Стог — это архитектурное сооружение
В кроссворде вопрос: «Большая куча сена» — и ответ: «Стог». Но разве стог — это просто куча сена? Тогда можно сказать, что и дом — это груда кирпичей, а лучше, глины. Стог — это архитектурное сооружение. Стога метали с неистовством и любовью. Даже место для стога выбирали особенное, так, чтобы он украшал пейзаж, а не' портил его. Были даже мастера метать стог, которые руководили всем процессом. Они стояли наверху, а подавать сено могли даже молодые парни или подростки. Это второстепенная работа, требующая не только силы и ловкости, но не мастерства.
Сначала всегда прикидывали, какой будет стог. Размер его определяли в пудах. Например, если решили сделать стог на двести пудов, то у него будет определенное основание: столько-то шагов в длину, и столько-то в ширину. Основание стога определяло все его пропорции. Сначала, до середины, стог расширяется во все четыре стороны (основание у него прямоугольное, а не бесформенное), потом мастера начинают вершить, то есть постепенно сужать его кверху, наподобие купола или шатра. На стоге бывает человек пять-шесть, и вместе со стогом они поднимаются все выше и выше. Вилы, чтобы ими подавать сено, становятся все длиннее. Были такие вилы «троешки» (то есть с тремя зубьями), которые крепились на длинные черенки. Подцепишь сено и начинаешь руками перебирать по черенку, поднимая сено все выше и выше. Вот уже и с земли неудобно сено подавать, мужики становятся на телегу. В редких случаях устраивали даже около стога помост. Сено сначала на помост, а потом уж и на стог. Колючая солома сыплется и колет потное тело. Стог все больше заостряется. Вот уже шестерым метальщикам там тесно, и они по очереди спускаются на землю, пока не останется только один. Надо сказать, что ему спуститься со стога непросто: стог высокий, покатость его крута. Но спускались, еще никто не оставался ночевать на стогу.
Наконец стог очесывают со всех сторон граблями, чтобы он был гладким и опрятным. Смотришь с возвышенности на расстилающуюся низину, а там стога. Или даже так: «Над скудной глиной желтого обрыва в степи грустят стога». Стога наравне с церквями и колокольнями украшали русскую землю.
Как, по вашему мнению, В. Солоухин относится к крестьянскому труду? Л
Мне кажется, что В. Солоухин относится к крестьянскому труду с большой любовью и уважением. Он знает все до мельчайших подробностей, даже то, как колется сыплющаяся солома. Он видел это все и знает не понаслышке, как тяжело сделать стог. В.Солоухин сравнивает его с архитектурным сооружением, потому считает, что метальщику нужно столько же мастерства, как и архитектору, возводящему красивое здание.
№22
I