Классификационные признаки и виды рынков
Признак классификации | Виды рынка |
Степень экономической самостоятельности субъектов рыночной системы (продавцов и покупателей) | 1. Рынок совершенной конкуренции (конкурентный). Характеризуется множеством продавцов и покупателей одного продукта, свободной конкуренцией участников сделок. 2. Монополистическая конкуренция. Характеризуется значительным числом продавцов и покупателей, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции. 3. Олигополия (в том числе дуополия). Соответствует небольшое число продавцов и множество покупателей. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Дуополия соответствует рыночная власть двух продавцов, и это – частный случай олигополии. 4. Чистая монополия. Возникает если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует. 5. Монопсония – соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция покупателей отсутствует. |
Объект купли-продажи (вид продаваемого товара) | 1. Рынок товаров и услуг (потребительский) – представлен продовольственными, промышленными товарами, рынком бытовых и коммунальных услуг. 2. Рынок средств производства – включает рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств, а также рынок земли и природных ресурсов. 3. Рынок информации, интеллектуального продукта, «ноу-хау», духовных благ. 4. Рынок жилья, зданий, сооружений непроизводственного назначения. 5. Рынок труда – продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников. 6. Финансовый рынок – рынок денег, валюты, ценных бумаг, капитала. |
Степень охвата рыночного производ-ства | 1. Региональный 2. Национальный 3. Межнациональный 4. Мировой |
Характер функ- ционирования рынка | 1. Стихийный – нерегулируемый рынок, отсутствует государственное вмешательство в рыночный процесс. 2. Регулируемый 3. Теневой (нелегальный) – регулируется криминальными структурами |
Виды продаж товаров и услуг | 1. Продажа за наличные деньги 2. Продажа по безналичным расчетам 3. Продажа в кредит 4. Продажи под залог имущества 5. Бартер |
Способ торговли | 1. Оптовый 2. Розничный |
Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по:
§ региональному признаку;
§ назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);
§ каналам реализации товара.
Такая классификация позволяет в составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов и отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.
Потребительский рынок характеризуется прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясные продукты, кондитерские изделия и др.
Для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:
§ широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что обусловливает отсутствие отложенного спроса;
§ сезонность производства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные сезонные колебания реализованного спроса;
§ широкие связи между торговлей и производством;
§ совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением;
§ ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.
Рынок непродовольственных товаров отличается от продовольственного рынка более широким ассортиментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением товаров по функциональному назначению, высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров.
Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны:
§ длительные сроки потребления;
§ отложенный спрос населения на отдельные изделия;
§ ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий населения;
§ общественный характер использования многих предметов;
§ организация дополнительных услуг по эксплуатации ряда изделий, торговля запасными частями.