В консолидированных бюджетах субъектов РФ в 1995-2003 гг

(%)

 
Собственные доходы 29,3 31,5 34,0 30,0 38,0 40,5 41,2
Отчисления от регулирующих доходов 70,7 68,5 66,0 70,0 62,0 59,5 58,8

Источник. Министерство финансов РФ.

Стабильно высокий уровень отчислений от регулирующих доходов на протяжении последних восьми лет позволяет сделать вывод о том, что уровень собственных доходов бюджетов субъ­ектов РФ может быть повышен путем закрепления долей регулирующих доходов на постоянной основе за соответствующи­ми видами бюджетов, поскольку при таком закреплении доли регулирующих налогов переходят в разряд собственных до­ходов.

При разграничении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней Программой раз­вития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года предлагается учитывать следующие критерии[178]:

• стабильность;

• экономическая эффективность;

• территориальная мобильность налоговой базы;

• равномерность размещения налоговой базы;

• социальная справедливость;

• бюджетная ответственность.

Однако разграничить доходы между бюджетами на единых принципах таким образом, чтобы их объема было достаточно для финансового обеспечения самостоятельности органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления, не­возможно, поскольку в нашей стране исторически сложились су­щественные различия в экономическом и социальном развитии регионов и муниципальных образований. Обеспечить равные возможности для всех территорий только путем использования разграничения доходов не представляется возможным. Поэтому во многих государствах, в том числе и в России, наряду с разгра­ничением доходов применяется распределение доходов и перера­спределение средств между бюджетами (межбюджетное регули­рование).

Распределение доходов — это процесс ежегодной передачи до­ходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой в соответствии с решениями, принимаемыми вышестоящим орга­ном власти.

Распределение доходных источников обусловлено необходи­мостью обеспечения принципа сбалансированности бюджета, реализация которого выдвигает перед каждым органом государ­ственной власти и органом местного самоуправления задачу — иметь такой объем доходов, который был бы достаточен для вы­полнения законодательно установленных этому органу полномо­чий.

Основной формой распределения доходов является предос­тавление средств бюджетам нижестоящего уровня в виде отчис­лений от федеральных и региональных налогов.

Разный уровень обеспеченности органов власти финансовы­ми ресурсами, разные финансовые возможности территорий предопределяют необходимость перераспределительных процес­сов между бюджетами. Перераспределение средств между бюдже­тами разных уровней представляет собой процесс ежегодной пере­дачи средств из бюджета одного уровня бюджетной системы на другой для оказания финансовой помощи, компенсации решений вы­шестоящих органов власти, а также покрытия временных кассо­вых разрывов. В федеративном государстве они являются наибо­лее важными отношениями, возникающими между органами го­сударственной власти разного уровня и органами местного самоуправления и влияющими на состояние экономики и соци­альной сферы. Перераспределение средств завершает процесс достижения соответствия между доходами, закрепленными за определенным органом власти либо органом местного самоуп­равления, и объемом возложенных на него полномочий. Ис­пользование данного функционального элемента межбюджет­ных отношений связано с необходимостью сглаживания раз­личий в социально-экономическом развитии регионов и муни­ципальных образований, компенсации решений, принятых вы­шестоящими органами власти, вызвавших либо уменьшение доходов, либо увеличение расходов нижестоящих бюджетов, а также необходимостью балансирования доходов и расходов соответствующего бюджета внутри финансового года (т.е. по­крытия внутригодовых кассовых разрывов).

Механизм перераспределения средств между бюджетами в российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Сравнительная характеристика этих форм представлена в табл. 12.2.

Таблица 12.2

Наши рекомендации