Анализ и оценка конкурентной стратегии

На сегодняшний день ООО «Монолит-Строй» применяет стратегию концентрированного роста – усиление стратегии на рынке, стратегия развития рынка строительных услуг. Этот тип стратегии требует больших маркетинговых усилий, горизонтальную интеграцию, установление контроля над конкурентами. Поиск новых рынков для конкретного типа продукта или услуг является доминантой. Эта стратегия имеет свои цели, рост объема продаж за счет внедрения на новых рынках.

На Беловском рынке строительно-ремонтных услуг существует ряд фирм, занимающихся подобной деятельностью:

ООО «Махсут» работает на строительном рынке Кемеровской области с 1990 года. За 15 лет производственной деятельности построено реконструировано и введено в эксплуатацию более 200 объектов различного назначения. В центральном офисе располагается аппарат управления компании. Перечень товаров и услуг: монтаж легких ограждающих конструкций, капитальный ремонт помещений, косметический ремонт помещений, реконструкция (переоборудование) зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений, фасадные работы, кровельные работы, устройство полов, теплые полы, устройство подвесных потолков, вентиляция, кондиционирование, водопровод, канализация, отопление, сварочные работы, устройство электроснабжения и освещения, проектные работы, оформление разрешительной документации.

Компания ООО «Строй-Индустрия», которая успешно реализует строительные проекты начиная с 1996 года. Компания предлагает следующие услуги: перепланировка и дизайн-проект зданий и квартир; строительство жилых домов, зданий и сооружений; комплексный ремонт и отделка квартир, офисов и производственных помещений; реконструкция и ремонт зданий; возведение малых архитектурных форм (беседки, заборы, и т.д.); услуги по обеспечению строящихся объектов материалами; устройство подвесных потолков; вентиляция, кондиционирование; водопровод, канализация, отопление; устройство электроснабжения и освещения.

Анализируя конкурентов, необходимо оценить их текущие задачи, стратегии, главные достоинства и недостатки и спрогнозировать их возможные действия в будущем. Кратко охарактеризуем задачи стратегии, достоинства и недостатки основных конкурентов ООО «Монолит-Строй». При оценке будем опираться на то, что основными достоинствами компаний, предлагающих ремонтные услуги и претендующих на серьезные позиции на данном рынке, являются репутация и квалифицированный персонал.

Таблица 4 Анализ строительной фирмы ООО «Махсут»

Достоинства Недостатки
- возможность привлекать к работе лучших специалистов региона; - подготовка и внедрение перспективных инвестиционных проектов; - возможность бесплатного вызова специалиста на объект; - специализация на работе с мелкими клиентами.   - небольшой опыт работы на рынке (1,5 года). -недостаточная реклама  

Таблица 5 Анализ строительной фирмы ООО «Строй-Индустрия»

Достоинства Недостатки
- опыт работы 9 лет; - высокое качество услуг; - наличие собственной проектной группы; - опыт участия в крупных строительных работах.   - отсутствие мощной производственной базы, достаточного количества транспорта и механизмов; - отсутствие имиджа фирмы; - низкая степень осведомленности о фирме; - отсутствие услуг, оказываемых фирмами-конкурентами (авторский надзор; консультации; согласование перепланировки специалистом фирмы); - нестабильное финансовое состояние фирмы; - не соблюдение сроков сдачи объекта; - отсутствие налаженных хозяйственных связей с поставщиками.  

Ниже приведена таблица достоинств и недостатков ООО «Монолит-Строй»

Таблица 6 – Анализ ООО «Монолит-Строй»

Достоинства Недостатки
-изготовление собственных материалов; -высокое качество услуг; -ремонт осуществляют специалисты, зарекомендовавшие себя в реставрационных работах; - мощная производственная база, транспорт и механизмы, позволяющие выполнять практически весь комплекс работ; - опыт участия в крупных строительных и реставрационных работах; - высокая квалификация работников; - соблюдение сроков; - бесплатный выезд специалиста на объект; - хорошая репутация фирмы и благоприятный имидж; - широкая известность.   -небольшой опыт работы; - не специализируется на работе с мелкими клиентами.  

Таким образом, все вышеперечисленные компании являются лидерами на рынке, но следует отметить, что на территории Белово действует много и других строительных компаний, предлагающих более узкий круг строительно-ремонтных услуг. Все эти фирмы, по сути, занимаются аналогичным видом деятельности, однако, в каждом из них есть услуги, которые не предоставляются другими компаниями, что позволяет сотрудничать друг с другом.

Таблица 7 - Роль компании на рынке и изменение конкурентной позиции участников строительного рынка

Компания Существующая роль на рынке (конкурентная позиция) Динамика конкурентной позиции
ООО «Монолит-Строй» Лидер Быстрое улучшение конкурентной позиции
ООО «Махсут» Сильная позиция Ухудшение конкурентной позиции
ООО «Строй-Индустрия» Слабая позиция Быстрое ухудшение конкурентной позиции
ООО «Стройснабжение» Аутсайдер Улучшение конкурентной позиции

Анализ табл. 7 показывает, что все компании являются виолентами, придерживаются стратегии дифференциации продукции. Компании используют стратегию индивидуальных разработок в сфере строительной отрасли и их продуктов, продукция всех компаний представлена в каждом из ценовых сегментов рынка.

Процесс конкуренции осуществляется через корпоративные стратегии и стратегии бизнес-уровня.

Таблица 8 - Стратегии бизнес-уровня

Компания Стратегия конкуренции бизнес-уровня
ООО «Монолит-Строй» Расширение рынка
ООО «Махсут» Улучшение рыночной позиции
ООО «Строй-Индустрия» Удержание рыночных позиций
ООО «Стройснабжение» Улучшение рыночной позиции

Исходя из положения, что конкуренция – это система бизнес - процессов, то конкурентоспособность предприятия определяется совокупностью свойств и особенностей реализации его бизнес-процессов, анализ внутренней среды предполагает разработку, расчет и экономическую интерпретацию системы показателей, характеризующих основные и вспомогательные бизнес-процессы предприятия, а также процесс управления.

В основе успеха компании лежат конкурентные преимущества высшего порядка. Ключевым фактором успеха на любом рынке, является установление долгосрочных отношений с важнейшими клиентами. Для установления подобных отношений необходимо сформировать у клиента высокий уровень лояльности к компании и ее услугам.

Высокий уровень лояльности со стороны ключевых клиентов обеспечивается следующим набором конкурентных преимуществ: имидж продвинутого, динамично развивающейся компании; высокое качество услуг; высокая репутация; позитивные межличностные отношения между руководителями и ключевых клиентов; неконфликтность (все спорные вопросы с клиентами, вопросы задолженности и т. п. решаются во внесудебном порядке); финансовая надежность; известность фирмы; наличие крупных клиентов; большой опыт работы на рынке; перспективы расширения деятельности фирмы; положительный психологический климат в коллективе; остановимся более подробно на вопросе формирования имиджа компании.

На данном этапе своего развития компания захватила определенную нишу на рынке и утвердилась в ней. Компания может позволить себе осуществлять расходы на общую рекламу и на имидж-рекламу.

Репутация компании и качество предоставляемых ею услуг являются ключевыми характеристиками успеха любой компании в сфере услуг, важнейшими конкурентными преимуществами высшего порядка.

Стратегическая цель ООО «Монолит-Строй» - создание, производство и продажа строительных услуг, которые соответствуют запросам потребителей в России и за рубежом.

Оперативные цели: поддержание качества предоставляемых услуг и приобретение новых заказчиков и потребителей, реализация материалов и услуг за территорией Кемеровской области.

Исходя из миссии, руководство предприятия ставит перед собой стратегические задачи на 2016 - 2018 гг. по следующим направлениям:

- создание и выпуск новых услуг, соответствующих нуждам потребителей, с индивидуальными характеристиками, обеспечивающими конкурентоспособность продукции предприятия на рынках сбыта не только Татарстан, но и за его пределами;

- развитие и поддержание на необходимом уровне системы менеджмента качества, с реализацией принципа ТQМ по улучшению деятельности на основе систематической оценки эффективности процессов СМК;

- совершенствование систем энергетического и материально - технического снабжения, обеспечивающих партнерские отношения с поставщиками и гарантированные поставки строительных услуг с минимальными издержками;

- совершенствование системы оплаты труда, обеспечивающей эффективную мотивацию работы персонала, обучение и подготовку кадров;

- внедрение, на базе современных технических средств информационных технологий, эффективной автоматизированной системы управления предприятием;

- получение прибыли, необходимой и достаточной для развития предприятия, повышение доходов государства и работников предприятия.

На основе проведенного анализа были сделаны выводы:

ООО «Монолит-Строй» занимается как строительством новых зданий, так и реконструкцией, капитальным ремонтом существующих, осуществляет эксплуатационное обслуживание построенных или реконструированных объектов. В число предоставляемых услуг входит также выполнение дизайн-проектов и элитная отделка внутренних помещений.

Сильными сторонами ООО «Монолит-Строй» являются:

- высококвалифицированный персонал;

- развитие инноваций на предприятии;

- высокая заработная плата и соц. пакет;

- сильная корпоративная культура.

Слабыми сторонами предприятия являются:

- высокая степень износа отдельного оборудования;

- большой спектр основных фондов непрофильного назначения, что повышает общую себестоимость.

- с введением новых направлений транспортировки угля возросли производственные риски.

В качестве основных конкурентов исследуемой фирмы ООО «Монолит-Строй» были определены ООО «Махсут» и ООО «Стой-индустрия». Причиной выбора именно этих фирм является то, что они:

- находятся в территориальной близости от исследуемой фирмы;

- предоставляют потребителям сопоставимый набор услуг;

- придерживаются сопоставимой ценовой политики.

На данном этапе своего развития ООО «Монолит-Строй» захватила определенную нишу на рынке и утвердилась в ней. Компания может позволить себе осуществлять расходы на общую рекламу и на имидж-рекламу.

Репутация компании и качество предоставляемых ею услуг являются ключевыми характеристиками успеха любой компании в сфере услуг, важнейшими конкурентными преимуществами высшего порядка.

Стратегическая цель ООО «Монолит-Строй» - создание, производство и продажа строительных услуг, которые соответствуют запросам потребителей в России и за рубежом.

3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «МОНОЛИТ-СТРОЙ»

3.1 Стратегические направления развития ООО ООО «Монолит-Строй»

Анализ существующей ситуации на предприятии позволяет выявить проблему высшего приоритета - снижение спроса на продукцию. Маркетинговые исследования рынка продукции предприятия показали, что она теряет свои конкурентные позиции в связи с появлением новых конкурен­тов на рынке, предлагающих аналогичную продукцию. [19, 115с.]

Таблица 6 - «Морфологический ящик» стратегий ООО «Монолит-Строй»

№ п/п параметры характеристики
1. Ассортимент 1.1 Широкий 1.2 Узкий 1.3 Средний
2. Масштаб произ­водства 2.1 Расширение 2.2 Сокращение 2.3 Сохранение
3. Качество продук­ции 3.1 Лидерство в ка­честве 3.2 Минимальное качество 3.3 Среднеотрасле­вой уровень качест ва
4. Структура рынка сбыта 4.1 Многосегмент­ный 4.2 Доминантно- сегментный 4.3 Полисегментный
5. Рыночная экспан­сия 5.1 Расширение ох- ва-тываемого сек­тора 5.2 Сокращение сектора рынка 5.3 Сохранение ох­ватываемого секто­ра
6. Структура рынка поставщиков 6.1 Многосегмент­ный рынок 6.2 Доминантно- сег-ментный ры­нок 6.3 Полисегмент­ный рынок
7. Привлечение внеш-них финан­совых ре-сурсов 7.1 Увеличение внеш них финан­совых вложений 7.2Сохранение при-влекаемых средств на том же уровне 7.3 Уменьшение привлекаемых фи­нансовых средств
8. Рыночная конку­ренция 8.1 Концентрация усилий на завоева­нии потребителей 8.2 Концентрация усилий на рекламе продукции 8.3 Концентрация усилий на отноше­ниях с конкурен­тами

В настоящее время основной целью для ООО «Монолит-Строй» является повышение спроса на продукцию. Для решения данной проблемы на предприятии была создана экспертная группа, со­стоящая из генерального директора, технического директора, заместителя директора по экономике и маркетингу, заместителя директора по снабже­нию, начальников цехов, главного инженера и главного бухгалтера.

Альтернативы дальнейшего развития предприятия для повышения спро­са на продукцию:

- Повысить спрос на выпускаемую продукцию на существующем рын­ке;

- Повысить спрос на выпускаемую продукцию с учётом выхода на но­вый рынок;

- Повысить спрос на инновационную продукцию с учётом выхода на новый рынок.

Для выбора приоритетной альтернативы ООО «Монолит-Строй» использовался метод анализа. Наиболее приоритетной для ООО «Монолит-Строй» является альтернатива повышения спроса на выпускаемую продукцию на существующем рынке, так как её коэффициент приоритета по шкале МАИ = 0,543.

Наши рекомендации