Принципы межбюджетных отношений в РФ. Формы межбюджетных трансфертов, основные условия их предоставления
Межбюджетные отношения—это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления по осуществлению бюджетного процесса. Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративные бюджетные системы строятся на противоположных основах, им присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы функционирования федеративных бюджетных систем называют принципами бюджетного федерализма.
Основная задача бюджетного федерализма — в конкретных экономических и политических условиях выработать наиболее эффективную модель бюджетных отношений. Для этого, прежде всего, необходимо четко распределить расходные функции между уровнями власти.
Россия относится к асимметричным федерациям. В ее состав входят республики, края, области, автономные округа, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Принцип равенства прав, заложенный в Конституции РФ, не исключает различия реально сложившихся социально-экономических и политических условий развития субъектов РФ.
Бюджетный кодекс регламентирует следующие принципы межбюджетных отношений:
– распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
– разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
– равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
– выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
– равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов не решают проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности, так как бюджеты субъектов РФ различаются по финансовому потенциалу, поэтому весьма важным является установление принципов оказания финансовой помощи. Нормативы определения минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи, определяются на основе единой методики с учетом особенностей субъектов РФ. Эти нормативы согласовываются с субъектами РФ до принятия Закона о бюджете на очередной финансовый год.
Оказание финансовой помощи может осуществляться в следующих формах:
– дотациина выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
– субвенции и субсидиина финансирование отдельных целевых расходов;
– бюджетные кредиты;
– бюджетные ссудына покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов.
В последние годы в России началась практическая отработка механизмов, стимулирующих проведение на региональных уровнях экономических и бюджетных реформ, продолжается совершенствование методологии бюджетного выравнивания с законодательным закреплением на среднесрочную перспективу. Реформа межбюджетных отношений должна обеспечить повы-шение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации.
За счет бюджетов субъектов РФ финансируется строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, охрана окружающей при-родной среды, социально-культурные мероприятия и другие расходы, имеющие социальную направленность. Бюджеты субъектов РФ становятся важнейшим источником финансирования социально-экономических программ регионов.
Изменение бюджетной политики оказывает влияние на все уровни бюджетной системы страны. Традиционно к местным бюджетам относились: районные бюджеты, городские бюд-жеты, районные бюджеты в городах, сельские и поселковые бюджеты. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети социально-культурных учреждений, таких, как детские дошкольные учреждения, школы, медицинские учреждения и т.д.