Общая характеристика таможенных органов РФ

Реферат

Общая характеристика таможенных органов РФ

Выполнила:

студентка очной формы обучения специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» (в области таможенной деятельности)

Волкова Юлия Сергеевна

Коломна

Общая характеристика таможенных органов РФ

Новый Таможенный кодекс ориенти­рует таможенные органы на выполнение функций по защите эконо­мики страны, ее товаропроизводителей и потребителей, на осуществ­ление политики разумного протекционизма. Дадим определение таможенного органа.

Таможенный орган - представляет собой федеральный государствен­ный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетен­цией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Таможенные органы составляют единую, иерархически построен­ную систему, в которую входят:

1) Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно ГТК (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ГТК могут находиться государ­ственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Планирование деятельности таможенных органов осуществляется, исходя из плановых сумм, которые необходимо внести в бюджеты соответствующего уровня и в фонд развития таможни. Федеральная таможенная служба распределяет плановую сумму по региональным таможенным управлениям, а те, в свою очередь по таможням и таможенным постам.

Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются ор­ганам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоя­щий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

Таможенным органам присущи следующие основные признаки.

Во-первых, будучи органами исполнительной власти, входящими в структуру федеральных органов, они осуществляют исполнитель­но-распорядительную деятельность. Конституционные нормы предо­пределяют публично-правовой характер деятельности таможенных органов.

Исполнительно-распорядительные отношения в государстве на­целены на исполнение законов и решений представительных органов. С помощью исполнительной власти ведется исполнительно-распоря­дительная деятельность государственного аппарата. Как органы ис­полнительной власти таможенные органы выполняют государствен­ные задачи.

Исполнительная деятельность таможенных органов основывается на общественных отношениях, складывающихся в процессе или по по­воду перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Такие отношения касаются правового регулирования та­моженного режима, порядка таможенного оформления, взимания таможенных платежей и других институтов таможенного права. Именно таможенно-правовое регулирование общественных отношений, явля­ющихся основой таможенного дела, позволяет ориентировать дейст­вия служащих таможенных органов в соответствии с общепринятым принципом деятельности государственных органов: «то, что не разре­шено законом, — запрещено».

Во-вторых, деятельность таможенных орга­нов происходит под общим руководством Правительства РФ, перед которым они отчитываются о своей деятельности. Президент России полномочен создавать, реорганизовывать, ликвидировать любой центральный федеральный орган исполнительной власти, в том числе и федеральное таможенное ведомство, а также назначать и освобождать от должности его руководителя. Правительство РФ, согласно п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики. Оно наделе­но большими полномочиями и в области таможенного дела (осущест­вляет общее руководство, обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с другими госу­дарствами).

В-третьих, являясь органами специальной компетенции, таможенные органы реализуют свои полномочия в сфере перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Исполни­тельные органы государственной власти по содержанию своей дея­тельности дифференцируются на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции выполняют все общие админист­ративные функции, а специальной — осуществляют отраслевое или межотраслевое управление. Для рассматриваемых, органов осуществ­ление таможенной деятельности является главнейшей производствен­ной задачей, которую они исполняют на постоянной и систематиче­ской основе.

В-четвертых, таможенные органы отнесены законодательством к числу правоохранительных, так как они пресекают неправомерные деяния и привлекают к ответственности виновных. Правоохранитель­ный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствую­щими функциями, регламентированными ст. 403 ТК: они ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемеще­нию, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

В-пятых, таможенные органы выступают как федеральные орга­ны исполнительной власти, аккумулирующие в себе административ­но-правовой и финансово-правовой статусы. В зависимости оттого, из какого бюджета финансируется государственный орган» в науке принято различать федеральные органы исполнительной власти и ор­ганы исполнительной власти субъектов Федерации. Финансирова­ние таможенных органов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Следует отметить, что федеральные органы, в свою очередь, подразделяются на центральные (министер­ства, ведомства) и территориальные. В качестве центрального выступает Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, территориаль­ными же являются региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

В-шестых, немаловажной особенностью таможенных органов яв­ляется наличие официальных символов: флага, вымпела и эмблемы, описание которых утверждается Президентом РФ (ст. 404 ТК). При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу.

Наши рекомендации