Способы группировки элементов номенклатуры

В любых экономических условиях становится важным, каких товаров мы продаем больше всего, и на что нам следует обратить внимание для того, чтобы продолжать получать прибыль, не потерять своих клиентов, а также повысить объем продаваемых товаров и услуг. Подобный анализ играет важную роль при принятии управленческих решений.

В программном продукте "1С:Бухгалтерия 8" (ред. 2.0) данная возможность реализована в виде справочника Номенклатурные группы, который объединяет элементы справочника Номенклатура по определенным признакам, избранным пользователем.

Рассмотрим, как использовать данный механизм для получения необходимой информации по продажам, а также для управления и анализа.

Прежде чем открывать и использовать справочник Номенклатурные группы, необходимо определить, какая группировка товаров и услуг вам необходима для получения нужной информации и как ее организовать, или иными словами, какие задачи должны решаться с использованием информации по суммам реализации определенных групп товаров и услуг.

Вначале следует определить, какие номенклатурные группы имеются, и как их разделить для наиболее полного и точного последующего анализа. Этот процесс творческий, так как полностью зависит от профессионального мнения бухгалтера, его отношения к специфике деятельности организации, видов реализуемых товаров и, соответственно, задач по содержанию аналитической группировки информации, поставленных перед руководителем учетного отдела.

Рассмотрим способы разделения номенклатуры на номенклатурные группы и качество информации, получаемое вследствие этого.

1. Самый первый и простой способ - это обобщение в однородные группы. Он предполагает объединение элементов номенклатуры в группы исходя из их физических, потребительских свойств. Например: иглы, нитки, пуговицы можно объединить в одну номенклатурную группу - швейная фурнитура. Аналогично можно объединить товары в такие группы как: кожаные изделия, детская одежда, молодежные, спортивные товары, овощи, фрукты, сигареты, сигариллы, табак для кальяна, молочные продукты и т. д. Группировка по данному признаку позволит получить информацию по продажам однородных групп товаров. Это позволит оценить доходность каждой группы и определить наиболее выгодные из них для реализации, доходные и оборотные. Данная информация позволит определить, какие товары следует продавать для получения максимального дохода, а какие стоит закупать в меньшем объеме.

Достоинством данного способа разделения будет наглядное представление о продажах по каждой группе товаров и формировании доли каждой группы в общем объеме выручки, а также простота его использования. Недостатком можно считать отсутствие информации о наиболее прибыльной и оборачиваемой номенклатуре.

2. Разделение номенклатуры по оборачиваемости. Данный метод сложнее, так как предполагает предварительный анализ, который позволит отнести каждую номенклатуру к группе. Группы можно разделить по количеству продаж (до 100 ед. в мес., от 100 до 1 000 ед., более 1 000 ед.), сумме (до 10 тыс. руб., от 10 тыс. до 100 тыс. руб., более 100 тыс. руб.) или согласно субъективной оценке (высокооборотные, среднеоборотные, низкооборотные). К примеру, самые оборачиваемые товары можно объединить в одну группу "высокооборотные", а товары с низкой оборачиваемостью - в "низкооборотные". В конце каждого периода мы сможем оценить, насколько изменилась выручка от наиболее продаваемых товаров, составляющих основную прибыль организации, что позволит проводить более точную маркетинговую политику закупок и продаж.

Данная группировка позволит сформировать информацию и провести анализ по оборачиваемости каждой группы. Если применить в данном случае "правило трех сигм" из статистики, то его использование упрощенно будет означать, что основные продаваемые товары должны находиться в группе высокооборотных, так как составляют основу реализации. Это, в свою очередь, означает: товары, относящиеся к группе низкооборотных и среднеоборотных, будут приносить малую долю дохода (особенно если у нас одинаковая наценка на товары или она существенно не отличается). Поэтому, выделяя и сохраняя элементы номенклатуры по группам в зависимости от количества продаж, в динамике по месяцам на счете 90 "Продажи" мы получаем информацию об объеме продаж каждой группы, а также об изменениях в объемах продаж. Это позволит определить наиболее продаваемые позиции и строить маркетинговую политику более точно.

Таким образом, положительной стороной данного разделения будет определение основных продаваемых товаров, тенденций продаж и изменение структуры продаж, что позволит выявить падение спроса и найти новые доходные позиции среди малооборотных товаров. Отрицательная сторона - отсутствие достаточной информации по продаваемым товарам и необходимость постоянного анализа, так как элементы номенклатуры могут менять свою доходность в каждом периоде.

4.

Наши рекомендации