-идеи.

Структура бизнес-плана. Общие требования и рекомендации по разработке бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана. Общая структура бизнес-плана: резюме, краткое содержание, описание бизнеса, анализ рынка, план маркетинга, план производства, организационный план, финансовый план, анализ и оценка рисков. Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана. Основные рекомендации по разработке бизнес-плана. Структура резюме и краткого содержания бизнес-плана.

3. Технология бизнес-планирования

Описание бизнеса. Цель и задачи раздела. Общее описание компании. Анализ отрасли и структура основных вопросов. Процесс отраслевого анализа для корпораций. Цели бизнеса. Описание продуктов и услуг.

Анализ рынка. Цель и задачи раздела. Общее описание рынка и его целевых сегментов. Определение спроса на продукты и услуги. Способы оценки спроса. Анализ конкурентов.

План маркетинга. Цель и задачи раздела. Методы прогнозирования продаж. Построение прогноза продаж и плана продаж. Разработка стратегии маркетинга. Формирование главных стратегических установок, разработка комплекса маркетинга и маркетинговой программы. Определение коммерческих расходов.

План производства. Цель и задачи раздела. Описание местоположения организации. Производственный процесс и его обеспечение. Расчет производственной мощности корпорации. Разработка плана производства (производственной программы). Оценка общих инвестиционных затрат. Расчет прямых производственных затрат и общепроизводственных расходов. Определение конкурентных преимуществ, связанных с производственной деятельностью.

Организационный план. Цель и задачи раздела. Организационная структура управления. Сведения о ключевых менеджерах и владельцах компании. Кадровая политика и развитие персонала. Расчет заработной платы административно-управленческого персонала. Определение управленческих расходов. Построение календарного плана работ по реализации проекта.

Финансовый план. Цель и задачи раздела. Базовые предположения, принципы и подходы к разработке финансового плана. План прибылей и убытков, план денежных потоков, прогнозный баланс: формат и технология составления документов. Инвестиционный план и финансирование проекта. Составление кредитного плана. Оценка и анализ экономической эффективности бизнес-проектов: cтатические и динамические методы оценки.

Анализ и оценка риска. Виды и факторы риска. Качественный и количественный анализ риска. Расчет точки безубыточности, запаса прочности. Анализ чувствительности. Методы снижения риска. Разработка программы мероприятий по предотвращению риска и снижению возможных потерь. Приложение к бизнес-плану.

4. Инструментарий бизнес-планирования

Используемые показатели и процедуры расчета. Показатели для финансового анализа. Основные экономические показатели бизнес-среды. Экономические показатели внутренней среды проекта. Показатели для финансового анализа.

Используемые методы анализа. Анализ безубыточности. Оценка и анализ экономической эффективности проектов. Анализ чувствительности.

Современные информационные технологии в бизнес-планировании. Основные программные продукты, используемые в бизнес-планировании.

Литература:

1. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. ‑ 3-e изд. ‑ М.: Форум, 2011. ‑ 256 с.

2. Волков А.С., Марченко А.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. ‑ М.: РИОР: ИНФРА-М, 2011. ‑ 81 с.

3. Горемыкин В.А. , Бизнес-планирование: Методика разработки 45 реальных образцов бизнес-проектов: учеб. пособие / В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Ось-89, 2002. – 863 с.

4. Морошкин В.А., Буров В.П. Бизнес-планирование: Учебное пособие. ‑ 2-e изд., перераб. и доп. ‑ М.: Форум, 2012. ‑ 288 с.: ил.

5. Романова М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие. ‑ М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. ‑ 240 с.: ил.

6. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие - ("Высшее образование"), Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. , ИНФРА-М, 2007 г.

7. Сборник бизнес-планов: С рекомендациями и комментариями: Учебно-методическое пособие /Под ред. д.э.н., профессора, В.М. Попова и д.э.н. С.И. Ляпунова – 5-е изд., перераб. – М.:КНОРУС, 2004 г. – 336 с.

Корпоративные финансы

Введение в теорию корпоративных финансов

Характеристика базовых концепций и моделей современной теории корпоративных финансов. Идеальные и эффективные рынки капитала. Фактор времени и дисконтирование потоков платежей. Риск и доходность. Теория структуры капитала и дивидендная политика. Агентские отношения и теория асимметричной информации. Поведенческие финансы.

Структура финансового управления корпорацией

Особенности финансовой модели анализа деятельности компании. Цели финансового управления компанией. Структура финансового управления компанией. Финансовый механизм корпорации. Математические основы финансов корпорации.

Наши рекомендации