Сущность межбюджетных отношений

К система межбюджетных отношений относится:

1)Перераспределение расходных полномочий, полномочий по управлению доходами, между органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, а так же объемов, условий и механизмов предоставления финансовой помощи из регионального бюджета.

Объем средств предоставляемый в рамках межбюджетных отношений одним бюджетом другому бюджету называется межбюджетными трансфертами. Они предоставляются в следующих видах:

1)дотации бюджету др.уровня по выражению его бюджетной обеспеченности

2)субсидии

3)субвенции бюджету др.уровня

а так же в др.формах

Межбюджетные дотации-трансферты предоставляемые на безвозмездной основе для покрытия текущих расходов без установления направлений и условий их использования (т.е без целевого назначения)

Межбюджетные субсидии-это межбюджетные трансферты предоставляемые бюджетам субъектов РФ, бюджетам муниц.образований в целях финансирования расходных обязательств возникающих при выполнении полномочий регионального, местного значения, атак же по предметам совместного с вышестоящим органом гос.власти ведения.

Межбюджетные субвенции- это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Рф и местным бюджетам в целях финансирования обеспечения их расходных обязательств по выполнению полномочий переданных органами власти иного уровня в установленном порядке.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются в случае и порядке предусмотренных законами органов гос.власти, принимаемые в соответствии с ними и иными правовыми актами органов гос. власти соответствующего уровня и муниципально-правовыми актами.

Дефицит бюджета.

Дефицит – это превышение расходов над доходами

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4. Неэффективность финансовой системы государства.

5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6. Коррупция в государственном секторе.

7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

· циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

· структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Наши рекомендации