Позволяет в денежной оценке и на определённый момент времени показать состояние имущества (активов) организации и источники их формирования. |
Позволяет в денежной оценке и за определённый период времени показать кругооборот капитала, вложенного в организацию, и его финансовый результат. |
Представлен формой «Отчёт о прибылях и убытках». |
Представлен формой « Бухгалтерский баланс». |
Рисунок 3.14 – Статистический и динамический балансы – отчётные формы
Отчёт о прибылях и убытках – динамическая бухгалтерская модель
Расположение в форме доходов и расходов |
Слева (справа) доходы, справа (слева) доходы. |
Сверху (снизу) доходы, снизу (сверху) расходы. |
Строки (столбцы) отражают расходы, столбцы (строки) доходы. |
Рисунок 3.15 – Варианты строения отчётной формы
«Отчёт о прибылях и убытках»
Таблица 3.5 – Существенные отличительные особенности Бухгалтерского баланса от Отчёта о прибылях и убытках
Бухгалтерский баланс | Отчёт о прибылях и убытках |
Составляется НА определённый момент времени | Составляется ЗА определённый период времени |
Важные остатки | Важные остатки |
Это сальдо всех счетов | Это сальдо всех счетов |
Отражает ресурсы организации | Отражает ресурсы организации |
ТЕМА 5 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЁТА,
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Вопросы лекции:
5.1 Первичные учётные документы и их содержание
5.2 Классификация первичных учётных документов
5.3 Основные правила и требования к составлению, приёмке и обработке документов
5.4 Документирование хозяйственных операций и документооборот
5.5 Хранение документов бухгалтерского баланса
5.1 Первичные учётные документы и их содержание
Реквизит – показатель (элемент) документа. |
Никогда или очень редко изменяются: наименование и адрес организации, номер расчётного счета, ИНН, табельные номера работников и т. д. |
Документ(лат. documentum) буквально означает образец, свидетельство, доказательство. |
Первичный учётный документ – это оформленное в установленном порядке письменное свидетельство о совершенном факте хозяйственной жизни или о разрешении на его совершении, придающее ему юридическую силу. |
Меняется с каждым фактом хозяйственной жизни: количество отпущенных в производство материалов, количество сданной на склад готовой продукции и т.д. |
Реквизиты обязательные [4, п. 2 ст. 9]. |
1) Наименование документа. 2) Дата составления документа. 3) Наименование экономического субъекта, составившего документ. 4) Содержание факта хозяйственной жизни. 5) Величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. 6) Наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность её оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события. 7) Подписи лиц, предусмотренных пунктом 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. |
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным документом [4, п. 1 ст. 9]. |
Рисунок 5.1 – Характеристика первичных учётных документов
Обязательные реквизиты первичного учётного документа |
1) Наименование документа |
2) Дата составления документа |
3) Наименование экономического субъекта, составившего документ |
4) Содержание факта хозяйственной жизни |
5) Величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения |
6) Наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность её оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события |
7) Подписи лиц, предусмотренных пунктом 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц |
Придаёт доказательную силу факту хозяйственной жизни, а также указывает на его характер (расходный, приходный кассовый ордер, акт и т. д.). |
Помогает разграничить документы во времени, не позволяет повторно использовать документ по повторяющимся фактам хозяйственной жизни. |
В первичном учётном документе указывается ёмко, понятно. При этом необходимо использовать деловой бухгалтерский язык. |
Факты хозяйственной жизни учитываются как в денежном выражении, так и в натуральном. Натуральные измерители зачастую являются не менее важными (а для учёта имущества можно полагать и более важными) чем денежные измерители (как элемент контроля, инвентаризации). |
Своевременное и качественное оформление первичных учётных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учёте, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившее и подписавшие эти документы. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учётных документов, утверждает руководитель организации. |
Данный реквизит должен содержать сокращённое или полное наименование экономического субъекта, от имени которого составлен документ. |
Рисунок 5.2 – Описание обязательных реквизитов первичного учётного
документа
УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации (подпись) (расшифровка подписи) |
Наименование документа | Должность лица, имеющего право подписи |
| |
Составил (подпись) (расшифровка подписи) |
Рисунок 5.3 – Образец оформления перечня лиц, имеющих право подписи первичных учётных документов
ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ |
утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которые возложено ведение бухгалтерского учёта [4, п. 4 ст. 9]. |
Должностное лицо может предложить к утверждению разработанные Государственным комитетом Российской Федерации по статистике или самостоятельно (иным путём) первичные учётные документы. Примечание: Исключение составляют документы по учёту банковских операций — разрабатываются Центральным банком Российской Федерации. |
Рисунок 5.4 – Требования к формам первичных учётных документов
ПЕРВИЧНАЯ УЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ |
Учёт труда и его оплаты [8, 10]. |
Учёт торговых операций [12]. |
Учёт сельскохозяйственной продукции и сырья [15]. |
Учёт кассовых операций [13]. |
Банковские расчётные документы [3]. |
Учёт продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения [11]. |
Учёт результатов инвентаризации [7, 13]. |
Учёт работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ [9, 10]. |
Учёт нематериальных активов [10]. |
Учёт основных средств [14]. |
Учёт работы строительных машин и механизмов [16]. |
Учёт работ в автомобильном транспорте [16]. |
Рисунок 5.5 – Формы первичных учётных документов, разработанные
Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и
Центральным банком Российской Федерации