Выручка – это доход от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.
Тема № 4. Выручка, прибыль и рентабельность
4.1. Выручка и прибыль предприятия
Выручка и прибыль являются основными показателями финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Выручка – это доход от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.
На размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:
1) в сфере производства – объем производства, качество продукции, ее ассортимент, ритмичность выпуска и т. д.;
2) в сфере обращения – ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
3) не зависящие от деятельности предприятия – нарушения договоров поставщиками материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.
Общая сумма выручки от реализации продукции на предстоящий период (год, квартал) включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выручку от выполнения работ и оказания услуг промышленного и непромышленного характера.
Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции – без экспортных тарифов).
Существует два метода определения плановой выручки:
1) метод прямого счета;
2) расчетный метод.
1. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. это наиболее достоверный метод планирования выручки. Здесь выручку от реализации можно определить по следующей формуле:
В = Р х Ц (4.1), где:
В – сумма выручки;
Р – объем сопоставимой реализованной продукции;
Ц – цена единицы реализованной продукции.
2. Основой расчетного метода является объем реализованной продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой продукции так же, как и затраты на реализуемую продукцию:
ВРП = О1 + ТП – О2 (4.2), где:
ВРП – планируемая сумма выручки от реализации продукции;
О1 – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТП – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
О2 – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.
Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности.
По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией.
Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.
Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции:
1) Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
2) Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;
3) Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью - понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.
В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант).
Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют следующие виды (этапы) прибыли:
1. валовая прибыль - определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.
Валовую прибыль рассчитывают по формуле:
Пвал = ВР - С (4.3)
где: ВР - выручка от реализации;
С - себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
2. прибыль (убыток) от продаж - представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
Ппр = Пвал - Ру - Рк (4.4)
где: Ру - управленческие расходы;
Рк - коммерческие расходы.
3. прибыль (убыток) до налогообложения - прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
Пдно = Ппр ± Содр ± Свдр (4.5)
где: Содр - операционные доходы и расходы;
Свдр - внереализационные доходы и расходы.
4. прибыль (убыток) от обычной деятельности - может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):
Под = Пдно - Н (4.6)
где: Н - сумма налогов.
5. чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) - это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов:
Пч = Под ± Чдр (4.7)
где: Чдр - чрезвычайные доходы и расходы.
Рис. 4.1. Взаимосвязь показателей прибыли
4.2. Основные источники получения прибыли
Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре.
Величина прибыли зависит от:
1) правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом);
2) создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.);
3) от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше размер прибыли);
4) от снижения издержек производства.
4.3. Рентабельность и ее виды
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности.
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Термин «рентабельность» ведет свое происхождение от слова рента, что в буквальном смысле означает «доход». Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам.
1. Рентабельность продукции (норма прибыли) - это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
(4.8)
где: Пвал – валовая прибыль;
С - себестоимость единицы продукции.
2. Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):
(4.9)
где П - сумма прибыли;
ОСср - среднегодовая стоимость основных средств;
ОбСср - средние за год остатки оборотных средств.
3. Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. При этом в качестве финансового результата в расчете могут использоваться различные показатели прибыли. Наиболее широко используются следующие:
а) Рпродаж по Пвал = (Пвал / ВР) • 100 % (4.10);
б) Операционная рентабельность = (EBIT / ВР) • 100 % (4.11);
где: EBIT – прибыль до налогообложения.
в) Рпродаж по Пч = (Пч / ВР) • 100 % (4.12).
4.4. Финансовое состояние предприятия
Основная цель предприятия - получение максимальной прибыли - может быть достигнута при условии обеспечения устойчивого финансового состояния. Правильное определение финансового состояния предприятия имеет большое значение не только для него самого, но и для акционеров и потенциальных инвесторов предприятия. Для его оценки проводится финансовый анализ. В ходе проведения анализа рассчитывается комплекс показателей, основная информация для расчета которых черпается из форм бухгалтерской отчетности предприятия.
Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия:
1) коэффициенты ликвидности;
2) показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости);
3) коэффициенты рентабельности;
4) коэффициенты деловой активности.
Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентов ликвидности:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности
Кал = ДС / КП (4.13)
где: ДС – денежные средства;
КП – краткосрочные пассивы.
Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.
В мировой практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 - 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 - 30 % текущих обязательств.
2. Коэффициент текущей ликвидности
Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств.
Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере, теоретически).
(4.14)
где: ОбА - оборотные активы;
КДО - краткосрочные долговые обязательства.
Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем выше показатель, тем лучше платёжеспособность предприятия.
Нормальным считается значение коэффициента от 1.5 до 2.5, в зависимости от отрасли. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.
3. Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности - финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).
Кбл = (Текущие активы — Запасы) / Текущие обязательства (4.15)
В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40% и менее от учетной стоимости запасов. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя - 1, однако эта оценка также носит условный характер.
Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями:
1. Коэффициент автономии характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств:
Коэффициент автономии = Собственный капитал / Валюта баланса (4.16)
Считается нормальным, если значение показателя коэффициента автономии составляет 0,6 - 0,7, то есть финансирование деятельности предприятия осуществляется не менее, чем на 60-70 % из собственных источников.
2. Доля заемных средств определяют по формуле:
Доля заемных средств = Суммарные заемные средства / Валюта баланса (4.17)
Данное отношение показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы.
Эти два коэффициента в сумме равны 1.
3. Коэффициент маневренности собственных средств (Км) показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Собственные оборотные средства представляют собой сумму собственного капитала и долгосрочных кредитов за минусом внеоборотных активов.
Км = Собственные оборотные средства / Собственный капитал (4.18)