Анализ расходной части федерального бюджета РФ
Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей. После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьёзнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населению. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимости от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые. С сентября 2011 года , когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство РФ и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. Утверждённый план действий направлен на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Согласно оценкам, за 2012 год добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,2% , и этот рост был обусловлен как благоприятной внешней конъектурой, так и повышение внутреннего спроса. Несмотря на это в последние годы наметилось устойчивое сокращение темпов прироста добычи. Для сохранения рентабельности добычи полезных ископаемых необходимо постоянное пополнение минерально-сырьевой базы за счёт вновь разведанных месторождений. На эти цели только в федеральном бюджете 2007 года было предусмотрено 18, 1 млрд.руб. Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные Энергетической стратегией России на период до 2020 года. Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов. Для того чтобы не допустить сдерживание экономического роста за счет дефицита энергопотребления , следует ощутимо увеличить генерирующие мощности электростанций. При решении этой проблемы большие надежды возлагаются на атомную энергетику. На эти цели в 2012году выделено 18 млрд. руб. В программе антикризисных мер Правительства РФ в 2013году государством будет расширена поддержка инновационных проектов направленных на повышение ресурса- и энерго-эффективности. Наличие программы использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям. Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, в том числе атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Развитие российской экономики невозможно без создания эффективной транспортной системы. С учётом сложившейся ситуации необходимы ускоренная модернизация и разветвлённость транспортной системы. Именно по этому бюджетные расходы на эти цели увеличиваются. В 2012 году на развитие транспортной системы из федерального бюджета было выделено 181,6 млрд. руб. большая часть этих средств направляется на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог , снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям. В 2011 году бюджетные ассигнования на транспортный комплекс ,развитие транспортной инфраструктуры и автомобильные дороги было выделено 295 млрд. руб. , в 2013 году -560млрд.руб. В бюджете, помимо расходов на дороги федерального значения, предусмотрены расходы на развитие дорожной сети внутри крупных городов. В 2012 году из федерального бюджета было потрачено 35 млрд. руб. на субсидии, связанные со строительством других дорог, бюджетам других уровней. В бюджете предусмотрены ассигнования на модернизацию парка воздушных судов с целью приведения их в соответствие международным стандартам. Размер финансирования связанных с этой целью мероприятий из федерального бюджета в 2012 году составил 10,3 млрд.руб. Предпринимаются меры по обеспечению не дискриминационного доступа топливных и авиационных компаний к объектам инфраструктуры топливно-заправочных комплексов в аэропортах с целью снижения издержек авиаперевозчиков. На развитие морского транспорта выделено 7,3 млрд. руб. Эти средства направляются на поддержание конкурентоспособности торгового флота и морских портов. Предусмотренные меры поддержки будут способствовать повышению загруженности морских портов к 2010 году почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом, росту российского торгового флота , причем как численности судов, так и их совокупного водоизмещения. На развитие железнодорожного транспорта 10,8 млрд. руб., что направлено на меры по обновлению и модернизации основных фондов, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, улучшения качества обслуживания.