Сроки выплаты земельного налога
Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.
Учет плательщиков и исчисления налога производится по состоянию на 1 июня.
Исчисление земельного налога гражданам производится государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога.
Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока:
• до 15 сентября;
• до 15 ноября.
Налог на земли лесного фонда, включая и колхозные леса, на которых произво-дится заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с взиманием платы за древесину.(Справочно-правовая система «Гарант»).
Арендная плата за землю.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Плательщики арендной платы те же, что и плательщики земельного налога. Схожи и объекты обложения арендной платы с объектами обложения земельного налога.
Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливается договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы но видам использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей аренд-ной платы за все арендуемое имущество, когда, кроме земли, в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязатель-ным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета соответствую-щих органов местного самоуправления.
За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.
Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части жилых и нежилых строений, налог на земельные участки, обслуживающие эти строения, также полностью взимается с арендодателя.
При аренде земель и имущества, находящихся в государственной и муниципаль-ной собственности, арендная плата взимается с арендатора.
Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В Москве к земельному налогу подход дифференцированный, учитывающий большой разброс в реальной стоимости земельных участков в крупном городе. Зе-мельная площадь разделена на 69 налоговых зон с различными ставками. Мини-мальная ставка земельного налога в 1996 г. была 7 млн. руб. за гектар, максимальная — 160 млн. руб. Максимальная ставка применяется в центре города в пределах Са-дового кольца.
Основы землепользования устанавливаются местным законодательством, кото-рое должно исходить из общероссийского закона. В столице городской Думой при-нят Закон г. Москвы от 16 июля 1997 г. № 34 "Об основах платного землепользова-ния в городе Москве". Он определяет общие принципы уплаты и взимания земель-ных платежей в Москве, виды льгот и порядок их предоставления, а также полномо-чия органов государственной власти и местного самоуправления города в части ре-гулирования платного пользования земельными участками.
Для учета градостроительной ценности территории при установлении ставок земельного налога и арендной платы территория Москвы разбивается на террито-риально-экономические зоны, внутри которых могут быть выделены подзоны повышенной или пониженной ценности. Ставки земельного налога и арендной платы устанавливаются в целом для каждой территориально-экономической зоны, подзоны повышенной или пониженной ценности.
Ставки арендной платы по территориально-экономическим зонам должны быть пропорциональны ставкам земельного налога.
Ставки арендной платы за землю устанавливаются мэром Москвы в рублях или в условных денежных единицах и пересматриваются не чаще одного раза в год. При установлении ставок в условных денежных единицах определяется процедура пе-ресчета их в рубли или иностранную валюту. Изменения ставок арендной платы в сторону увеличения не могут иметь обратной силы.
Размер увеличения арендной платы не может превышать 7% в год при сохра-нении размеров земельного участка, его целевого использования и вида деятель-ности.
Размер регулярных земельных платежей для владельца, пользователя, аренда-тора земельного участка определяется как произведение площади земельного участ-ка, соответствующей ставки регулярных земельных платежей и поправочных коэф-фициентов с учетом установленных законодательством льгот.
Юридические и физические лица, обладающие вещными правами или правами аренды (субаренды) на помещения в зданиях, строениях, сооружениях, расположен-ных на неделимом земельном участке, в случае, если в сумму арендной платы не включена плата за землю, платят регулярные земельные платежи, исходя из расчет-ных земельных площадей, равных произведению площади земельного участка и доли общих площадей (объемов) занимаемых этими лицами помещений от соот-ветствующей общей площади (объема) помещений, размещенных на данном земельном участке. При этом объемы помещений используются в расчетах в случае, когда высота помещений в одном и том же здании, строении, сооружении различа-ется более чем на 10%. Размер регулярных земельных платежей определяется как произведение расчетной земельной площади, ставки платежей и поправочных коэф-фициентов с учетом льгот, установленных для каждого индивидуального платель-щика. До установления уполномоченным органом городской администрации границ земельных участков в микрорайоне или квартале (межевание территории) размер регулярных земельных платежей для вышеуказанных юридических и физических лиц определяется, исходя из площадей земельных участков, равных удвоенной пло-щади застройки соответствующего здания, строения, сооружения.
Законом предусмотрено, что приобретение участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности Москвы, в частную собствен-ность может производиться после принятия законов города, регламентирующих правила и условия приобретения и применения такого рода прав.
Нормативная цена земли.
Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя их потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирова-ния земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении кол-лективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Размер нормативной цены земли не должен превышать 15% уровня рыночных цен на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Поря-док определения нормативной цены земли устанавливается Правительством России.
Нормативная цена земли определяется для случаев, предусмотренных земель-ным законодательством:
• при предоставлении земли в собственность гражданам: для крестьянского (фермерского) хозяйства сверх средней земельной доли, установленной в районе; для садоводства и животноводства при предоставлении для этих целей продуктив-ных сельскохозяйственных угодий; для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах и поселках; для индивидуального жи-лищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности сверх норм отвода земли;
• при установлении коллективно-долевой и коллективно-совместной собственности на земельный участок сверх площади, бесплатно предоставляемой в районе;
• при изъятии земельных участков в порядке выкупа для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
• при переходе права собственности на жилой дом» строение, сооружение;
• при получении банковского кредита под залог земельного участка,
• в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади земель соответствующего целевого назначения. При этом за минимальный уровень ставки для расчета нормативной цены земли принимаются 100 руб. за 1 га.
При определении нормативной цены земли за основу принимаются ставки зе-мельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов, исполь-зованных при установлении налога.
Льготы, предоставленные по земельному налогу, при расчете нормативной цены земли не учитываются.
Установление нормативной цены земли при предоставлении в городах и посел-ках земельных участков в собственность гражданам для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также садоводства и животноводства производится исходя из ставки земельного налога, установленной для этой категории плательщи-ков.
Местным органам государственной власти при продаже земельных участков на конкурсной основе разрешается повышать нормативную цену, но не более чем на 50%. При продаже земельных участков на аукционах и при реализации заложенных в банке и не выкупленных в срок участков их цена не ограничивается.
При смене владельца в течение года налог исчисляется и предъявляется к упла-те:
• первоначальному собственнику, владельцу, пользователю - с 1 января года до месяца (включительно), в котором право утрачено;
• новому собственнику, владельцу, пользователю - начиная со следующего меся-ца;
• при наследовании взимается с наследника с момента открытия наследства.
При принятии наследства до наступления срока налогового учета налог определяется с учетом обязательств наследования.