Классификационные признаки и виды рынков

Признак классификации Виды рынка
Степень экономической самостоятельности субъектов рыночной системы (продавцов и покупателей) 1. Рынок совершенной конкуренции (конкурентный). Характеризуется множеством продавцов и покупателей одного продукта, свободной конкуренцией участников сделок. 2. Монополистическая конкуренция. Характеризуется значительным числом продавцов и покупателей, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции. 3. Олигополия (в том числе дуополия). Соответствует небольшое число продавцов и множество покупателей. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Дуополия соответствует рыночная власть двух продавцов, и это – частный случай олигополии. 4. Чистая монополия. Возникает если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует. 5. Монопсония – соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция покупателей отсутствует.
Объект купли-продажи (вид продаваемого товара) 1. Рынок товаров и услуг (потребительский) – представлен продовольственными, промышленными товарами, рынком бытовых и коммунальных услуг. 2. Рынок средств производства – включает рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств, а также рынок земли и природных ресурсов. 3. Рынок информации, интеллектуального продукта, «ноу-хау», духовных благ. 4. Рынок жилья, зданий, сооружений непроизводственного назначения. 5. Рынок труда – продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников. 6. Финансовый рынок – рынок денег, валюты, ценных бумаг, капитала.
Степень охвата рыночного производ-ства 1. Региональный 2. Национальный 3. Межнациональный 4. Мировой
Характер функ- ционирования рынка 1. Стихийный – нерегулируемый рынок, отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс. 2. Регулируемый 3. Теневой (нелегальный) – регулируется криминальными структурами
Виды продаж товаров и услуг 1. Продажа за наличные деньги 2. Продажа по безналичным расчетам 3. Продажа в кредит 4. Продажи под залог имущества 5. Бартер
Способ торговли 1. Оптовый 2. Розничный

Потребительский рынок обслуживает в основном сфе­ру личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по:

§ региональному признаку;

§ назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назна­чения и хозяйственного обихода);

§ каналам реализации товара.

Такая классификация позволяет в составе всего потре­бительского рынка выделить рынки регионов и отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорцио­нальности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, отдельным товарам, а также целенап­равленно формировать структуру потребления товаров на­селением страны.

Потребительский рынок характеризуется прежде все­го долей в его составе продовольственных и непродовольст­венных товаров. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясные продукты, кондитерские изделия и др.

Для рынка продовольственных товаров харак­терны следующие специфические черты:

§ широкая взаимозаменяемость товаров по своему функ­циональному назначению, что обусловливает отсутствие от­ложенного спроса;

§ сезонность производства ряда продовольственных то­варов, что вызывает существенные сезонные колебания ре­ализованного спроса;

§ широкие связи между торговлей и производством;

§ совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением;

§ ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.

Рынок непродовольственных товаров отличает­ся от продовольственного рынка более широким ассорти­ментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением товаров по функциональному назна­чению, высокими требованиями населения к ассортимен­ту и качеству товаров.

Для рынка товаров культурно-бытового назна­чения и хозяйственного обихода характерны:

§ длительные сроки потребления;

§ отложенный спрос населения на отдельные изделия;

§ ярко выраженное влияние НТП и жилищных усло­вий населения;

§ общественный характер использования многих пред­метов;

§ организация дополнительных услуг по эксплуата­ции ряда изделий, торговля запасными частями.

Наши рекомендации