Изменение структуры продуктовых групп и цен продажи
Выручка от продажи поступает на предприятие от различных продуктовых групп Если, например, изменится структура продуктовой программы и/или снизятся цены продажи по отдельным продуктам в связи с растущей конкуренцией, то это приведет к изменению прибыли.
Предположим, предприятие разработало краткосрочный план по прибыли на 1991 г. Пример (табл. 13) показывает наглядно все взаимосвязи.
Таблица 13 Плановый краткосрочный расчет результата на 1991 г.
Показатели | ДМ | % |
Выручка от реализации - переменные затраты | 2 000 000 1 200 000 | |
= Сумма покрытия | 800 000 | |
- Постоянные затраты | 600 000 | |
= Прибыль | 200 000 |
Критический объем продаж рассчитывается следующим образом:
Таким образом, при запланированном объеме продаж в 1,5 млн ДМ будут покрыты все затраты предприятия, если запланированные показатели будут также реализованы. На практике, однако, часто происходят изменения или сдвиги, ведущие к возникновению отклонений.
По сравнению с плановыми цифрами из краткосрочного расчета прибыли, приведенного в табл. 13, в конце хозяйственного года могла быть получена выручка от продажи только в размере 1,9 млн ДМ, поскольку возникла необходимость снижения цен продажи на некоторые продукты. Это привело к снижению прибыли на 100 000 ДМ, что видно из табл. 14.
Таблица 14 Фактический краткосрочный расчет результата на 1991 г.
Показатели | дм | % |
Выручка от реализации - переменные затраты | 1 900 000 1 200 000 | 100,0 63,2 |
= Сумма покрытия | 700 000 | 36,8 |
- Постоянные затраты | 600 000 | 31,5 |
= Прибыль | 100 000 | 5,3 |
Эти изменения оказывают непосредственное влияние на критический объем продаж, который рассчитывается следующим образом:
Снижение цен продаж для некоторых продуктов с высокими суммами покрытия влечет за собой получение существенно более низкой прибыли. Сумма покрытия уменьшилась с 40 до 36,8%. Критический объем продаж должен возрасти в таком случае на 130 435 ДМ до величины 1 630 435 ДМ, чтобы покрыть все затраты.
Если анализ величин в точке безубыточности проводится для предприятия в целом, то изменения в структуре объема продаж можно проанализировать лишь в общем виде. Простой анализ величин в точке безубыточности применим только при неизменной структуре объема продаж. Для более точного анализа необходимо выручку от продаж разделить по продуктовым группам. Кроме того, для отдельных продуктовых групп следует определить специальные постоянные затраты.
Рекомендуется обратить особое внимание на следующие взаимосвязи.
1. При изменении переменных затрат смещаются сумма покрытия и точка безубыточности.
2. Изменение цен продаж также влияет на величину суммы
покрытия и величины в точке безубыточности, однако в гораздо
большей степени, чем изменение переменных затрат.
3. Цены продаж и переменные затраты влияют только на величину суммы покрытия.
4. При изменении постоянных затрат смещается точка без
убыточности, но не сумма покрытия.
5. Если переменные и постоянные затраты изменяются одновременно, то это приводит к очень сильному смещению точки
безубыточности.
ВЫВОДЫ_________________________________________________
Чем интенсивнее руководство предприятия работает с формулами и графиками для точки безубыточности, тем лучше результаты претворения на практике отдельных решений При помощи графиков мы получаем возможность лучше видеть взаимосвязи между выручкой от продаж, переменными и постоянными затратами, а также суммами покрытия и прибылью.
Анализ величин в точке безубыточности может быть проведен как для предприятия в целом, так и для его подразделений Анализ отдельных продуктовых групп и областей продаж дает, например, возможность яснее видеть структуру предприятия, прежде всего в случае разделения постоянных затрат на специальные, относящиеся к продуктовым группам, и общие, относящиеся к предприятию в целом. Анализ величин в точке безубыточности применительно к отдельным направлениям деятельности предприятия позволяет выявить их сильные и слабые стороны. Для того чтобы принимать правильные решения, руководство предприятия должно знать результативность этих направлений. Тогда можно реализовывать дифференцированную стратегию и при регулировании происходящих на предприятии процессов лучше учитывать их особенности.
4.4. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЗАПАСОМ И КОЭФФИЦИЕНТОМ ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ?
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно уменьшить величину выручки от продажи, прежде чем будет достигнута величина критической выручки, и, значит, при дальнейшем снижении предприятие попадет в зону убытков. Запас финансовой прочности представляет собой разность между суммарной величиной выручки и ее критическим значением и может быть без труда рассчитан при помощи показателей анализа величин в точке безубыточности. Чем больше запас финансовой прочности, тем более благоприятна ситуация на предприятии.
Если взять данные из табл. 7, получим следующую величину запаса прочности:
Коэффициент финансовой прочности представляет собой отношение величины запаса финансовой прочности к суммарной выручке и показывает, на сколько процентов может быть уменьшена выручка, прежде чем предприятие попадет в зону убытков
На основании данных табл. 7 получаем значение коэффициента финансовой прочности: |
Для расчета коэффициента используем формулу
Коэффициент финансовой прочности и сумма покрытия связаны линейной зависимостью. Можно использовать следующую формулу: |
Если коэффициент финансовой прочности равен 25%, а сумма покрытия составляет 2 млн ДМ, получаем прибыль в 10%. Руководство предприятия должно принять меры к улучшению значения коэффициента финансовой прочности, чтобы не поставить под угрозу существование предприятия
ВЫВОДЫ_________________________________________________
Для повышения коэффициента финансовой прочности нужно провести определенные мероприятия 1 Повышение суммарной выручки от продажи 11 Увеличение количества продаж 1.2 Повышение цен продаж 13 Повышение количества и цен продаж 2. Понижение величин в точке безубыточности
2.1. Повышение цен продаж
2.2. Улучшение структуры оборота за счет интенсивного
продвижения продуктов, имеющих большую удельную сумму покрытия в процентах от цены
3 Снижение затрат.
3 1 Уменьшение переменных затрат 3 2 Сокращение постоянных затрат
3.3. Снижение и переменных, и постоянных затрат
4 Замена постоянных затрат переменными, например, при
переходе от собственного производства к закупке со сто
роны
5. МЕТОД РАСЧЕТА СУММ ПОКРЫТИЯ 5.1. КАК СТРОИТСЯ РАСЧЕТ СУММ ПОКРЫТИЯ?
При расчете сумм покрытия различают переменные и постоянные затраты. Переменные затраты возникают в связи с производством и сбытом продукции. Будем для простоты предполагать,
что переменные затраты растут пропорционально загрузке производственных мощностей. Мы также предполагаем линейный характер поведения постоянных затрат.
Переменные затраты можно списывать на продукцию в соответствии с принципом причинности. Постоянные затраты, напротив, представляют собой расходы на обеспечение готовности к производству. Они возникают в связи с тем, что для производства и сбыта продукции должны быть предоставлены мощности. Постоянные затраты появляются независимо от того, производилась ли продукция и сколько ее было продано. Поэтому невозможно установить причинно-следственную связь с целью отнесения постоянных затрат на продукцию.
Переменные затраты зависят от объема выпуска и изменяются прямо пропорционально изменению загрузки производственных мощностей. Постоянные же затраты, напротив, не рассматриваются как затраты на продукцию, поскольку они возникают в течение определенного промежутка времени.
Общие постоянные затраты в размере 25 000 ДМ, как видно на рис. 17, остаются неизменными в течение всего хозяйственного года. Если же проанализировать постоянные затраты на единицу продукции, то можно установить, что они находятся в обратно пропорциональной зависимости от объема производства. В табл. 15 приводятся значения общих и постоянных затрат на единицу продукции (штучных постоянных затрат) при различных значениях объемов производства. Повышение объемов производства
влечет за собой уменьшение постоянных затрат на единицу продукции. Напротив, снижение объемов производства приводит к росту постоянных затрат на единицу продукции. На рис. 18 мы можем увидеть эти взаимосвязи.