Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Разнообразие участников расчетных операций и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений при осуществлении расчетных операций и поэтому требуют постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

Цель аудита расчетных операций оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.

В процессе аудиторской проверки расчетных операций следует руководствоваться следующими нормативными документами:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

2. Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

3. Гражданским кодексом РФ, ч. 1 и 2.

4. Налоговым кодексом РФ, ч. 1 и 2.

5. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

6. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

7. Методическими указаниями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации.

8. Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции организации-заказчика различными приемами и методами контроля.

Проверка состояния законности и целесообразности включает расчеты с поставщиками и подрядчиками. Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.

При проверке расчетных операций аудитор должен учитывать особенность организации, использующие рабочий план счетов. Целесообразно сначала выявить наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той или иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения задолженностей и укрепления расчетно-платежной дисциплины определяются посредством проведения фактического и документальных форм контроля.

Источником контрольных данных для проведения аудиторских проверок являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах и первичных документах, а также в Главной книге и отчете. Поэтому аудитор должен установить: 1.имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; 2.перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов;

3.наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив;

4.как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций;

5.состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает, прежде всего, изучение договоров поставки товаров и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Эти договоры должны отвечать требованиям ГК РФ (часть 1, гл. 9 – 18

Программа проверки расчетов с поставщиками и подрядчикам

Основная цель проверки – установить правильность ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги. В соответствии с основной целью аудитору необходимо проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, при ведении учета на персональных компьютерах эти данные отражаются в ведомостях синтетического и аналитического учета.

Основные источники для проверки:

1.договоры на поставку товарно-материальных ценностей;2.договоры на оказание услуг;

3.журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;4 журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;

5.счета-фактуры поставщиков ТМЦ.

Исходя из этой цели вытекает задача аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками – проверка достоверности отчетов, подтверждение реальности приведенных в отчете данных, также бухгалтерского баланса и отчета о прибылях, законности хозяйственных операций.

Первый этап может включать правовую оценку договоров с позиций действующего законодательства. Это объясняется различными вариантами отражения в учете операций в зависимости от условий договора, разницей в принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от юридического статуса контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности.

Следующим этапом при проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация (взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку - расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.
При пренебрежении проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, как правило, происходит нарушение положений Методических указаний по инвентаризации расчетов и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами

них в рабочих документах.

При проверке полноты и достоверности расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор может выявить нарушения, которые классифицируют следующие отклонения:

ü от действующего законодательства;

ü от нормативных актов, определяющих организацию и методологию учета;

ü вследствие несоблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

ü из-за нарушения принципа отнесения доходов и расходов к своим отчетным периодам;

ü вследствие несоблюдения тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета.

Аудитор ответственен за выявление нарушений. Заключение аудитора должно гарантировать, что нарушений в отчетности предприятия нет, или они выявлены полностью, или что ошибки исправлены.

Аудитор должен проверить причину нарушений, выяснить их подлинный характер и возможные последствия. Проведение проверки соответствия отраженных в документах операций установленным правилам позволяет выяснить правомерность хозяйственных операций и обнаружить факты нарушения правил отпуска материалов сторонним организациям и частным лицам, передачи ТМЦ другому материально-ответственному лицу без проведения инвентаризации, бестоварные операции по переброске материала с одного объекта на другой, нарушение сроков сдачи отчетов и др.

При проверке у аудитора нет полной гарантии выявления всех отклонений и нарушений. Работа – аудитора это логическая работа, и он, естественно, имеет право на ошибки по разным причинам: 1.проверка не всех подряд документов;2. разночтение нормативных актов;3.невнимательность к проверке отдельных участков или документов и т.д.

Вопрос 33

Аудит материальных запасов. Источники информации, план и программа аудита, типичные ошибки

Одним из наиболее сложных и объемных участков бухгалтерского учета и, следовательно, аудита является учет материально-производственных запасов.Цель аудиторской проверки учета производственных запасов состоит в подтверждении достоверности данных о наличии и движении товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.

К документам, регулирующим учет материально-производственных запасов, относятся:

1. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступивший в силу с 1 января 2013 года.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 28.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от24.03.2000 г. №31н).

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н., в редакции 2002 г.

4. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н. (взамен действовавшего ПБУ 5/98).

5. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н.

6. Учетная политика организации.

Основными ист. информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:

üдоверенность (ф. № М-2 и № М-2а) – применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;

üприходный ордер (ф. № М-4)– используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;

üакт о приемке материалов (ф. № М-7) – для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

üтребование-накладная (ф. № М-11)– используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами;

üкарточка учета материалов (ф. № М-17) – предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала.

При аудите материально-производственных запасов, прежде всего, необходимо проверить положения учетной политики по учету товарно-материальных ценностей (ТМЦ). При этом особое внимание следует обратить на то:

üкак учитываются материальные ценности - по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;

üкакой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;

üкакой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складе.

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н, к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

üиспользуемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

üпредназначенные для продажи;

üиспользуемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» предусмотрен учет материально-производственных запасов по следующим счетам и субсчетам:

В бухгалтерской отчетности информация о наличии материально-производственных запасов в организации должна отражаться по строкам «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» и «Готовая продукция и товары для перепродажи» Бухгалтерского баланса (форма № 1). Материальные ценности, не принадлежащие организации, надлежит отражать по строкам «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и «Товары, принятые на комиссию» Бухгалтерского баланса (форма № 1). Прочая существенная информация об МПЗ, предусмотренная действующими Положениями по бухгалтерскому учету, раскрывается в пояснительной записке.

Зачастую финансовый результат деятельности всего предприятия напрямую зависит от решения вопросов по закупке и доставке материалов. Кроме того, ошибки, допускаемые в учете, ведут к неправильному формированию себестоимости готовой продукции, к искажению финансового результата, налогооблагаемой прибыли. Поэтому важно выявить все особенности синтетического и аналитического учета материалов на проверяемом предприятии. Необходимо отметить, что аналитическая информация о составе, стоимости, движении материалов, используемых в производстве, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, а также для принятия оптимальных управленческих решений.

Согласно Плану счетов бух. учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкции по его применению учет материалов может вестись двумя способами

1.по фактическим ценам на счете 10 «Материалы»; 2.по планово-учетным ценам на счете 10 с использованием счета 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Если в договоре предусмотрен переход права собственности на материалы по мере их оплаты, то поступившие, но неоплаченные ценности должны учитываться на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Аналогичным образом учитываются неотфактурованные поставки материалов и материалы, находящиеся в пути.

Для обеспечения сохранности материалов с работниками должны заключаться договоры о материальной ответственности (индивидуальные или коллективные), издаются приказы о назначении материально-ответственных лиц предприятия, проводятся инвентаризации.

Приступая к проверке материалов, необходимо ознакомиться с учетной политикой предприятия, где должны отражаться вопросы порядка приобретения и заготовления, оценки материалов при их списании на издержки производства и обращения.

При определении оборотов и остатков по счету 10 необходимо сравнить текущий остаток и остаток за ряд предыдущих отчетных периодов, т.е. выявить изменение сальдо по счету 10 в динамике, рассчитать долю остатка по счету 10 в активе баланса и также рассмотреть этот показатель в динамике.

В соответствии с п.1 ст.10 Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно п. 82 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, в случае любого выбытия имущества с баланса организации (кроме списания на себестоимость готовой продукции) убыток или доход относится на финансовые результаты, если это коммерческая организация, или на увеличение расходов (доходов), если это некоммерческая организация. Этот убыток не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

В Методических рекомендациях определены критерии, по которым в ходе аудиторской проверки проводится сбор аудиторских доказательств.

1. Существование. Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности материалы действительно существуют.

2. Права и обязательства. Необходимо убедиться в том, что права организации на материалы, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.

3. Возникновение. Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию материалов имели место в течение отчетного периода.

4. Полнота. Необходимо убедиться в том, что отсутствуют материалы, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

5. Стоимостная оценка. Необходимо убедиться в том, что:

ü МПЗ отражены в учете и отчетности в правильной оценке: по фактической себестоимости или по рыночной стоимости, если она ниже фактической себестоимости;

ü способ оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином выбытии применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой.

6. Измерение. Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие материалы отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

7. Представление и раскрытие. Необходимо убедиться в том, что:

ü материалы правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи;

ü операции с материалами отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

ü вся существенная информация о материалах раскрыта в отчетности.

Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения аудиторских процедур, которые осуществляются в три этапа.

1-й этап. Процедуры подготовки и планирования аудита.

2-й этап. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.

3-й этап. Заключительные процедуры (анализ ошибок, формирование мнения о достоверности показателей).

Наши рекомендации