Фильмы. Сборы. Качество. Ценности
В то время как кассовые сборы фильмов – самая популярная тема для публикаций в профессиональных изданиях о кинобизнесе, тема идейно-художественного содержания и качества фильмов обсуждается преимущественно в изданиях, оценивающих кино как искусство.
В отношении идейного и ценностного содержания можно выделить два полюса мнений. С одной стороны, в профессиональном кинематографическом сообществе есть мнение, что современное кино бездуховно, предлагает молодежи негативные и неконструктивные модели поведения и приводит к окончательному упадку морали и нравственности в обществе. Им противостоит другая позиция, которая заключается в том, что коммерческий результат фильма доминирует над его морально-нравственным содержанием, и для достижения массовости просмотров и высоких кассовых сборов все средства хороши.
«Золотую середину» между этими полюсами ищут те кинопроизводители, которые понимают, что коммерчески успешное кино должно основываться на общечеловеческих ценностях, что кино для массового зрителя не может быть деструктивным по отношению к человеку и настроениям в обществе. Голливуд, при том, что его стало модно обвинять в бездуховности, пошел преимущественно по этой модели – по созданию фильмов, провозглашающих и утверждающих общечеловеческие ценности. Несостоятельными являются попытки уличить голливудские фильмы в безыдейности, напротив, они являются носителями вполне определенных идей и идеологии, другой вопрос - что это за идеология и чьим интересам она служит.
В отношении аудитории можно сказать, что наблюдается положительная тенденция в плане восприятия образцов поведения и тех ценностей, которые зрителям пытаются внушить с экранов кинопроизводители. По исследованиям киноаудитории становится очевидным, что бандитская тема, в частности, связанная с историей 90-х годов, когда в стране был полный хаос и вакуум в сфере правопорядка из-за перехода от одной общественной системы к другой, не интересна зрителям, и более того, у многих из зрителей вызывает крайне негативную реакцию. Тяжело воспринимается и тема заключенных, однако она не вызывает такого отвращения, как бандитская тема.
Позитивная тенденция наблюдается и в отношении восприятия алкоголя и наркотиков на экране. Зрителям, особенно в регионах, неприятно видеть на экране алкоголизм и пьянство. Они аргументируют это тем, что в их жизни достаточно и того, и другого, и они не готовы видеть это еще и на большом экране. Тема наркотиков воспринимается также скорее негативно, зрители массового кино не готовы сопереживать героям-наркоманам. При этом фильмы, рассказывающие на высоком художественном уровне о вреде наркотиков, способны найти путь к молодежи, если они не сделаны как тупая пропаганда. В качестве примера можно назвать фильм, снятый еще в 2000 году и ставший культовым у продвинутой молодежи – «Реквием по мечте».
Результаты проката отечественных фильмов, посмотренных на юморе «ниже пояса», падают с каждым новым фильмом.
Т.е. при наличии ряда негативных факторов, которые характерны для современного российского общества, наблюдается некоторая тенденция на оздоровление зрителей в ценностном и моральном аспекте. Если данная тенденция будет поддержана и кинопроизводителями, то кино сможет выполнять функцию ценностного ориентира значительно лучше и довольно скоро. При этом всегда необходимо помнить, что поддельные, не обладающие высокохудожественными качествами, пропагандистские фильмы аудитория смотреть не захочет, нравственное содержание должно быть всегда вложено в качественную с точки зрения потребительских свойств фильма форму.
Качество фильма можно рассматривать как с точки зрения оценки профессиональным сообществом, так и с точки зрения зрительской оценки. Профессиональная оценка, т.е. оценка кинематографического сообщества, дается фильму через такие институты, как фестивали и кинонаграды. Также в России пока сохраняется, но постепенно теряет свою общественную значимость, социальный институт кинокритики. В отношении профессиональной оценки всегда будут существовать разногласия в степени объективности наград, ангажированности критики и т.д., поэтому рассмотрим подробнее понятие зрительской оценки качества фильма. На фильм может прийти большое число зрителей, но после просмотра может случиться, что они будут жалеть о потраченных деньгах и времени. Под зрительским качеством мы понимаем не способность фильма привлечь широкую аудиторию, а способность оставить зрителя удовлетворенным просмотром.
Является ли качество фильма с точки зрения зрителей условием для хороших кассовых сборов? Или же наоборот, коммерческая успешность является противоположностью для качества фильма? Рассмотрим данный вопрос на примере фильмов, претендовавших на широкую зрительскую аудиторию (не фестивальное кино) в период с 2004 по 2009 год. В качестве критерия определения таких фильмов возьмем кассовые сборы не менее 3 млн. долларов. В качестве зрительской оценки фильма использованы оценки посетителей порталов www.kinopoisk.ru и www.afisha.ru. Оценки были нормированы от 0 до 1, после чего была рассчитана средняя оценка по данным порталам. Мы понимаем, что оценки в Интернете могут достаточно расходиться с реальными оценками всей киноаудитории в связи с специфическими особенностями Интернет-аудитории, однако в ретроспективном плане не возможно получить иные оценки фильмов, если по ним по всем не были проведены опросы на выходе из кинотеатров (exit-polls). Интернет в этом случае остается единственным способом получения оценок фильмов, пригодных для целей настоящего исследования.
Диаграмма 10. Зависимость кассовых сборов от оценки фильма
На диаграмме 10 представлено распределение кассовых сборов фильмов в зависимости от зрительской оценки. Очевидно, что никакой зависимости кассовых сборов от качества фильма, измеренной через отношение зрителей к нему, не наблюдается. Высокие сборы получили как фильмы с высокой оценкой зрителей, так и с очень низкой. Также высок разброс кассовых сборов фильмов, которые очень понравились зрителям. Поскольку кассовые сборы очень сильно зависят от количества копий, нам показалось, что целесообразнее рассматривать показатель, нормированный на количество копий. При анализе зависимости наработки на копию от оценки фильма на диаграмме 11 виден пустой верхний левый квадрат – там могли бы находиться фильмы с низкой зрительской оценкой и высокой наработкой на копию. Однако таких фильмов нет. Есть фильмы с высокой оценкой, но низкой наработкой, но не наоборот.
Диаграмма 11. Зависимость наработки на копию от оценки фильма
Согласно приведенной диаграмме наиболее близким к понятию исключения из указанного правила является фильм «Самый лучший фильм» (№4 на графике). Высокая наработка на копию у данного фильма была достигнута за счет привлечения нетрадиционной для кино аудитории – зрителей канала ТНТ, которые редко ходят в кинотеатры.
Высокая оценка, сопряженная с высокими кассовыми сборами, у фильмов «9 рота» (№5), «Дневной дозор (№3), «Ирония судьбы. Продолжение» (№1), «Турецкий Гамбит» (№12) и «Ночной дозор» (№13). Максимальную зрительскую оценку в интернете из 56 рассмотренных фильмов получил фильм «12» (№30 на графике), однако наработка на копию у этого фильма средняя.
Из этого напрашивается вывод, что качество фильма, понимаемое как способность понравится зрителям, и, как следствие, положительное «сарафанное радио», не способно вытянуть проект, а негативный “сарафан” вполне может его загубить. Т.е. от зрительской оценки качества фильма кассовые сборы фильма могут снижаться.
Особенно трагично данная особенность проявляется в динамике, когда с каждым новым неудачным, но широко разрекламированным фильмом, снижается доверие к отечественному кино. Механизм «сарафанного радио» хорошо работает на снижение сборов и практически не работает в обратную сторону, в результате потерянное доверие будет очень трудно вернуть.
В условиях, когда отечественные фильмы приводят к глубокому разочарованию зрителей, тем, кто собирается работать в киноотрасли длительное время, стоит задуматься о качестве создаваемых фильмов и осознать собственную ответственность за имидж российского кино у зрителей. Ведь в случае окончательного закрепления негативного образа отечественного кино, ответственность тех, кто снижал его авторитет, отразится также на финансовых показателях в виде крайне низких кассовых сборов будущих проектов.