Вертикальный и горизонтальный анализ баланса.
Цели анализа фхд
Локальные цели финансового анализа:
определение финансового состояния предприятия;
выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
установление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
прогноз основных тенденций финансового состояния. Аналитика и управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу.
Альтернативность целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации.
Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач:
предварительный обзор бухгалтерской отчетности;
характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;
оценка финансовой устойчивости;
характеристика источников средств: собственных и заемных;
анализ прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации.
Вертикальный и горизонтальный анализ баланса.
Цель анализа статей бухгалтерского баланса – охарактеризовать структуру имущества организации и источников его финансирования.
Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников и позволяет перейти к относительным оценкам, чтобы проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, и сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности.
Вертикальный анализ баланса проводится по схеме: определяется доля постоянных и текущих активов в итоге баланса; далее рассматривается их структура, определяется доля инвестированного капитала и текущих пассивов в итоге баланса и их структура; выявляются причины изменений структуры баланса.
Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегированности показателей определяется аналитиком.
Для целей горизонтального анализа наиболее удобна аналитическая таблица, в которой отображаются следующие показатели, относящиеся к определенной строке актива или пассива: величина актива (пассива) на начало и конец года в руб. и % к итогу; изменения величины активов (пассивов) в руб., удельных весах и % к величине. Если динамика, представленная в документах, охватывает промежуток свыше года, рассчитываются базисные темпы роста за несколько лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Так, если при вертикальном анализе особое внимание уделяется элементам, имеющим наибольший удельный вес, то в горизонтальном делается акцент на элементы, доля которых изменялась скачкообразно. Т. к. элементы с максимальным удельным весом либо изменяющиеся скачкообразно являются индикаторами «проблемных точек» организации, то выявить их можно только при одновременном использовании соответствующих методов.
Оба этих вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, т. к. позволяют сравнивать отчетность различных по виду деятельности и объемам производства предприятий.
Коэффициентный метод, применяемый в экономическом анализе, представляет собой систему относительных показателей, определяемых по данным бухгалтерской отчетности, главным образом, по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Применение коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности. Предпочтительные значения коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, а также их размеров, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, могут влиять общее состояние экономики и фаза экономического цикла. Для расчета коэффициентов финансовые отчеты предприятия должны быть приведены в определенную форму, называемую аналитической.
Коэффициентный метод экономического анализа дополняется факторным методом, позволяющим выявить изменения результирующего признака под влиянием отклонения некоторых факторов, предположительно оказывающих на него количественное воздействие. Сущность применения факторного метода заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными передается в форме конкретного математического уравнения. С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами). Таким образом, коэффициенты могут выступать в факторных моделях как в роли результирующего признака, так и в роли фактора. Каждый коэффициент представляет собой простейшую двухфакторную кратную модель типа y = a/b, которая может быть существенно дополнена с помощью способов преобразования факторных моделей.